Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВячеслав Ветошников
1 Скопинова Раиса Васильевна, методист МБОУ ДПОС «Учебно- методический центр»
2 Нормативно-правовая база Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 1. Рекомендации по организации и проведении итогового сочинения (изложения) 2. Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения) 3. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 4. Бланк регистрации
3 По желанию : освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования; граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях выпускники прошлых лет. (Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично).
4 Сроки написания итогового сочинения Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря; при невыполнении работы итоговое сочинение проводится в первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
5 Повторный допуск к сдаче итогового сочинения Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения в текущем году: Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению неудовлетворительный результат («незачет»); Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально); Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
6 Права участников образовательного процесса В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения комиссией из другой образовательной организации
7 Продолжительность написания итогового сочинения Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут ( 3 часа 55 минут) В продолжительность проведения итогового сочинения не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж, заполнение обучающимися регистрационных полей и т.п.)
8 Продолжительность написания итогового сочинения для особой категории обучающихся Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выпускников прошлых лет, обучающихся детей-инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения увеличивается на 1, 5 часа. При продолжительности экзамена 4 часа и более организуется питание.
9 Критерии оценивания итогового сочинения Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев ( 3 - 5). При выставлении отметки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого – либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
10 Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). « Незачет» ставится только при условии, если содержание сочинения не соответствует теме или в нем не прослеживается раскрытие цели, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях ставится «зачет»).
11 Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может высказать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
12 Критерий 3.«Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисами и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть ( во всех остальных случаях ставится «зачет»).
13 Критерий 4. «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
14 Критерий 5. «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационный ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов, итого 18 ошибок на 350)
15 Направления, комментарии, рекомендуемые литературные произведения « Недаром помнит вся Россия…» Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах героя Лермонтова и т.п. Рекомендуются лирические произведения с различной тематикой, роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри», «Демон».
16 Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне ( с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Рассказы и повести о Великой Отечественной войне, в которых война раскрывается с разных сторон ( от рассказов, созданных в 40-е - 80-е годы)
17 Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над этическими, социальными, экологическими и др.аспектами взаимодействий человека и природы. И.А.Бунин. «Антоновские яблоки» А.И.Куприн. «Олеся» В.Астафьев. «Затеси», «Людочка» Н.Почивалин. «На природе»
18 Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о разных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Л.Н.Толстой «Война и мир» Д.Бикин «Третий сын» И.Крамшина «Сыновий долг», «Эквивалент счастья» К.Паустовский «Телеграмма» В.Токарева. «Самый счастливый день »
19 Чем люди живы? Темы данного направления предполагают размышление о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико- нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материала отечественной и мировой литературы). Произведения, в которых показано влияние музыки, литературы, живописи и т. п. на нравственность человека
20 Требования к содержанию и построению сочинения 1. Сочинение должно соответствовать теме, которая должна быть правильно понята, полно и глубоко раскрыта. На основе знаний и точной передачи фактов должно быть дано правильное объяснение событий и поведения героев, выявлены особенности авторской точки зрения. 2. Работа должна иметь внутреннюю продуманную организацию (композицию), в основе которой положены общая идея, концепция, понимание аспектов формы и содержания произведения (произведений), предусмотренных формулировкой темы. 3. Анализ требуется вести целенаправленно и последовательно. Композиционные части нужно связывать друг с другом, стремиться к логичности переходов, соразмерности основных композиционных частей сочинения. Последнее в общем приблизительном виде может быть определено так: 10 – 15% - вступление, 75% - основная часть, 5 – 10% - заключение.
21 4. Все положения, мысли, высказываемые идеи следует основательно аргументировать, привлекая художественный и литературно-критический материал, важный и существенный для раскрытия разрабатываемой темы. Цитирование должно быть уместным, точным, разнообразным по способам введения цитат в текст работы. 5. Язык сочинения должен быть выразительным, ясным, богатым в лексическом отношении, но не вычурным. Стиль работы следует соотносить с темой. Изобразительные средства языка, образность может быть использована для передачи отношения к описываемому, собственной точки зрения, эмоционального восприятия текста. 6. Следует стремиться к самостоятельности и оригинальности интерпретации, избегая субъективизма и бездоказательности
22 Содержательные, композиционные и стилистические аспекты сочинения ВСТУПЛЕНИЕ Всегда требуется перечислить задачи работы, дать оценку темы, объяснить, как вы ее понимаете. Здесь могут быть предварительно сформулированы важнейшие мысли, идеи сочинения. Указывается и обосновывается материал, на котором будет раскрываться тема, если этого требует формулировка. Почти всегда во вступлении уместно обращение к более общим вопросам: истории создания произведения, биографии писателя, оценке его творческого наследия, места в нем произведения. Можно разъяснить смысл теоретических понятий, использованных в формулировке темы.
23 Основная часть Важнейшее внимание уделяется тексту художественного произведения. Все прочие элементы основной части должны быть так или иначе связаны с наблюдениями над текстом, обоснованы ими, направлены на углубление понимания произведения. Историко-литературный аспект, привлечение знаний о творчестве писателя в целом, указание на связи рассматриваемого текста с произведениями и художественными особенностями иных авторов, литературных направлений и групп – это может быть необходимо во многих случаях. Самодостаточных теоретико-литературных наблюдений предлагаемые на экзаменах темы обычно не требуют. Поэтому теоретико-литературные понятия должны органично использоваться в ходе практической работы с произведением. Думайте о необходимости композиционной стройности, стремитесь к логичности изложения и полноте охвата материала. Стройность достигается соразмерностью, очевидными и необходимыми связями между частями сочинения. Логичность означает внутреннюю непротиворечивость положений, обоснованность переходов от одной мысли к другой.
24 Полнота охвата предполагает, что затронуты все необходимые аспекты темы, указаны достаточные для е обоснования качества героя, особенности формы произведения. Недопустимы неумеренный пафос, назойливое выпячивание собственной точки зрения, утверждение в качестве собственного мнения вполне очевидных, общепринятых идей, мыслей, положений (Я считаю, что Пушкин с симпатией относится к Татьяне Ларине). В то же время сочинение – это творческая, а не научная работа. Излишне сухая, вовсе без эмоций речь, не только неинтересна, но даже может противоречить теме, например, когда таким образом пишется сочинение о любимом лирическом стихотворении, рассказе, писателе. Стремитесь к убедительности вашей работы. Старайтесь использовать в ней разные типы речи: описание – перечисление наиболее важных сторон предмета или явления, повествование – рассказ о событиях, рассуждение – проведение определенной мысли, подготовка вывода через сопоставление предметов, понятий, явлений, идей.
25 Заключение Обобщаются высказанные идеи, сделанные наблюдения, подводятся итоги, делается вывод о справедливости, доказанности высказанного во вступлении положения, мысли. Эпиграф не обязателен. Если используется, то главное, чтобы он соответствовал теме. Задача эпиграфа подчеркнуть, сделать более весомой мысль, которую необходимо обосновать в сочинении, создать необходимый эмоциональный фон для его восприятия. Необходимо соблюдать хронологический принцип при употреблении в качестве эпиграфов слов известных исторических лиц. Лучше, когда в качестве эпиграфа используются слова современника писателя или человека, жившего раньше, чем тот, о котором вы пишите сочинение. Высказывания наших современников в качестве эпиграфа к сочинениям о классиках обычно нежелательны.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.