Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Напалков
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от г. 1155) Овечкина Т.А., к.п.н., заведующий «Института детства» СПб АППО
2 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» 273-ФЗ от Ст. 10 – дошкольное образование определено как первый уровень общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) Ст.11 – вводится федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС )дошкольного образования (ФГОС вступает в силу с года)
3 Признать утратившим силу приказ МОиН РФ от г. 655 «Об утверждении и введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приказ МОиН РФ от г «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4 р I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО (Стандарт) – совокупность обязательных государственных требований к дошкольному образованию. - Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (образовательные организации, индивидуальные предприниматели). - Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
5 Основные идеи ФГОС ДО: -Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; -Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; -Уважение личности ребенка; -Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игр, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).
6 Основные принципы дошкольного образования: 1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)детского развития 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (индивидуализация образования) 3. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений 4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
7 5. Сотрудничество ОО с семьей 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка 8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей) 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
8 Цели введения ФГОС ДО: -повышение социального статуса дошкольного образования; -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; -обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; -сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
9 Значение ФГОС ДО Стандарт является основой для: 1. Разработки образовательной Программы дошкольного образования. 2. Разработки вариативных Примерных образовательных программы организации. 3. Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и затрат на оказание государственной услуги в сфере дошкольного образования. 4. Объективной оценки соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО. 5. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогов, проведения их аттестации. 6. Оказания помощи родителям в воспитании, охране жизни, укреплении физического и психического здоровья детей
10 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования (3 группы требований): -к структуре Программы дошкольного образования и ее объему; -к условиям реализации Программы; -к результатам освоения Программы.
11 II.Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему - Структурные подразделения (группы) в одной организации могут реализовывать разные Программы; -Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования); -Программа направлена на: создание условий развития ребенка на основе сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.
12 -Программа разрабатывается и утверждается ОО самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ; -Программа учитывает режим работы групп, наличие детей разного возраста от 2-х месяцев до 8 лет, наличие разновозрастных групп; -Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в ОО (в группах с 24-часовым пребыванием – не более 14 часов)
13 б Содержание Программы должно охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). 5 образовательных областей: 1. социально – коммуникативное развитие 2. познавательное развитие 3. речевое развитие 4.художественно-эстетическое развитие 5. физическое развитие
14 о Виды деятельности (по возрастным периодам): -младенческий возраст (2 месяца-1 год) – общение; манипулирование с предметами и познавательно- исследовательские действия; восприятие музыки, песен, стихов; двигательная активность; тактильно-двигательные игры; - ранний возраст (1 год-3 года) - предметная деятельность; игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование; общение; самообслуживание; восприятие музыки, стихов, картинок; двигательная активность - дошкольный возраст (3 года- 8 лет) - игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная; изобразительная; двигательная деятельность
15 Особенности структуры Программы: Программа состоит из Обязательная части и Части, формируемой участниками образовательных отношений Обязательная часть Программы включает комплексный подход, отражает развитие детей в 5 образовательных областях Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает выбранные и/или разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках(парциальные ОП), методики, формы организации образовательной работы
16 Особенности структуры Программы: -Рекомендуемое соотношение объема обязательной части Программы (не менее 60% от общего объема Программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40 % от ее общего объема); -3 основных раздела Программы (целевой, содержательный, организационный), в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений
17 1 раздел Программы - Целевой раздел: -Пояснительная записка (цели и задачи ОП, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей развития детей) -Планируемые результаты освоения Программы (конкретизируют требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возраста и индивидуальных различий, а также детей с ОВЗ, детей-инвалидов
18 2 раздел Программы – Содержательный раздел Обязательная часть: - Содержание образования по 5 образовательным областям (с учетом Примерных программ и методических пособий); -Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возраста, специфики и др.); -Описание деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ (при наличии); -Включить в содержание: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания Программы, существенные с точки зрения авторов Программы
19 Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: -направления, выбранные из числа парциальных и иных программ и/или созданных самостоятельно; -данная часть должна учитывать образовательные потребности, интересы детей, членов их семей и педагогов -может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий; выбор парциальных программ и форм организации работы, которые соответствуют интересам детей и возможностям педагогического коллектива; традиции группы, образовательной организации
20 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование: Обеспечение коррекции нарушений развития детей, оказание им квалифицированной помощи Освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, социальной адаптации
21 3 раздел Программы- Организационный раздел - Описание материально-технического обеспечения Программы; - Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания; - Распорядок и/или режим дня; -Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; -Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
22 Особенности оформления Программы: - Обязательная часть Программы соответствует Примерной программе -оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу; если не соответствует Примерной программе – должна быть представлена развернуто (п.2.11 ФГОС) - Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу (парциальные программы, методики, др.); - Дополнительным разделом Программы является текст ее презентации (доступно для родителей)
23 Содержание презентации Программы: 1. Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа (в т.ч. дети с ОВЗ, дети-инвалиды) 2. Используемые Примерные программы 3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
24 III.Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО 1. Требования к психолого-педагогическим условиям 2. Требования к развивающей предметно- пространственной среде 3. Требования к кадровым условиям 4. Требования к материально-техническим условиям 5. Требования к финансовым условиям
25 Требования к условиям реализации основной образовательной программы направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: -Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; -Обеспечивает эмоциональное благополучие детей; -Способствует профессиональному развитию педагогических работников; -Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; -Обеспечивает открытость дошкольного образования; -Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
26 Педагогическая диагностика (мониторинг) При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач: индивидуализации образования каждого воспитанника; оптимизации работы с группой детей.
27 При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи) – выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
28 IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
29 Целевые ориентиры Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, от ее характера, особенностей развития детей и организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.
30 Целевые ориентиры являются ориентирами для: построения образовательной политики в сфере дошкольного образования на всех уровнях; формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; изучения характеристик образования детей в возрасте от 2-х месяцев до 8 лет; информирования родителей и общественности о целях дошкольного образования, общих для образовательного пространства РФ Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального образования
31 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: -аттестацию педагогических кадров; -оценку качества дошкольного образования; -оценку итогового и промежуточного уровня развития воспитанников в рамках мониторинга; -оценку выполнения государственного задания (посредством их включения в показатели); -распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации.
32 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: 1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; 2. Использует специфические предметные действия, знает назначение бытовых предметов; 3. Владеет активной речью, включенной в общение; 4. Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях, действиях; 5. Проявляет интерес к сверстникам, подражает им…; 6. Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам…; 7. Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения…
33 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…; 2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками….; 3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам…; 4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности…;
34 5. Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями..; 6. Способен к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены; 7. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ….
35 В каждом ДОУ определяется порядок (этапы)внедрения ФГОС дошкольного образования Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.