Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Големова
1 Я люблю тебя, Горная Шория !* Твоих честных, надёжных людей. И твоя непростая история Стала частью судьбы и моей.
2 Познакомить обучающихся с прошлым нашего края, традициями и обычаями коренных жителей нашего края, шорцами. Уникальности нашего края Осознание опасности вымирания малочисленного народа и навсегда утери знаний.
3 На древность занятия кузнечным делом указывают и данные фольклора. В героическом эпосе северных шорцев говорится о богатыре ( по другим данным, злом духе Эрлике ), ковавшем раскаленное железо руками, употреблявшим пальцы вместо щипцов, а кулак вместо молота.
5 Удаляясь от жилища хотя бы на время, человек обретал статус иного существа. Преодолевая силу притяжения мира культуры, охотники для оставшихся дома людей временно превращались в чужаков. Чтобы не причинить промысловикам вреда, близкие остерегались произносить их имена. Нельзя было играть, веселиться, ругаться из опасения, что артель останется без добычи. В ритуале возвращения с промысла охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока,, пот не высохнет.
6 Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк. Основным орудием лова были сети « энгме ». На маленьких реках рыбу часто ловили мордами « суген » и корытами « ашпар ». Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.
16 В шорском языке слово « вельде » – Новый год. Его празднование совпадало с рождеством Молодежь устраивала игры – оюн, пляски танцы, песни отдельно от взрослых. Новогодние празднования назывались кочаган. Эта форма связана с древними тотемистическими представлениями – ряженые. В сумерки наряжались в медвежью шкуру и ходили по домам, изображая « хозяина тайги »
17 Рождение ребенка отмечали скромно. Если рождался мальчик, ему делали лучок и стрелу – эмблему охотника. Если рождалась девочка, вы углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки – символ свадебного шалаша, будущего замужества. От злых духов к детской колыбели привязывали пулю или пуговицу.
18 Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар - шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника - шамана К услугам шамана прибегали очень часто : при болезнях, во время похорон и поминок Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами - помощниками и колотушку. Слабый шаман " шабынги " камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных.
26 1. На гору если поднимется не устанет В воду если войдёт, не захочет пить. ( Лыжи ) 2. Девица рыдая рыдая дрова рубит. ( Дятел ) 3. Наверху дома половинчатая лепёшка лежит. ( Месяц ) 4. Еду, еду дороги нет, режу, режу крови нет. ( Лодка ) 5. Внутри раскрашенного сундука хлеб. ( Кедровый орех )
27 Лентяю день длиннее, а работающему его не хватает Злая собака, разжирев, близкого человека к себе не подпустит, злой человек, разбогатев, никого к себе не подпустит Злой добра не помнит, а добрый зла не помнит
28 Это наиболее перспективный район развития горнолыжного спорта и туризма. Шория сегодня - это популярнейший горнолыжный центр Сибири. Шория летом - это увлекательные сплавы, пешие и конные походы, восхождения на горные вершины и спуск в вечно прохладный сумрак пещер. Среднегорный рельеф и наполненный фитонцидами воздух хвойных лесов благотворно влияют на организм человека, повышая его защитные функции. Туристские маршруты Горной Шории некатегорийны, не требуют специальной подготовки и доступны всем.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.