Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталья Шкиперова
1 XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» Методология статистического измерения трансформаций в потребительском поведении Methodology for measuring transformation in consumer behavior И.В. Антохонова, ВСГУТУ 3 апреля 2014 г. 3 апреля 2014 г.
2 Актуальность Активизация политических и экономических трансформаций на территории евразийского пространства Адаптационный характер заменяется на трансформационный характер изменений Значимость внутреннего спроса для развития экономики Открытость системы для импорта ментальных моделей
3 Цивилизационный подход Локальная цивилизация является единицей истории Импульс развития возникает при правильном ответе на вызовы истории Движущей силой цивилизации является элита, творческое меньшинство
4 Факторы, определяющие потребительское поведение Образование ОпытМобильность Вероисповедание Семейные ценности
5 Модели потребительского поведения консьюмеризм гедонизм рационализм Сберегательное инвестиционное поведение
6 Тенденции и последствия рост емкости рынков за счет кредитного поведения высокоэластичный по цене спрос агрессивная политика и монополизация торговых сетей мультипликационный эффект продвижения ритейла
7 Основные предпосылки исследования потребительского поведения Индивидуальное поведение изучает в том числе психология, поведение социальных групп изучает социология; Потребительское поведение – это поведение индивидуума, представляющего главу домохозяйства или члена домохозяйства; Потребительское поведение на отдельных локальных территориях представляет массовое явление, состоящее из множества индивидуальных, которое демонстрирует главный этап воспроизводственного процесса
8 Методология Контент-анализ качественных и количественных параметров потребительского поведения, включая использование сетевых ресурсов. Территориальный сравнительный анализ потребительского поведения домохозяйств по основным социально- экономическим характеристикам. Статистическое исследование потребительского поведения домохозяйств отдельного региона с использованием выборочных обследований. Выявление основных типов потребительского поведения с использованием кластерного анализа. Прогноз архетипов потребительского поведения, его тенденций, временных и поколенческих характеристик, критических параметров трансформаций.
9 Динамика абсолютных значений и темпов прироста потребительских расходов населения в РБ за гг.
10 Динамика абсолютных значений и темпов прироста потребительских расходов населения в РФ за гг.
11 Динамика абсолютных значений и темпов прироста инвестиций на душу населения в РБ за гг.
12 Динамика абсолютных значений инвестиций на душу населения и их приростов в РФ за гг.
13 Классификация типологических групп по критерию рыночной продвинутости домохозяйств региона Наименование Характеристика групп Кластер 1234 Число наблюдений Характеристик а группы по типу результирующий его поведения Снобистская (19,6%) Вынужденная (31,6%) Креативная (29,2%) Рациональная (19,6%) Потребительск ое поведение Потребление как часть имиджа Однородно ограниченное потребление Осознанное потребление новых видов услуг, стремление к разнообразию, креативности Рациональный подход к потреблению Социальное поведение год лет лет лет лет лет лет лет лет лет и выше и выше 1355 и выше 9 Экономическо е поведение Не подкреплено экономической самостоятельностью Высокий уровень дифференциации по источникам средств существования Высокий уровень дифференциации Средний уровень дифференциации по доходам, источникам средств существования Потенциал спроса с точки зрения критерия рыночной продвинутости Потенциально продвинутый Слабо продвинутый Устойчиво продвинутый Умеренно продвинутый
14 Функции эластичности спроса по доходу (по децилям)
15 Переменные моделей спроса Y - расходы на покупку продуктов питания на душу населения Независимые переменные: x1 - продукция сельского хозяйства на душу населения, x2 - оборот розничной торговли на душу населения, x3 - оборот общественного питания на душу населения, x4 - объем платных услуг на душу населения, x5 - инвестиции в основной капитал на душу населения, x6 - индекс потребительских цен на продовольственные товары, x7 и x8 - экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на душу населения. x1 - продукция сельского хозяйства на душу населения, x2 - оборот розничной торговли на душу населения, x3 - оборот общественного питания на душу населения, x4 - объем платных услуг на душу населения, x5 - инвестиции в основной капитал на душу населения, x6 - индекс потребительских цен на продовольственные товары, x7 и x8 - экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на душу населения.
16 Модели спроса для различных типов регионов Тип региона Уравнение регрессии Коэффициенты, характеризующие значимость модели Регионы с высоким уровнем развития продовольственного рынка Y=18910,42-0,01x 1 +0,02x 2 -0,17x 3 +0,05x ,07x 6 Коэффициент детерминации R 2 =0,94, F расч. =13,31, F табл. (5, 4) = 6,26 Регионы со средним уровнем развития продовольственного рынка Y=19568,05+0,03x ,98x 6 +0,43x 7 -0,29x 8 Коэффициент детерминации R 2 = 0,96, F расч. =39,31, F табл. (4,7)=4,12 Регионы с низким уровнем развития продовольственного рынка Y=23789,69+0,02x 2 +0,16x 3 -0,01x ,6x 6 +0,05x 7 +0,03x 8 Коэффициент детерминации R 2 = 0,82, F расч. =30,49, F табл. (7,48)= 2,31
17 Основные выводы 1. Высший класс характеризуется как снобистская группа, приоритетом в которой является доминирование формы над содержанием, этой группе присущ консьюмеризм 2. Стремление среднего и нижнего среднего класса перейти в высший средний класс связано с более высокой занятостью и удлинением рабочей недели. В этой группе присутствуют гедонистические тенденции. Для группы не остается возможностей для инвестиционного поведения. 3. Значительная часть домохозяйств имеют ограниченное однородное потребление, в связи с чем для расширения потребления генерируют кредитное поведение заимствования; 4. Рациональное поведение является умеренно продвинутым, связано с анализом возможностей и предпосылками формирования резервов и инвестиционного поведения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.