Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdssp.petrsu.ru
1 Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Принципы формирования основных образовательных программ на основе ФГОС ( компетенции – модули – зачетные единицы ) Семинар « Проблемы перехода на ФГОС » Петрозаводский государственный университет, июня 2011 г.
2 Набор на обучение по ФГОС в 2011 г. Статья 17 Федерального закона от г ФЗ ( о ФГОС ) в редакции Статьи 6 Федерального закона от г ФЗ : Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования ( приказ МОН от г. 442): 21. … Приемная комиссия высшего учебного заведения объявляет: Не позднее 1 февраля: Перечень направлений подготовки (специальностей), на которые вуз объявляет прием в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.
3 Задачи вузов в связи с переходом на ФГОС Приказ Рособразования от 10 февраля 2010 г. 109 « О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования »: 5.1. Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему высшего профессионального образования… внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу 5.2. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. выполнение требований к условиям реализацииосновных образовательных программ 5.3. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами…
4 Схема реализации ФГОС вузом ФГОС по направлению подготовки ВПО ( определяет 50% содержания подготовки бакалавра, 30% магистра ) ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки создана базовым вузом - разработчиком ФГОС, рекомендательный имеет рекомендательный характер ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному профилю подготовки разрабатывается вузом / факультетом комплекс документов представляет собой комплекс документов
5 Отказ МОН от утверждения примерных программ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10 ноября 2009 г ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона « О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт - Петербургском государственном университете » Статья 2 Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » следующие изменения : 8) подпункт 3 пункта 3 статьи 24 признать утратившим силу. Статья 3 п. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании »: К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере образования, относятся : 3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно - наглядных пособий ;
6 Определение ООП : Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании »
7 Содержание ООП : 1. Учебный план 2. Годовой календарный учебный график 5. Материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся ( например, фонды контрольных заданий ) 6. Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии ( например, УМК ) 3. Рабочие программы учебных курсов 4. Программы учебной и производственной практик в компетентностном формате
8 Образовательные программы « болонского » формата Наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса на данный момент реализованы в международном проекте Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур
9 Краткая характеристика проекта Tuning Начался в 2000 г. по инициативе ряда университетов европейских стран, поддержанной Европейской Комиссией. Ныне в проекте заняты свыше 200 университетов из примерно 50 стран - участниц Болонского процесса, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Украина, Грузия и Турция. Термин « настройка » в названии проекта ( от англ. tuning) определяет его главный принцип : университеты стремятся не к унификации программ, но к согласованию параметров, лежащих в их основе и облегчающих их понимание вузами - партнерами.
10 Краткая характеристика проекта Tuning На первом этапе (2000–2002 гг.) в рамках проекта TUNING началась разработка моделей образовательных программ по девяти предметным областям : бизнес - подготовка, физика, химия, геология, педагогика, европейские исследования, история, математика, сестринское дело ( уход за больными ). В дальнейшем спектр направлений расширился и на третьем этапе проекта (2004–2006 гг.) включал уже 18 позиций. Российская Федерация присоединилась к проекту TUNING в 2006 г. по инициативе Государственного университета – Высшей школы экономики ( ГУ – ВШЭ ), который осуществил проект « Настройка образовательных программ в российских вузах » («Tuning Education Programmes in Russian HEIs » – TUNING – Russia ). В годах реализуется проект « Создание сети центров Tuning в Российских университетах » (TUNING RUSSIA). В проекте принимает участие Ассоциация классических университетов России.
11 Краткая характеристика проекта Tuning Для всех предметных областей были определены пять основных направлений работы : Формулировка общих ( универсальных ) компетенций, независимых от предметной области ( направления подготовки ВПО ). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области ( направления подготовки ВПО ). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS ( European Credit Transfer System - « Европейская система перевода и накопления кредитов »). Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Выработка систем повышения качества образования ( создание вузовских структур контроля качества образования ).
12 Построение образовательных программ (Tuning) Шаг 1. Подтверждение социального « заказа » на программу, определение ее профиля ; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения ; Шаг 3. Определение универсальных ( общих ) и профессиональных ( предметно - специализированных ) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы ; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ; Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения ( качества освоения ООП студентами и качества ее реализации ).
13 Российская « адаптация » болонских схем Tuning Российская практика 1. Подтверждение социального заказа на программу Сотрудничество с работодателями не ведется или ведется формально 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения Вместо описания целей программы и результатов обучения в лучшем случае дается ссылка на ФГОС 3. Определение универсальных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы Общекультурные и профессиональные компетенции механически копируются из ФГОС, не уточняются применительно к ООП 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ) Учебный план в дисциплинарном формате дублирует предшествующую пятилетнюю версию ; зачетные единицы автоматически пересчитываются из прежнего объема часов 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций Не ведется или ведется формально ( заполняется матрица ) 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций Не ведется или ведется формально ( воспроизводятся прежние методы и технологии ) 7. Создание системы оценки и обеспечения качества реализации программы Не существует или не учитывает специфику конкретных ООП
14 Типичные ошибки при разработке ООП 1. Выбор излишне большого количества профилей подготовки. Излишняя детализация и некорректность формулировок названий профилей, устанавливаемых вузом самостоятельно. 2. Отсутствие логичных образовательных траекторий ( профильных и индивидуальных ). Эклектичность набора курсов по выбору. 3. Отсутствие различий в ООП бакалавра и магистра по типам курсов, уровню их изучения, образовательным технологиям. 4. Перенасыщенность учебного плана. Превышение разрешенного количества зачетов и экзаменов. Излишнее дробление курсов учебного плана ( дисциплины объемом менее 2 ЗЕ ); дробление зачетных единиц по формам работы ( например : процедура сдачи зачета – 0,5 ЗЕ ). 5. Ошибки в графиках учебного процесса ( практики, каникулы, подсчет недель теоретического обучения ). 6. Излишняя формализованность подходов к обучению ( требование одинакового процентного соотношения лекционных и практических занятий для всех учебных дисциплин, одинаковых форм отчетности и т. п.). 7. Ошибки в программах дисциплин : нарушение компетентностной модели и иных требований ФГОС.
15 Профиль подготовки ПРОФИЛИ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БЫВШИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВПО Например: Биология Физиология Антропология Генетика Зоология Биофизика Ботаника Биохимия Микробиология в рамках нового направления «Биология» БЫВШИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВПО Например: Отечественная филология Зарубежная филология в рамках направления «Филология»
16 Профиль подготовки п.6.2. ФГОС : Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Письмо МОН от г. « О профилях и специализациях высшего профессионального образования » Вузам дано право самостоятельно устанавливать профили ООП бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили ( специализации ) не определены.
17 О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования, Письмо МОН от г Профиль ( специализация ) отражает направленность … ООП высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и ( или ) задачи профессиональной деятельности, определенные … ФГОС ВПО или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом. Профили ( специализации ) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления ( специальности ). Наименование профиля ( специализации ) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки ( специальностей ) высшего профессионального образования Профили ( специализации ) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании Если профили ( специализации ) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки ( специальностям ), вуз должен выбирать профили ( специализации ) из указанных во ФГОС. Введение новых профилей ( специализаций ) в этом случае осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО. Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов ( ОС ) при разработке ОС и ООП по направлениям подготовки ( специальностям ), для которых профили ( специализации ) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили ( специализации ) ООП бакалавриата ( подготовки специалистов ) Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей ( специализаций ) ООП, реализуемых вузами.
18 Цели ООП и компетентностная модель выпускника 1. Что представляет собой наш выпускник ? Например : Филолог – специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( письменных, устных и виртуальных, включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов ): способный к созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).
19 Цели ООП и компетентностная модель выпускника 2. Что для этого он должен уметь ( какими компетенциями обладать )? Пример из ФГОС по направлению подготовки ВПО « Филология » - профессиональные компетенции для прикладной деятельности : владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ( ПК -12); владение базовыми навыками доработки и обработки ( например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование ) различных типов текстов ( ПК -13); владение навыками перевода различных типов текстов ( в основном научных и публицистических, а также документов ) с иностранных языков и на иностранные языки ; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках ( ПК -14); Дополнительные профильные компетенции ( формулируются вузом ), например : способность применять в профессиональной деятельности знание родственных связей русского / родного языка и его типологических соотношений с другими языками, его истории, современного состояния и тенденций развития ; представления о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского / родного языка ; умение анализировать русский / родной язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо -, этно - и социолингвистики ; ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания ; …
20 Цели ООП и компетентностная модель выпускника 3. Чему именно мы должны для этого его научить ( какие именно части / модули / дисциплины должны входить в учебный план )? а ) анализ прежнего учебного плана на его соответствие целям и результатам обучения, заявленным во ФГОС ; б ) разработка НОВОГО учебного плана, сохраняющего преемственность по отношению к старому, но НЕ ТОЖДЕСТВЕННОГО ему. 4. Каково должно быть взаимное соотношение частей / модулей / дисциплин учебного плана ( сколько зачетных единиц отвести на каждую часть )? а ) распределение зачетных единиц должно вестись « сверху », исходя из целей ООП и результатов обучения, а не « снизу », с максимальным сохранением объема часов из старого учебного плана ; б ) сокращение сроков обучения на год ( бакалавр вместо специалиста ) должно сопровождаться ИЗМЕНЕНИЕМ технологий и методик обучения. 5. Какими именно способами сформировать компетенции ? Как их оценить ? а ) активные формы обучения, самостоятельная работа студента ; б ) изменение концепции и процедуры ИГА ; в ) понятные преподавателям и студентам способы оценки качества обучения.
21 Матрица соответствия целей и содержания ООП Ком - петен - ции Дисциплины цикла Б.1 Назв. Назв. Назв. Дисциплины цикла Б.2 Назв. Назв. Назв. Дисциплины цикла Б.3… Назв. Назв. Назв. ОК -1 + ОК -2… ++++ ПК ПК ПК -3… ++++
22 Компетенции в проекте TUNING Компетенции – это ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов ( выпускников ), которые определяют, что будет способен делать студент ( выпускник ) по завершении всей или части образовательной программы Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т. е. динамичная совокупность знаний ( пониманий ), навыков, способностей ( моделей поведения и личностных качеств ), которую студент обязан продемонстрировать после завершения всей или части образовательной программы.
23 Зачем нужны компетенции ? Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия « квалификация » к понятиям « результат обучения » и « компетентность » ( документы ЮНЕСКО « Реформирование и развитие высшего образования », 1995; « Образование : сокрытое сокровище », 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)
24 Цивилизационные процессы и требования рынка в современных видах профессиональной деятельности усиливается информационный и творческий подход ; однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач ; возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов ( временный состав вместо кадрового ); исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни ; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация ; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию ;
25 Выводы для системы образования происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда ; ценится не квалификация, а компетентность, т. е. обладание определенными способностями ; компетенция не означает отказа от категории « квалификация », компетенция включает квалификацию, т. е. профессиональные знания и умения ( по : Байденко В. И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования : экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)
26 Компетенции в проекте TUNING общие ( универсальные ) – характеризующие выпускника как личность и как человека с высшим образованием ; предметно - специализированные ( профессиональные ) – характеризующие выпускника как специалиста, профессионала. К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные. Профессиональные компетенции подразделяются на общепрофессиональные и профильные ( специализированные ).
27 Примеры универсальных компетенций способность к творчеству, порождению инновационных идей, самореализации, в том числе в новейших областях знаний, наиболее значимых сферах профессиональной деятельности и общественной жизни ; способность к продолжению образования, самостоятельному обучению в течение всей жизни, к изменению научного и научно - производственного профиля деятельности ; самокритичность, способность анализировать и корректировать собственную социальную и профессиональную деятельность ; активная гражданская позиция и интегрированность в современное общество ; умение обосновывать и отстаивать свое мнение, реализовывать собственные решения и идеи ; способность к работе в коллективе, сотрудничеству с коллегами, умение в качестве руководителя группы организовать общую профессиональную деятельность, принимать организационно - управленческие решения и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально - культурной сферах общения ; владение терминологией специальности на иностранном языке ; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии на иностранном языке ; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками использования ресурсов Интернет, программных средств и работы в компьютерных сетях ;
28 Определение модуля Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой - нибудь системы, организации ( Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). Различные понимания модуля : часть дисциплины ( дидактическая единица, раздел, тема ), изучение которой заканчивается определенной формой контроля ; к учебная дисциплина ( совокупность дидактических единиц ; курс, рассчитанный на несколько семестров ); группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу ;
29 Определение модуля В Болонском процессе : Модуль - совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций Модуль – относительно самостоятельная ( логически завершенная ) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации
30 Модуль в проекте TUNING Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практики, самостоятельную работу студента, процедуры отчетности ( контрольные работы, рефераты, зачеты и т. п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных ( для данной программы или для ряда программ ) кратных числах ( например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией ( оценкой результатов ).
31 Модули во ФГОС ( примеры ) 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. и т. п. – везде, где речь идет о дисциплинах и курсах
32 Модули в ООП Инструктивное письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от « О разработке вузами основных образовательных программ »: 15. Вопрос : Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата ? Ответ : Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.
33 Кредитные ( зачетные ) единицы Зачетные единицы пришли в Россию из Европейской системы перевода и накопления кредитов ( European Credit Transfer System, ECTS), используемой с 1989 г. в рамках программ Erasmus и Socrates. ECTS представляет собой формализованный способ учета трудоемкости образовательных программ путем присвоения кредитов их компонентам ( дисциплинам, модулям и т. д.). ECTS позволяет не только сопоставлять образовательные программы, но и перезачитывать результаты обучения при смене студентом образовательной траектории, вуза или страны пребывания. В кредитах ECTS учитывается количество времени, необходимое студенту на все формы учебной работы ( аудиторные занятия, СРС, текущий и промежуточный контроль, практики, ИГА и т. п.) для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом дисциплины ( модуля ) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки. Кредиты, предусмотренные за данный компонент программы, не могут быть начислены частично.
34 Кредитные ( зачетные ) единицы Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется « вертикально », « сверху »: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке отдельных модулей. Один кредит в европейской практике соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов ( зачетных единиц ). ФГОС установил соответствие одной зачетной единицы 36 академическим часам.
35 Расхождения принципов ФГОС и TUNING Образовательные программы на основе ФГОС структурируются по циклам дисциплин ( ГСЭ, ЕН, ПД ), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области ( направления подготовки ) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области ; ФГОС определяет МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Кредитные ( зачетные ) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин « механически » пересчитывается в соотношении 1:36.
36 Проблемы разработки университетских ООП а ) трудности определения круга работодателей – « потребителей » данных программ, т. е. заинтересованных в приеме на работу выпускников, завершивших обучение по данным направлениям подготовки ; б ) традиционная ориентация данных программ на « знания » – теоретическую подготовку и лекционную форму обучения ; в ) почти полное отсутствие в традиционных гуманитарных образовательных программах « практикоориентированного » компонента, рассчитанного на трудоустройство выпускника вне сферы науки и преподавания ; г ) большое количество специализаций ( профилей ), входящих в состав направления подготовки.
37 Насущные проблемы вузов Разработка вузовской нормативной документации : о расчете нагрузки преподавателей, о текущем и итоговом контроле, о СРС, о социальной среде вуза, о привлечении работодателей, о контроле качества реализации ООП. Перераспределение нагрузки преподавателей из - за увеличения СРС и уменьшения лекционных часов. Создание методик активных форм обучения. Отсутствие финансирования перехода на ФГОС. Работа с преподавателями : без разъяснения сути реформ и помощи при переходе на ФГОС все административно - методические усилия бессмысленны !
38 Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Принципы формирования основных образовательных программ на основе ФГОС ( компетенции – модули – зачетные единицы ) Семинар « Проблемы перехода на ФГОС » Петрозаводский государственный университет, июня 2011 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.