Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Шушпанов
1 Развитие потенциала факультета неорганической химии и технологии в учебной и научной работе Декан факультета НХиТ М.Ф. Бутман Ученый Совет ИГХТУ, 24 марта 2014 г.
2 Системный анализ темы: метод декомпозиции
3 Человеческие ресурсы Студенты, аспиранты, докторанты 1000/61/4 чел. ППС 85 чел. Научные сотрудники 20 чел. Главная составляющая потенциала Наличие высококвалифицированных кадров – наиболее благоприятный фактор развития факультета
4 Студенческий контингент Численность определяется КЦП, демографической ситуацией, потенциалом выпускающих кафедр Качество определяется баллами ЕГЭ и степенью мотиваций Задача-минимум факультета - создать условия, чтобы эти характеристики стали неубывающими функциями
5 эффективной работой по новому набору открытием новых направлений и профилей обучением студента, начиная с тех знаний, какие у него есть развитием навыков самостоятельной работы повышением роли кураторов применением эффективных мер работы с отстающими студентами повышением персональной ответственности преподавателя, ведущего практические занятия Успешное решения задачи коллективом факультета может быть обеспечено:
6 Материальные ресурсы – материальная база кафедр Помещения и их состояние Лабораторная и офисная мебель Лабораторное оборудование Компьютеры и мультимедийная техника Научные приборы высокого уровня Учебная литература Главная проблема и задача – развитие материальной базы кафедр для обеспечения требуемого ФГОСами уровня
7 Финансовые ресурсы Финансовые средства факультета складываются из средств кафедр, т.е. на факультете не существует 3 централизованного управления финансами Фонд стимулирования развития на факультете, к сожалению, тоже отсутствует Поэтому предлагается при переходе на эффективный контракт ППС предусмотреть в рейтинге преподавателей стимулирование тех видов работ, которые трудно оценить баллами, например, успешное курирование студенческих групп, профориентация, проведение факультативов, составление документов отчетности и др.
8 Кафедры факультета Выпускающие: Технологии приборов и материалов электронной техники ( ТПиМЭТ ) Зав. каф. д.х.н., проф. В.В. Рыбкин Технологии неорганических веществ ( ТНВ ) Зав. каф. д.т.н., проф. А.П. Ильин Технологии электрохимических производств ( ТЭП ) Зав. каф. д.т.н., проф. А.В. Балмасов Технологии керамики и наноматериалов ( ТКиН ) Зав. каф. д.ф.-м.н., проф. М.Ф. Бутман Промышленной экологии ( ПЭ ) Зав. каф. д.х.н., проф. В.И. Гриневич
9 Общеобразовательные: Физики Зав. каф. д.х.н., проф. Г.В. Гиричев Неорганической химии (НХ) Зав. каф. д.х.н., проф. А.Г. Захаров Физической и коллоидной химии (ФиКХ) Зав. каф. д.х.н., проф. С.А. Шлыков Общей химической технологии (ОХТ) Зав. каф. д.х.н., проф. В.А. Шарнин
10 Учебный потенциал факультета: 6 направлений + 1 (план) 10 профилей + 1(план) Код Направление подготовки Профили Кафедра Химическая технология Технология керамики и стекла ТКиН Химическая технология неорганических веществ ТНВ Технология переработки природного газа (новый! прикол. бакалавриат) ТНВ Технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники ТПиМЭТ Технология электрохимических производств и источников электрической энергии ТЭП Технология художественной обработки материалов ТКиН, ТЭП Электроника и наноэлектроника Микроэлектроника и твердотельная электроника ТПиМЭТ Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Защита окружающей среды и промышленная экология ПЭ Материаловедение и технологии материалов Материаловедение и технология новых материалов ТКиН Стандартизация и метрология Метрология, стандартизация и сертификация ПЭ Техносферная безопасность Инженерная защита окружающей среды (запрос КЦП на 2015 г. ?) ПЭ
11 Что нужно иметь в виду, рассуждая о развитии учебного потенциала выпускающих кафедр? А) дефицит учебных площадей, Б) скромность материальной базы, В) трудности нового набора, Г) большую нагрузку на преподавателей, связанную с подготовкой новой ООП и ее практической реализацией, Д) сложности с обеспечением современными базами практик, Е) ежегодную непредсказуемость с КЦП и др.
12 Если Одно направление (1 группа) – большой риск самоликвидации при неблагоприятных обстоятельствах Одно направление (2-3 группы) – сложности с новым набором, конфликт интересов с другими кафедрами в рамках одного того же направления Два направления – достаточно комфортное состояние Три направления – большой запас прочности, но неизбежные сложности с управлением кафедрой
13 Развитие учебного потенциала – повышение балльности ЕГЭ абитуриентов Направление подготовки Профили ЕГЭ Химическая технология Технология керамики и стекла 55,4 Химическая технология неорганических веществ 56,8 Технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники 56,7 Технология электрохимических производств и источников электрической энергии 55,5 Технология художественной обработки материалов 60,1 Электроника и наноэлектроника Микроэлектроника и твердотельная электроника 60,8 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Защита окружающей среды и промышленная экология 53,5 Материаловедение и технологии материалов Материаловедение и технология новых материалов 47,1 Стандартизация и метрология Метрология, стандартизация и сертификация 59,8
14 Развитие учебного потенциала – успешное трудоустройство студентов Трудоустройство через обеспечение интересной практикой Увеличение баз практики: а) проблемы с ее организацией; б) роль личности заведующей практикой
15 Распределение студентов по базам практик (5 курс, 2014 г.) ТПи МЭТТКиН ТНВТЭППЭ С точки зрения трудоустройства по специальности: 1. Нужно ли преодолевать нежелание студента ехать на конкретную базу практики, когда нет обязательного распределения ? 2. Необходимо расширять «ассортимент» баз практик с привлекательными условиями трудоустройства
16 Развитие учебного потенциала - внедрение инновационных технологий обучения 1. Наполнение сайтов кафедр учебными материалами. 2. Внедрение электронных средств обучения. 3. Освоение интерактивных образовательных интернет- технологий. 4. Совершенствование тестовых форм контроля знаний. 5. Развитие методик промежуточных аттестаций и накопительных экзаменов.
17 Развитие учебного потенциала – внедрение компетентностного подхода в образовании Вызов времени: Требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяются на требование к компетентности как способности принимать верные решения в динамических процессах, организовывать работу других или свою работу с другими участниками деятельности. На смену освоения специальности приходит междисциплинарное обучение, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. Журнал «Аккредитация в образовании» с.14
18 Главная проблема с внедрением «компетентностного подхода» - непонимание и неготовность преподавателей к его восприятию. Движение вперед возможно только при увеличении числа преподавателей, которые бы сами были носителями необходимых компетенций, т.е. людьми, имеющими опыт разработки и реализации исследовательских и инновационно-технологических проектов. Первый шаг на пути к этому – распространение практики создания и публикации (в интернете) своих портфолио, в которых отражена образовательная траектория и предъявлены достижения – человек создает виртуальную архитектуру своих компетенций, подтверждаемых другими профессионалами. Примеры: LinkedIn, ResearchGate ГОС ФГОС ФГОС 3+
19 Главный резерв повышения потенциала преподавателя в научной работе – высвобождение времени преподавателя на научную работу. При нагрузке 850 час. и 36-часовой рабочей неделе недельные затраты времени:18 часов на занятия и 18 часов на все остальное (занятия с отстающими, подготовка к занятиям, методическая работа, ведение отчетности, работа по новому набору, изучение литературы по специальности, самообследование и т.д. и т.п. и, наконец, занятия наукой)! Наука высокого уровня с выходом публикаций в международных журналах требует глубокого погружения и гораздо большего времени! О развитии потенциала в научной работе
20 Необходимо: А) снижение времени общения с двоечниками – тесты пониженной сложности на «тройку» в компьютерных классах; Количество студентов, заваливших сессию Всего 198 чел.!!!
21 Необходимо: Б) увеличение времени общения со студентами-отличниками, желающими заниматься наукой (экспериментальные данные получаются, во-многом, руками студентов); В) освобождение преподавателей от избыточной бумажной работы (ежегодное самообследование кафедр!!!) Количество студентов-отличников всего 88 чел. – 9% общей численности
22 Объем привлеченных средств НИР на одного НПР (тыс. руб.) 2013 г. В среднем по факультету - 146,1 тыс. руб. Развитие научного потенциала – финансовое обеспечение НИР
23 Статьи на одного НПР В среднем по факультету – 1,59 Развитие научного потенциала – высокая публикационная активность
24 Публикационная активность кафедр как функция кадрового наполнения научными работниками
25 Вовлеченность преподавателей в результативную научную работу, 2013 г. Средняя по факультету – 84 %.
26 Публикации в международных журналах
27 Издание монографий (за 5 лет / 2013)
28 Важными факторами развития научного потенциала являются: Международное сотрудничество заключены договоры о научно-техническом сотрудничестве с университетами Германии, Норвегии, Чехии, Италии, Польши, Китая, Кореи; научными партнерами сотрудников факультета являются ученые многих других стран Участие во Всероссийских и Международных конференциях Проведение конференций на базе ИГХТУ (4 из 5 в 2013 г. проведены кафедрами факультета) ОХТ и ТЭП - Международные конференции; физики и ФиКХ - Всероссийские конференции Развитие научных школ и научная кооперация кафедр факультета: - укрупнение и актуализация тем исследования; - выстраивание параллельных научных связей; - совместное использование приборной базы; - коллективное участие в конкурсах грантов
29 Факультет обладает мощным потенциалом в научной и учебной работе. Кафедры факультета сохраняют высокую конкурентоспособность на Российском рынке образовательных услуг, внося значительный вклад в конкурентоспособность ИГХТУ. Если в ближайшие 3 года (до завершения действия «дорожной карты» в образовании и выхода из демографической ямы) мы а) достойно выдержим натиск реформ, б) не растеряем квалифицированные кадры, в) сохраним студенческий контингент, то есть все основания дать позитивный прогноз на успешное развитие факультета и в долгосрочной перспективе. Главные выводы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.