Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнга Чурсина
1 Т ЕМА 2. И СТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. Практическая необходимость и научные предпосылки формирования кросс-культурной психологии. Ее междисциплинарные основы. 2. Становление кросс-культурной психологии после второй мировой войны. Вклад различных научных школ в ее развитие. 3. Современное состояние кросс-культурной психологии за рубежом. 4. Кросс-культурная психология в России и перспективы ее развития. Казанский университет
2 П РАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ XX век, несмотря на две мировые войны, стал веком все более и более расширяющейся интеграции различных культур и народов. Эко- номика человечества вышла за рамки отдельных территорий, и это стало основной причиной начавшихся процессов глобализации. Ми- ровые войны и множество локальных столкновений показали, одна- ко, что эти процессы не только несут перспективы, но и таят в себе серьезные опасности. Как их преодолеть? Как не допустить разрушительных столкновений Между огромными группами людей, говорящими на разных языках и верящими в разных богов? Как им научиться понимать друг друга? Это – непросто, что подтверждает начало XXI в., в котором сохраняется постоянная напряженность в Западной Азии, возросла угроза терроризма, происходят столкновения мигрантов с властями в европейских странах. Кросс-культурная психология и возникла в середине XX в. как по- пытка найти ответы на эти и многие другие вопросы. Иначе говоря, ее формирование было вызвано потребностями социальной практики людей. Казанский университет
3 НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЯ (Малиновски, Бенедикт, Мид, Клакхон) Исследование образа жизни, обычаев и верований, языка разных народов и поиск скрытых за существующим внешним многообразием универсальных культурных форм СОЦИОЛОГИЯ (Мосс, Знанецкий, Липман, Парсонс) Исследование социальных структур повседневности, которые характерны для разных сообществ людей, и которые отражают типичные для них, глубоко укорененные и неосознаваемые культурные паттерны ПСИХОЛОГИЯ (Юнг, Выготский, Пиаже, Кеттел) Исследование социальных установок, стереотипов, ценностей в разных культурах; поиск универсальных психологических факторов, позволяющих объяснить культурные различия Казанский университет
4 ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Бронислав Малиновский, (Польша-Англия) Малиновский считал, что культура неразрывно связана с психикой человека и выводил ее из потребностей и инстинктов. По его мнению, культура человечества универсальна, потому что одинаковы базовые потребности людей. Все ее внешнее разнообразие обусловлено лишь различия- ми в условиях жизни. Рут Бенедикт, (США) Бенедикт – один из наи- более близких к психологии антропологов. Считается основателем научной школы «Куль- тура и личность». Осо- бое внимание уделяла проблеме национально- го характера (Этос) и психологическим типам взаимодействий в культурных группах. Явля- ется одним из учителей А.Маслоу. Первая половина XX в. (функционализм) Казанский университет
5 ВКЛАД АНТРОПОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Середина XX в. («культура и психология») Клайд Клакхон, (США) К.Клакхон тоже «при- надлежит к научной школе «культура и личность. Он занимался изучением структур ценностей в разных культурах и до сих пор остается одним из наиболее известных и ча- сто цитируемых специи- листов в этой сфере. В отличие от многих Других антропологов он больше интересовался изучением не примитивных, а развитых культур Маргарет Мид, (США) О М.Мид уже говори- лось в предыдущей теме. Она является последовательницей Р.Бенедикт, но основ- ное внимание удели- ла изучению особенностей развития ребенка в разных куль- турах. Полагала, что общие для всех людей биопсихические закономерности про- являют себя неодинаково под влиянием культурных различий. Казанский университет
6 ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Флориан Знанецкий, (Польша-США) Провел совместно с У.Томасом знамени- тое исследование («Польский крестьянин в Европе и Америке»), которое является одним из первых кросс-культурных. Занимался проблемой ценностей и дал классическое для социоло- гии их определение. Первая половина XX в. Марсель Мосс, (Франция) Ученик одного из основоположников социологии Э.Дюр- кгейма занимался изучением древних обществ и был близок к антропологии. Пришел к выводу о том, что товарный обмен во всех куль- турах возник на основе обмена дара- ми и жертвоприношений. Казанский университет
7 ВКЛАД СОЦИОЛОГИИ В КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ ПСИХОЛОГИЮ Уолтер Липман, (США) Не был профессиональным ученым, но внес огромный вклад в социоло- гию. Ввел понятия «общественное мнение» и стерео- тип». Последнее стало широко ис- пользоваться сна- чала в социальной психологии, а затем и в – кросс-культурной. Середина XX в. Талкотт Парсонс, (США) Один из крупнейших социологов за всю ее историю. Разработал теорию «социального действия». Огромное значение имела его идея о необходимости строго различать три системы; «систему общества», «систему культуры» и «систему личности». Они взаимосвязаны, но самостоятельны. Казанский университет
8 С ТАНОВЛЕНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ Кросс-культурной проблематикой интересовался еще В.Вундт, считающийся основателем научной психологии. Он в конце XIX в. издал десять томов под общим названием «Психология народов», в которых собраны различные материалы описательного характера. Первое экспериментально-психологическое кросс-культурное исследование было проведено тоже в конце XIX в. У.Х.Р.Риверсом в Индонезии и в Северной Европе (одним из его помощников был У. Мак-Дауголл, ставший позднее одним из основателей социальной психологии). В исследовании изучались особенности сенсорной сферы у разных народов и были получены противоречивые результаты. В дальнейшем вплоть до 60-ых г.г. XX в. кросс-культурные психологические исследования носили, во-первых эпизодический характер, во-вторых, чаще оказывались составной частью антропологических и культурологических изысканий в различных регионах Юго-Восточной Азии, Африки и Центральной Америки. Тем не менее, в первой половине XX в. в психологии сформировались научные школы, которые позднее дали мощный толчок взрывному развитию кросс-культурных исследований. Далее будут кратко рассмотрены только некоторые из них. Казанский университет
9 В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРЕЙДИЗМ Карл Густав Юнг, (Швейцария) К.Г.Юнг является одной из крупнейших величин не только во фрейдизме, но во всей мировой психологии. Для развития кросс-культурной психологии огромное значение имела его концепция «культурного бессознательного». Несмо- тря на общую расплывчатость и умозрительность, она позволила построить более конкретные теоретические мо- дели, объясняющие психологические различия между культурами. Особое значение имели те работы К.Г.Юнга, в которых анализировались различия между восточно- азиатским и западно-европейским типами мышления, о характерности для первой из этих культур интровертиро- ванного, а для второй – экстравертированного личностных типов. Позднее эти утверждения получили экспериментальное подтверждение. Казанский университет
10 В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Лев Семенович Выготский, (Россия) Л.С.Выготский до сих пор недостаточно оценен в отечественной психологии. За рубежом он является самым известным российским психологом, а в США постоянно проводятся «выготскианские чтения» (научные конференции). По его работам читаются курсы лекций в целом ряде зарубежных университетов. Л.С.Выготский не только утверждал, что любая культура оказывает специифическое влияние на развитие личности, но и совместно с А.Р.Лу- рией блестяще подтвердил это в ставшем широко известном исследовании (Узбекистан – Центральная Россия). Особенно важно то, что он рассматривал культуру как не- прерывно, но очень медленно эволюционирующее явление. Поэтому для понимания сегодняшних психологических реалий нужно изучать историю становлений конкрет- ной культуры с древнейших времен. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Казанский университет
11 В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Рэймонд Бернард Кеттелл, , (Англия – США) Р.Б.Кеттелл, возможно, является самым плодовитым ученым среди психологов. За свою жизнь он написал около 340 книг и 400 статей, разработал или принимал участие в разработке более 150 психологических тестов (в том числе знаменитый 16-PF), провел исследования в нескольких десятках стран с охватом нескольких десятков тысяч испытуемых. В течение всей своей научной карьеры он стремился создать два универсальных перечня: базовых свойств личности и мотивов ее действия. Универсальными же они могут считаться лишь тогда, когда одинаково наблюдаются в разных культурах. От- сюда – его интерес к исследованиям в разных странах. Сов- ременные кросс-культурные исследования подтвердили универсальность лишь некоторых из выделенных им 16 базовых свойств (big five). ФАКТОРНАЯ ШКОЛА Казанский университет
12 В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Жан Пиаже, (Швейцария) Ж.Пиаже, - один из крупнейших психологов за всю историю этой науки. Отнесение его к представителям когнитивного направления условно, т.к. он стал известен раньше, чем оно сформировалось. Основной сферой интересов Ж.Пиаже было когнитивное развитие личности, прежде всего, в возрасте до лет. Первоначально он изучал формирование у де- тей нравственных представлений и отдельных компонентов самосознания. Затем разрабатывал теорию стадий развития интеллекта (по некоторым вопросам занимал позицию, противоположную идеям Л.С.Выготского). Для кросс-культурной психологии имеют наибольшее значение его работы в области генетической психологии (генетическая теория познания). Он полагал, что понять механизмы эволюционного развития интеллекта людей можно путем изучения развития мышления у ребенка в разных культурных условиях. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Казанский университет
13 Джером Брунер, (США) Дж.Брунер является, возможно, самым известным из ныне живущих психологов. Он внес огромный вклад в объедине- ние усилий психологов и представителей других наук для решения различных проблем. Во многом именно он способ- ствовал возникновению того, что сейчас называют когнитив- вной наукой, занимающейся изучением всего комплекса ин- формационных процессов. Для обозначения зависимости перцепции от прошлого опыта (в том числе культурного) ввел термины «социальное восприятие» и «категоризация». Дал определение интеллекта как результата усвоения ре- бенком выработанных в данной культуре средств, «усили- вающих» когнитивные возможности: разные культуры соз- дают разные «усилители». Благодаря своему огромному ав- торитету в 1972 г. был избран первым Президентом Между- народной ассоциации кросс-культурной психологии.. В КЛАД РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПСИХОЛОГИИ В КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Казанский университет
14 В ОЗНИКНОВЕНИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX В. И ЕЕ РАЗВИТИЕ Первый Международный симпозиум по кросс-культурной психологии со- стоялся в 1966 г. в Ибадане (Нигерия), и в нем участвовало лишь 100 ис- следователей из разных стран. Однако уже через 7 лет более 1200 пси- хологов публиковали научные статьи по кросс-культурной проблемати- ке. В 1972 г. была основана International Association for Cross-Cultural Psychology (IACCP ) и в Гонконгском университете состоялся первый ее съезд. С этого времени Международная ассоциация кросс-культурной психологии проводит такие съезды каждые 2 года в разных регионах мира. В этом же году было создано Society for Cross-Cultural Research (SCCP). Эти организации сегодня объединяют усилия специиалистов из разных стран. В 1974 г. Уолтером Лоннером и Джоном Берри было начато издание многотомной серии изданий по кросс-культурной психологии. Сегодня издано уже 26 томов, каждый из которых посвящен отдельным темам. В 1980 г. Гарри Триандис подготовил и опубликовал 6-ти томное Руководство по кросс-культурной психологии. Кросс-культурные исследования проводятся, в основном, по грантам, финансируемым различными фондами. Большая часть исследований на сегодняшний день проведена в США, Европе и Восточной Азии. Казанский университет
15 В АЖНЕЙШИЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. В конце 40-ых – начале 50-ых г.г. Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Дж. Ле- винсон и Р.Сэнфорд провели исследование в рамках проекта под названи- ем «Авторитарная личность» и разработали методику (F-scale) для измере- ния выраженности авторитарных установок. Позднее с помощью этой мето- дики были проведены исследования во многих странах, что позволило по- лучить сравнительные данные. Получило известность исследование особенностей запоминания и обработ- ки информации (память и мышление) в Европе и Африке, проведенное М.Коулом и Р.Скрибнером с коллегами в 70-ые г.г. Оно показало, что для европейской культуры характерна дискретность и аналитичность когнитив- ных процессов, а для африканских – непрерывность и синкретичность. Ре- зультаты и выводы этого исследования продолжают вызывать споры. В конце 70-ых г.г. нидерландский специиалист Г.Хофстеде (его трудно наз- вать ученым в прямом смысле слова, т.к. он работал в кадровой службе фирмы (IBM) провел масштабное изучение ценностей и установок работни- ков и служащих из 40 стран, в результате чего было выделено несколько социокультурных установок (dimensions) по-разному выраженные в разных культурах, но в том или ином виде присутствующие в каждой из них. Начиная с 80-ых г.г. проводилась целая серия кросс-культурных психолин- гвистических исследований, целью которых был поиск базовых элементов так называемой «универсальной грамматики» Н.Хомского (идея о том, что, несмотря на огромные различия между конкретными языками, в основе всех лежат единые принципы, которые обусловлены единством психики и являются у людей врожденными). Результаты оказались неоднозначными. В конце 40-ых – начале 50-ых г.г. Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Дж. Ле- винсон и Р.Сэнфорд провели исследование в рамках проекта под названи- ем «Авторитарная личность» и разработали методику (F-scale) для измере- ния выраженности авторитарных установок. Позднее с помощью этой мето- дики были проведены исследования во многих странах, что позволило по- лучить сравнительные данные. Получило известность исследование особенностей запоминания и обработ- ки информации (память и мышление) в Европе и Африке, проведенное М.Коулом и Р.Скрибнером с коллегами в 70-ые г.г. Оно показало, что для европейской культуры характерна дискретность и аналитичность когнитив- ных процессов, а для африканских – непрерывность и синкретичность. Ре- зультаты и выводы этого исследования продолжают вызывать споры. В конце 70-ых г.г. нидерландский специиалист Г.Хофстеде (его трудно наз- вать ученым в прямом смысле слова, т.к. он работал в кадровой службе фирмы (IBM) провел масштабное изучение ценностей и установок работни- ков и служащих из 40 стран, в результате чего было выделено несколько социокультурных установок (dimensions) по-разному выраженные в разных культурах, но в том или ином виде присутствующие в каждой из них. Начиная с 80-ых г.г. проводилась целая серия кросс-культурных психолин- гвистических исследований, целью которых был поиск базовых элементов так называемой «универсальной грамматики» Н.Хомского (идея о том, что, несмотря на огромные различия между конкретными языками, в основе всех лежат единые принципы, которые обусловлены единством психики и являются у людей врожденными). Результаты оказались неоднозначными. Казанский университет
16 К РУПНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗА РУБЕЖОМ Крупнейшими научными центрами кросс-культурной психологии сегодня являются: - Западный университет штата Вашингтон, - Иллинойский университет (Чикаго), - Университет Гонолулу (Гавайи), - Университет Гонконга, - Университет Осака (Япония) - Университет Тилбурга (Нидерланды). Кроме этого, в кросс-культурных исследованиях активно участвуют специиалисты еще из нескольких десятков университетов по всему миру. Результаты кросс-культурных исследований публикуются в следующих научных журналах на английском языке: - Сross-Cultural Psychology Bulletin (c 1965, Гарри Триандис) - International Journal of Psychology (c1966 г.); - Journal of Cross-Cultural Psychology (с 1970 г., Уолтер Лоннер); - Ethos (с 1972 г.) - International Journal of Intercultural Relations (с 1978 г.). Кроме них существует еще около 20 журналов, созданных в разное время (большинство в 90-ые г.г. прошлого века) и издающихся с разной периодичностью. Казанский университет
17 Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ПСИХОЛОГИ (США) Джон Берри - считается одним из корифеев американской кросс-культур- ной психологии, работал в основном в канадских университетах (Га- мильтон, Торонто), недавно приезжал в Санкт-Петербург, автор и со- автор множества учебников и пособий для студентов. Майкл Коул - когнитивный психолог, работал в разных университетах, в том числе в Гарварде (Бостон), неоднократно приезжал в Россию, занимается изучением особенностей мышления (в частности, мате- матического) в разных культурах. Джон Лоннер - патриарх кросс-культурной психологии, основатель само- го известного научного журнала в этой области, большую часть карь- еры проработал в западном университете штата Вашингтон, специиа- лист в теоретических проблемах кросс-культурных исследований. Дэвид Мацумото - представитель «новой волны» в американской кросс-культурной психологии, работает в Сан-Франциско, неодно- кратный участник Олимпийских игр, занимается изучением особенностей эмоциональной экспрессии в разных культурах. Гарри Триандис - возможно, самый известный сегодня кросс-культур- турный психолог, работал в Гонконге, Чикаго и Гонолулу, занимается изучением индивидуалистических и коллективистических установок в разных культурах. Казанский университет
18 Н АИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ COВРЕМЕННЫЕ КРОСС - КУЛЬТУРНЫЕ ПСИХОЛОГИ (Е ВРОПА И А ЗИЯ ) Пьер Дасен (Швейцария) – работает в университете Женевы, ученик и последователь Ж.Пиаже, участник многих кросс-культурных ис- следований в разных регионах мира, интересуется вопросами личностного и когнитивного развития ребенка. Айпес Пууртинга (Нидерланды) – работает в университете Тилбурга, автор и соавтор многих книг и учебников, занимается изучением выраженности психологических свойств личности в разных культурах. Чигдем Кагытчыбаши (Турция) – крупнейший турецкий психолог, рабо- тает в одном из университетов Стамбула, известен своими кросс-культурными исследованиями семейных отношений (одно из них было проведено в 40 странах). Фрэнсис Хсю (Гонконг) – один из наиболее известных кросс-культурных психологов китайского происхождения, работал в университетах Гонконга и США (Иллинойс), занимается проблемами развития личности в западной и восточной культурах. Гарри Хуэ(Гонконг) – долго сотрудничал с Г.Триандисом, работает в уни- верситете Гонконга, занимается изучением социокультурных установок, автор наиболее известной методики измерения уста- новок в континууме «индивидуализм – коллективизм». Казанский университет
19 К РОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СССР Первое кросс-культурное психологическое исследование в СССР было проведено во второй половине 20-ые г.г. XX в. Л.С.Выготским и А.Р.Лурией. В нем была предпринята попытка сравнить некоторые особенности развития личности ребенка (в частности интеллектуального) в Центральной России и в Узбекистане и определить влияние на этот процесс культурных факторов. В исследовании эта задача была решена: его результаты были доложены Лу- рией на Международном конгрессе в Берлине, получили большой резонанс и повлияли на последующее развитие всей кросс-культурной психологии, - но в самом СССР продолжения не плолучили. В 30-ые г.г. XX в. кросс-культурные исследования в СССР, по-суще- ству, прекратились и не проводились более 40 лет (за исключением этнографических и социологических). Это было связано с укреплением коммунистической идеологии, утверж- давшей, что в СССР нет межкультурных проблем. В эти годы отсутствовали внутренние исследования, а власти отказывали зарубежным ученым в прове- дении совместных исследований. Кросс-культурные психологические различия интересовали одного из крупнейших отечественных ученых этого времени, Л.Н.Гумилева, но, во-первых, он не был психологом и не проводил конкретных исследований, а во-вторых, его труды долго оставались неизданными. Кросс-культурные исследования в стране возродились в 80-ые г.г. XX в., но проведено их было до распада СССР очень мало и большого научного и практического значения они не имели. Казанский университет
20 I. Внутрироссийские исследования С конца 80-ые г.г. стали активизироваться сначала этнопсихологические, а потом и кросс-культурные исследования. В этнопсихологических изучались те или иные особенности российских народов или особенности восприятия ими друг друга, в кросс- культурных сравнивались психологическим параметрам разные российские народы: Этнопсихологические исследования : - Гриценко В.В. (русские: отношения между «аборигенами» и мигрантами), - Лебедева Н.М. (русские: отношения между «аборигенами» и мигрантами), - Мухина В.С. (народы Севера: этническое самосознание), - Солдатова (Кцоева) Г.У. (русские и кавказские народы: стереотипы восприятия), - Юсупов И.М. (русские и татары, стереотипы восприятия). Кроме того, есть исследования С.К.Бондыревой, В.П.Левкович, А.П.Оконешнико- вой, Ю.П.Платонова, Л.Г.Почебут, Е.Н.Резникова, Т.Г.Стефаненко, А.В.Сухарева и др. Кросс-культурные исследования : - Алишев Б.С. (русские и татары: выраженность социокультурных установок), - Бендас Т.В. (русские и казахи: психология лидерства и гендерных различий), - Бызова В.М. (русские и коми: ценностные ориентации), - Воловикова М.И. (молдаване и цыгане: представления о справедливости). Есть другие исследования, а в работах Ю.Е. Алешиной, Т.В.Виноградовой, И.В.Грошева, И.С.Клециной, И.С.Кона и др. детально анализируется психология гендерных групп в российских условиях. К РОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ Р ОССИИ Казанский университет
21 2. «Внешние» исследования Такие исследования появились в середине 90-ых г.г. Их до сих пор немного. Они проводятся, как правило, по грантам международных фондов. Среди них можно отме- тить следующие: - Абалакина М. А. и Агеев В. С. (1990, русские и американцы: исследование выра- женности авторитарных установок и стереотипов), - Дьяконова Н.А. и Юртайкина В.В. (2000. русские и американцы: исследование выраженности авторитарных установок и стереотипов), - Митина О.В. и Петренко В.Ф. (2000, русские и американцы: исследование стерео- типов женского поведения), - Рукавишников В.О. (1998, россияне и нидерландцы: исследование моральных ценностей и психологии политического поведения), - Хвостов А.А. и Афонасенко Е.В. (2002, русские и китайцы: исследование особенностей морального сознания), - Шмелев А.Г. и др. (1993, россияне и американцы: психосемантическое исследова- ние особенностей национального характера). Есть другие исследования Одно из них было проведено мной и моими коллегами совместно с исследователями из Мексики и Ямайки в г.г. В нем изучались особенности восприятия справедливости наказания и распределения студентами из этих стран и России (Татарстан). К РОСС - КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ Р ОССИИ Казанский университет
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.