Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександр Финогенов
1 Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста Заместитель заведующего по ВМР Булатова Ольга Викторовна
2 «… Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой
3 В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами : Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года ; Приоритетный национальный проект « Образов a ние »; Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа », ФЗ « Об образовании в РФ », Федеральные Государственные образовательные стандарты. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики Д O У, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в Д O У должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.
4 Сег o дня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитие тв o рческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников является в наши дни МЕТОД ПРОЕКТОВ
5 Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
6 Слово « проект » происходит от латинского слова projects, что означает « брошенный вперед », выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает « путь исследования ». Проект – это « энергичная, от всего сердца деятельность », так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30- х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.
7 Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно - ориентированным и деятельностным подходами. Ряд ученых ( Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
8 По количеству участников индивидуальные групповые По продолжительности краткосрочные (1- 4 недели ) среднесрочные ( 1-3 месяца ) долгосрочные ( полугодие, учебный год ) По содержанию монопроекты ( одна образовательная область ) интегративные ( две и более образовательные области ) По доминирующему виду проектной деятельности информационные исследовательские творческие практико - ориентированные и т. д.
9 Вид проекта Содержание Возраст детей Исследовательско - познавательные Совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д. Старший Игровые Использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем. Младши й Информационно - практико - ориентированные Сбор информации и ее реализация ( оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.) Средний Творческие Оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда. Младши й Досуговые Спортивные и развлекательные мероприятия Комплексные Смешанные типы по предметно - содержательному наполнению
10 Этапы Содержание деятельности 1. Целеполагание Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. 2. Разработка проекта Составление плана деятельности по достижению цели : ( к кому обратиться за помощью ; в каких источниках можно найти информацию ; какие предметы использовать ; с какими предметами научиться работать для достижения цели ). 3. Выполнение проекта Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта. 4. Подведение итогов Определение задач для новых проектов. 5. Презентация проекта Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности, полученных в ходе реализации проекта.
11 1. Поставить цель исходя из интересов и потребностей детей. 2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы ( обозначение детской цели ). 3. Наметить план движения к цели ( поддержание интереса детей и родителей ). 4. Обсудить план с семьями. 5. Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада ( творческий поиск ). 6. Нарисовать вместе с детьми и родителями план - схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте.
12 7. Собрать информацию, материал ( изучение план - схемы с детьми ). 8. Провести занятия, игры, наблюдения и т. д.- все мероприятия основной части проекта. 9. Дать домашнее задание родителям и детям. 10. Перейти к самостоятельным творческим работам ( поиск материала, информация ; поделки, рисунки, альбомы, предложения ) родителей и детей. 11. Организовать презентацию проекта ( праздник, открытое занятие, акция ): составить книгу, альбом и т. д. 12. Подвести итоги : выступление на педсовете, семинаре, « круглом столе »; провести обобщение опыта.
13 «… Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип « делай, как все », « рассказывай, как все » и т. д.»
14 «… Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого - физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе ». ( Е. С. Евдокимова )
15 1. Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно - пространственную развивающую среду. 2. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 3. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. 4. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 5. При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы : ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться..
16 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. 12. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
18 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, с. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- СПБ : Детство - Пресс, Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей.- Москва : Сфера, Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ С Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты. Автор - составитель Н. П. Битютская.- Волгоград : Учитель, 2012.
19 Спасибо за внимание ! Удачных вам проектов !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.