Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАфанасий Язев
1 Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО с учетом поликультурности социума © Захарова Т.Н., доцент КДО ГОАУ ЯО ИРО, 2014
2 «Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других» М.М.Бахтин «Народ, который не знает своей культуры, истории, - презрение и легкомысленен» Н.М. Карамзин
3 ФГОС ДО: становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Поликультурное воспитание – содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире, создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов
4 В дошкольном возрасте происходит формирование основ мировоззрения, нравственных устоев, характера и привычек человека, закладываются основы миролюбивости и созидательности человека
5 Развивающая предметно- пространственная среда Первый пласт - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством, культурой, историей
6 Поликультурная среда – эта часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах
7 Результаты исследования (Фадеева Т.В., к.пс.н.) Низкий уровень психологической адаптации детей- мигрантов старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. Выявлены нарушения психоэмоционального состояния, в частности, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, негативное эмоциональное состояние в группе детского сада и неудовлетворённость своим статусным положением в коллективе; низкий уровень сформированности толерантных отношений, что подтверждается преобладанием препятственно-доминантного типа и направленности поведения, высоким процентом ин толерантных детей с преобладанием нетерпимого отношения; нарушениями этнической идентичности (низкий уровень этнической осведомлённости и затруднения с этнической самоидентификацией); предпочтение других этнических групп, повышение агрессивного типа поведения по отношению к сверстникам
8 Актуально согласование деятельности педагогов и родителей по вопросам: сохранения и укрепления позитивного психоэмоционального состояния дошкольников, повышения этнокультурной компетентности, обучения приёмам эффективного межкультурного диалога (как со взрослыми, так и со сверстниками), формирования этнической, российской, планетарной идентичности
9 Развивающая предметно- пространственная среда (РППС) в поликультурном контексте позволяет: удовлетворить познавательные потребности детей, создавать ситуацию их эмоционального комфорта, обеспечить ощущение социальной защищенности, помогает в нравственном становлении и в гражданском самоопределении
10 Ведущие направления поликультурного воспитания этнической российской планетарной Формирование идентичности
11 В детском саду может быть приобретен дидактический материал (подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов), оформлены фотоальбомы; созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов; создана аудиотека фольклора народов России (стихи, песни, сказки); составлен каталог (картотека) народных игр; для проведения фольклорных праздников и развлечений сшиты детские национальные костюмы народов России оформлены центры краеведения, центры дружбы и понимания (название варьируется)
12 Большое значение имеет обращение к народному искусству во всех его проявлениях – это песни, танцы, пословицы и поговорки, сказки, различные виды декоративно- прикладного искусства
13 Важно помнить, что личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении
14 Педагог как элемент поликультурной среды Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально- политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений. 1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа и предполагает наличие умений пополнения, углубления и совершенствования знаний по истории, географии, этнографии страны и творческого использования этих знаний в процессе общения; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д. 2. «Социально-политический блок» включает в себя знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты. Для его реализации необходимы накопление и систематизация знаний по социально-политическому устройству страны, умение ориентироваться в системе социальных институтов, достижений науки, техники, производства для осуществления социокультурного общения. 3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны. 4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности.
15 Предметная среда ДОУ в поликультурном контексте
18 Дерево держится корнями, а человек друзьями… (Пословица)
19 Социокультурные связи краеведческие и художественные музеи, детско-юношеские библиотеки, филармония, центры народных ремесел, мероприятий этнической направленности на основе идеи социального партнерства
20 Все мы разные нужны, все мы разные важны!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.