Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛариса Любимцева
1 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Организация дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС
2 Актуализация проблем дошкольного образования в современном обществе Какие изменения на государственном и региональном уровнях должна претерпеть система дошкольного образования, чтобы выйти, наконец, из затянувшегося «переходного периода» и эффективно решать поставленные перед ней обществом задачи? Что такое дошкольное образование? Существует ли в России дошкольное образование как уровень, институциональная ступень системы образования?
3 Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»? Для государства – это особая сфера работы с детьми, в первую очередь, определяющая заботу о детстве в условиях дошкольных образовательных организаций и вариативных форм работы с детьми. Особое внимание уделяется сокращению очередности, повышению доступности услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Для общества – это особый рынок услуг по уходу и присмотру за детьми на период трудовой занятости родителей, а также рынок стихийных предложений частного характера по поводу индивидуальной работы с детьми в дошкольном возрасте.
4 Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»? И только для специалистов в области образования, представителей дошкольной педагогики и психологии дошкольное образование является институтом детства, занимающимся вопросами развития, воспитания и обучения детей. Актуальное состояние дошкольного образования в большой мере определяется государственной образовательной политикой, реалиями социально-политической и экономической ситуации, уровнем развития соответствующих областей научного знания.
5 Государственная образовательная политика О Оформление статуса дошкольного образования прошло тернистый путь. Как результат, образовательное пространство для дошкольника сегодня маркировано такими понятиями, как «ступень», «уровень образования», «траектории развития ребенка в процессах обучения и воспитания». Прослеживая исторические этапы развития дошкольного образования, можно однозначно установить, что каждый период характеризовался определенной установкой: на обучение (60-70 годы прошлого века), на воспитание (80-90 годы прошлого века). С принятием федерального закона «Об образовании» (1992 г.) впервые в заголовке статьи 18 появляется термин «дошкольное образование».
6 Государственная образовательная политика С (2009). Система дошкольного образования, подвергавшаяся модернизации с конца XX века, целенаправленно продолжила меняться и в XXI веке. Данные изменения нашли отражение в федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009). ФГТ были приняты на 10 лет. «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
7 Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? ФГТ установили принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. ФГТ установили принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. В ФГТ была использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы. Для системы дошкольного образования изменения такого рода предполагают, во-первых, изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми.
8 Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? Во-вторых, игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль, т.к. она выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Во-вторых, игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль, т.к. она выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели: исключение учебного блока (но не процесса обучения!); исключение учебного блока (но не процесса обучения!); увеличение объема блока совместной деятельности; увеличение объема блока совместной деятельности; изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность». изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
9 Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? Малоизученным и очень актуальным остался вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и о конкретных формах работы. (К сожалению, и в новых Са НПин этот вопрос затрагивается частично). Малоизученным и очень актуальным остался вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и о конкретных формах работы. (К сожалению, и в новых Са НПин этот вопрос затрагивается частично). Тем не менее, по мнению разработчиков ФГТ, новые требования к дошкольному образованию были направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Но ФГТ к дошкольному образованию касаются только структуры основной образовательной программы и условий ее реализации, а результаты никак не регламентируются.
10 Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? В школах отсутствует понимание того, каким должен быть поступающий в первый класс ребёнок, выпускник детского сада. Некоторые директора школ относятся к ДОУ как к сателлитам начального общего образования. В результате детские сады, по сути дела, выполняют социальный заказ и родителей, и учителей начальных классов. В школах отсутствует понимание того, каким должен быть поступающий в первый класс ребёнок, выпускник детского сада. Некоторые директора школ относятся к ДОУ как к сателлитам начального общего образования. В результате детские сады, по сути дела, выполняют социальный заказ и родителей, и учителей начальных классов. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования включён небольшой фрагмент, посвященный результатам образования. Это «портрет» ребенка, каким он должен быть перед поступлением в школу («портрет» пока не детализирован). «Портрет» ребенка-дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального общего образования, во многом похожи. Это, некоторым образом, было компромиссное решение.
11 Государственная образовательная политика Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, признаёт дошкольное образование уровнем общего образования [гл.2, ст. 10 п. 4]. Это предполагает разработку, помимо действующих ФГТ к структуре и условиям реализации ООП ДО, требований к качеству дошкольного образования, т.е. образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
12 Государственная образовательная политика Теперь дошкольное образование обретает социальную значимость в глазах общества, признание его специфических целей и задач, а его содержание должно соответствовать задачам удовлетворения потребностей в полноценном и разностороннем развитии детей. Но сегодня пока налицо явное противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства, ожиданиями со стороны общества, спросом со стороны семьи.
13 Государственная образовательная политика Так, в обществе сохраняется преимущественный спрос на образовательные услуги, связанные с присмотром и уходом в раннем возрасте и с подготовкой к школе детей старшего дошкольного возраста, тогда как истинный смысл и предназначение дошкольного образования состоит в накоплении потенциала развития Детства. До сих пор научно и методически не определено, в чем состоит самостоятельность, самобытность дошкольного образования, каковы пути его интеграции в единую систему образования. Сегодня пока ведутся споры лишь о том, должно ли дошкольное образование быть обязательным или обязательным должно быть только усвоение образовательной программы дошкольного образования в различных формах.
14 Государственная образовательная политика Несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие целей и задач средствам их реализации, подмена целей средствами приводит к деградации цели при переходе от уровня социального заказа государства, общества к уровню образовательных программ и затем к уровню целей, реализуемых в повседневной работе педагога. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива. Цели дошкольного образования не конкретизированы в терминах, предполагаемый образовательный результат (цель работы системы) выглядит размытым.
15 Государственная образовательная политика Цель дошкольного образования должна быть сформулирована на пересечении трех важных компонентов: социального заказа (государства), ожиданий общества (семьи) и потребностей детства (ребенка). При этом важно учитывать определенное правило: возможности государства, обеспечивающие интересы общества, выражающие потребности личности. Серьёзной проблемой является и обновление содержания дошкольного образования, т.к. содержание образования и содержание общественного развития взаимообусловлены. Содержание дошкольного образования следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребенка в детстве.
16 Государственная образовательная политика При разработке ФГТ акцент был сделан на изменение подходов к организации образовательного процесса в детском саду и практически не затронуто содержание. Поэтому осуществлен следующий этап модернизации (реформирования) дошкольного образования - разработан и принят федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). О том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, по мнению А. Асмолова, было известно давно.
17 Государственная образовательная политика С принятием нового закона «Об образовании» оно стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т», то есть требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения. С одним принципиальным ограничением: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми в рамках третьего «Т» быть не должно.
18 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования года Министерство образования и науки РФ опубликовало приказ "О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", в котором говорилось о создании рабочей группы по разработке ФГОС ДО и был утверждён её состав. Рабочая группа должна была представить на утверждение в Минобрнауки России в срок до 5 февраля 2013 г. план разработки ФГОС дошкольного образования.
19 В рабочую группу по разработке стандарта вошли: директор "Федерального института развития образования", советник Минобрнауки РФ, доктор психологических наук, профессор А.Г. Асмолов (руководитель рабочей группы); директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко (заместитель руководителя группы); начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России О.А. Скоролупова; директор "Института стратегических исследований в образовании" Российской академии образования М.Л. Пустыльник; вице-президент Российской академии образования, академик, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн
20 План разработки ФГОС дошкольного образования разработка проекта ФГОС ДО; профессиональное и общественное обсуждение проекта стандарта с привлечением родительского сообщества; возможность применения стандарта при получении дошкольного образования в различных формах получения образования; разработка профессионального стандарта в области дошкольного образования и меры по обеспечению повышения квалификации и подготовке воспитателей; разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.
21 О том, что изменит стандарт в работе детских садов ФГОС - ФГОС - это требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано уровнем образования и должно работать в соответствии со стандартами. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть и требования к результатам, это принципиальное новшество. Российская модель дошкольного образования, по мнению разработчиков ФГОС, до сих пор была основана на представлениях о детстве 40-летней давности, т. к. не проводились психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт.
22 О том, что изменит стандарт в работе детских садов По словам председателя рабочей группы Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования». «Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».
23 О том, что изменит стандарт в работе детских садов Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики они должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству. В этом воспитателю поможет игра.
24 О том, что изменит стандарт в работе детских садов Важное требование к современному дошкольному образованию - Важное требование к современному дошкольному образованию - уход от академической направленности программ. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться, научиться деятельности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки поликультурность, уважение к другим людям, здоровому и безопасному образу жизни.
25 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: ( Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: ( Ст. 11, п.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания программ соответствующего уровня образования; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП и результатам их освоения.
26 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются: гарантии полноценного развития ребенка; защита его от некомпетентных взрослых; регулирование и повышение качества педагогического процесса через ведущие деятельности детей; создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.
27 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции: концепция психологического возраста развития ребенка как этапа, стадии детского развития (Каждый психологический возраст включает в себя особые отношения между ребенком и взрослым, ведущий тип деятельности (общение, предметная деятельность и всегда - игра); научное положение (А.В. Запорожец) об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.
28 Стандарт является основой для: разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников.
29 Перспективы работы По итогам общественного обсуждения с года пилотные организации дошкольного образования в пилотном режиме апробируют ключевые положения стандарта, которые повсеместно вступят в силу с 2015 года. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.
30 Перспективы работы В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в 2014 году будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Параллельно будет идти работа по доработке профессионального стандарта в области дошкольного образования и мер по обеспечению повышения квалификации и подготовки воспитателей. Предстоит ещё разработка системы сопровождения педагогов и родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.
31 Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать !!! Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.