Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Закутина
1 Курс по выбору: История информационных войн Презентация исследовательской работы по теме: «СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА (КАРИКАТУРА, ПЛАКАТЫ, ЛОЗУНГИ, ЗНАКИ ( )» Студента 3 курса НВГУ Факультета искусств и дизайна Направление подготовки – Дизайн Научный консультант: Еремин С.В., профиль - Дизайн среды к.и.н, специалист ИАО НВГУ Дениса Галеева Нижневартовск, 2013
2 Содержание Введение. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Формирование военно-политических блоков: Организации Североатлантического договора (НАТО) (4 апреля 1949 г.) и Организация варшавского договора (ОВД) (14 мая 1955 г.-25 февраля 1991 г.) и их пропагандистские образы……………………… Образ НАТО в советской карикатуре……...………………………………………………………………………………………………… НАТО - символ угрозы войны на политических плакатах…………………………………………………………………………… ОВД - оплот мира: советский плакатный образ………………………………………………………………………………………………8 Глава 2. Образ агрессора и союзника в карикатуре, плакатах и лозунгах локальных войн периода Холодной войны…………………… Корейская война (25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г.) в советской карикатуре………………………………………………………… Изображение агрессора на плакатах Северной Кореи………………………………………………………………………………… Пропагандистские образы агрессора и союзника в период Карибского кризиса (1962 г.)…………………………………………… Вьетнамская война ( гг.) в советской карикатуре …………………………………………………………………………… Символы Вьетнамской войны на советских плакатах……………………………………………………………………………… Афганская война ( гг.) в зеркале антисоветской пропаганды…………………………………………………………………..14 Глава 3. Образ врага в политической карикатуре и плакатах периода Холодной войны……………………………………………… «Дядя Сэм» - советская карикатурная версия образа врага периода Холодной войны……………………………………………… Антиамериканская карикатура в СССР………………………………………………………………………………………………… Антизападная карикатура в СССР периода Холодной войны…………………………………………………………………………… Советские антивоенные плакаты…………………………………………………………………………………………………………… «Дядя Джо»–западный карикатурный образ врага в период Холодной войны…………………………………..… Антисоветская карикатура в США…………………………………………………………………………………………………………… Антисоветская пропаганда на Западе………………………………………………………………………………………………………… Антикоммунистическая агитация в США…………………………………………………………………………………………………….23 Глава 4. Лингвистические символы Холодной войны в советских лозунгах……………………………………………………………………… Классификация советских лозунгов…………………………………………………………………………………………………………… Слова-символы в советских лозунгах периода Холодной войны…………………………………………………………………………….26 Глава 5. Визуальные символы Холодной войны……………………………………………………………………………………………………… Берлинская стена - главный символ Холодной войны……………………………………………………………………………………… Памятный знак 1 рубль-доллар (1988)…………………………………………………………………………………………………………… Памятная медаль Конгресса США за победу в Холодной войне………………………………………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………...31 Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………………………..32 Приложение. Эскиз конкурсной работы Д. Галеева «Путь к единству». (ноябрь, 2013)…………………………………………………………33
3 Введение Холодная война является глобальным информационно-психологическим противостоянием Востока (СССР и страны соц.лагеря) и Запада (США и союзники по НАТО) второй половины ХХ века. Многие сюжеты, связанные с этим событием не достаточно хорошо освещены в исследовательской литературе. Например, открытым остаётся вопрос о причинах поражения СССР и его союзников в этой войне. Кроме экономических и политических причин поражения СССР и его союзников, некоторыми исследователями указывается снижение эффективности влияния на население соц.стран негативных образов и символов Запада, что особенно заметно проявилось в период горбачевской перестройки. Объект исследования. Холодная война как информационно-психологическое противостояние двух сверхдержав СССР – США и их союзников. Предмет исследования. Образы и символы в средствах информационно- психологической холодной войны – политической карикатуре, плакатах и лозунгах. Хронологические рамки исследования. Нижняя временная граница – 1946 г. Знаменитая Фултонская речь У. Черчилля, послужившая сигналом к началу Холодной войны и породившая первый её символ – «Железный занавес» визуализированный в 1961 г. возведением Берлинской стены. Верхняя граница – 1991 г. Началом конца системы социализма стали «бархатные революции» ознаменовавшие крах коммунистических режимов в Восточной Европе, распад военно-политического союза социалистических стран – участниц Варшавского договора, прекращение существования Союза советских социалистических республик в декабре Цель работы: Проследить эволюцию символов и образов на разных этапах Холодной войны в политической карикатуре, плакатах и лозунгах.
4 Используемые термины Пропаганда рассматривается нами как политически мотивированное воздействие на сознание граждан с целью формирования их поведения в определённом направлении. Для пропаганды характерно то, что она широко используется в сфере политики, при выработке определённого курса в управлении государством и на международной арене. Внешнеполитическая пропаганда при этом становиться инструментом для достижения политических целей как внутри страны, так и за рубежом. Идеология – форма общественного сознания, представляющая относительную совокупность идей и взглядов, а так же вытекающие из них средства воздействия на действительность. Политико-идеологическая кампания – инициируемое политическим режимом сосредоточение внимания на той или иной группе государственных вопросов, в первую очередь, внешнеполитического характера для достижения заранее сформулированных целей. Образ Запада (Востока) в период Холодной войны – комплекс представлений о Западе (Востоке) (формах и методах управления государством, внешнеполитических акциях правительств стран противостоящего военно- политического блока, как правило в негативном контексте) целенаправленно формируемый у граждан своей страны руководством данной страны средствами пропаганды с широким использованием идеологических символов. Символ – представляет собой идейно-образную структуру, содержащую в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком.
5 1. Формирование в оенно-политических блоков: Организации Североатлантического договора (НАТО) (4 апреля 1949 г.) и Организации варшавского договора (ОВД) (14 мая 1955 г февраля 1991 г.) и их пропагандистские образы. Начало Холодной войны. Фултонская речь Уинстона Черчилля 5 марта 1946 год (на фото) считается российскими и зарубежными исследователями сигналом к началу Холодной войны, первоначально проявлявшуюся в информационно-пропагандистском противоборстве между СССР и США, затем в психологическом противостоянии – гонке вооружений, сопровождавшимся локальными конфликтами в разных частях света. Для характеристики отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в этой речи впервые был употреблён термин «железный занавес». Кстати, сам термин «холодная война» впервые в официальном выступлении употребил, характеризуя состояние советско- американских отношений, Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна 16 апреля 1947 г.
6 1.1. Образ НАТО в советской карикатуре НАТО –экономическая кабала США, рабство для входящих в блок западных стран
7 НАТО – символ угрозы войны на политических плакатах.
8 1.2. ОВД – оплот мира: советский плакатный образ Варшавский договор – сила, мир, дружба участников
9 2. Образ агрессора в политической карикатуре и плакатах периода Холодной войны 2.1. Корейская война (25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г.) советская карикатура ( Агрессор –НАТО: слабость, трусость, неуклюжесть )
10 Изображение агрессора на плакатах Северной Кореи «Отпор агрессору»– трудящиеся, солдаты Северной Кореи и китайские добровольцы (сила, здоровье)
11 2.2. Пропагандистские образы агрессора и союзника в период Карибского кризиса (1962 г.) Н.С.Хрущёв- Дж.Кеннеди «Армрестлинг»( 1962)
12 2.3. Вьетнамская война ( гг.) в советской карикатуре
13 Символы Вьетнамской войны на советских политических плакатах «US» (Cоединённые Штаты) – агрессор, коварность, жестокость; «Кулак»–сила, единство армии и народа, мужчин и женщин Вьетнама, солидарность СССР с Вьетнамом
14 2.4. Афганская война ( гг.) в зеркале антисоветской пропаганды Леонид Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль пьют мартини на безымянной солдатской могиле..
15 3. Образ врага в политической карикатуре и плакатах периода Холодной войны
16 Карикатуры с изображениями «Дяди Сэма» 3.1. «Дядя Сэм»– советская карикатурная версия образа врага
17 Антиамериканская карикатура в СССР («Дядя Сэм», «Пиночет»)
18 Антизападная карикатура в СССР
19 Советские антизападные плакаты
20 Советские антивоенные плакаты
21 Сталин кормит ад людьми Коммунизм (н адписи на сидящих вокруг котла «рабство», «война», «голод») 3.2. «Дядя Джо»(И.Сталин) –западный карикатурный образ врага в период Холодной войны
22 План Маршалла - тоже самое, что план маршала Сталина, но без проблем с механизацией Антисоветская карикатура в США Советская ядерная угроза
23 Антисоветская пропаганда на Западе СССР испытывает атомную бомбу
24 Антикоммунистическая агитация в США в период Холодной войны Заголовок «Коммунистическое завоевание мира идет по расписанию?» Посмотрите сами... Доказательства перед глазами... Скорость пугает: 1949 – Китай; 1951 – Тибет; Северный Вьетнам; 1961 – Куба; Внесите свое пожертвование на работу «РАДИО СВОБОДНАЯ ЕВРОПА»
25 4. Лингвистические символы Холодной войны в советских лозунгах Плакат художника-плакатиста Вилена Каракашева «Миру - мир» (1965)
26 4.1. Классификация советских лозунгов вид Область применения 1.политическиереволюционные; ·военные; ·партийные, предвыборные; ·посвящённые мировым политическим проблемам (война и мир, разоружение, защита демократии и т. д.) 2. экономическиевыполнение целей, задач и основных направлений экономической политики государства; ·экономия и бережливость; ·малый и средний бизнес; ·трудовая дисциплина; ·экология; ·реклама 3. социальныереализация социальной политики государства; ·образование; ·здоровый образ жизни; ·социальные призывы и предупреждения; ·сфера услуг; ·поиск информации; ·реклама 4.идеологическиегражданско-патриотические; ·морально-нравственные; ·философские
27 4.2. Слова-символы в советских лозунгах периода Холодной войны - война, бомба, US, НАТО, угроза, порабощение, экспансия, голод; + догнать, перегнать, экономная экономика, мир, труд, май, человек, народ, партия, КПСС, СССР, решения, съезд, дружба : «Нет войне!» «Нет нейтронной бомбе!» «Остановим продвижение НАТО на Восток!» СССР- оплот мира» «Догнать и перегнать Америку» (лозунг, выдвинутый Н. С. Хрущёвым в 1957 году) «Экономика должна быть экономной» (Л. И. Брежнев) «Миру мир!» «Мир, труд, май» «Решения n-го съезда КПСС в жизнь!» «Слава КПСС!» «Народ и партия едины» «Всё для блага человека, всё во имя человека!» «Да здравствует крепкая, нерушимая дружба между народами!»
28 5. Визуальные символы Холодной войны 5.1. Берлинская стена – главный символ Холодной войны (возведена 13 августа 1961 разрушена 9 ноября 1989) протяжённость 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км Знаменитый поцелуй лидеров СССР и ГДР, карикатуризированный на Берлинской стене фото Берлинской стены периода Холодной войны. Охрана только со стороны ГДР…. Падение Берлинской стены (ноябрь 1991 г.)
29 5.2. Памятный знак 1 рубль-доллар (1988) 1 Рубль-доллар (1988) Один из символов поражения СССР в Холодной войне. Монета изготовлена из металла советских ракет средней дальности Р-12 (сплав алюминия с титаном), уничтоженных согласно советско- американскому договору по РСМД.
30 5.3. Памятная медаль Конгресса США за победу в Холодной войне В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесён законопроект об учреждении новой воинской награды за победу в Холодной войне, поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с бывшим госсекретарём США Хиллари Клинтон. Медалью предлагается награждать всех служивших в вооружённых силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года (подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии, окончание Второй мировой войны) по 26 декабря 1991 года (Декларация Верховного Совета СССР о прекращении существования СССР)
31 Заключение Холодная война как историческое явление требует всестороннего и глубокого анализа с целью извлечения необходимых уроков: противоборство сил империализма и социализма в мире продолжается, несмотря на изменившиеся условия и формы этого противостояния. Советская внешняя политика направлялась, прежде всего, на разоблачение и преодоление политики и идеологии Холодной войны, осуждение ее международной общественностью как опасной и преступной. До сих пор Холодная война осталась не получила международную юридическую как преступное деяние. Рассматривая Холодную войну как преддверие возможной Третьей мировой, И.В. Сталин форсировал создание атомного оружия и стратегической авиации, развитие ракетостроения и противоракетной обороны. Сделанное в СССР в эти годы почти на 50 лет обеспечило оборонную безопасность страны. Были заложены материальные основы для достижения военно-стратегического паритета между Западом и Востоком, что заставило империализм пойти на разрядку напряженности. Большое внимание уделялось символам и образам в информационно-пропагандистском противостоянии Западу. Главная их цель – доказать преимущество социалистической системы для народа как в политике, так и в экономике. В 2001 году США широко отметили десятилетие своей победы в Холодной войне. Тем не менее мы считаем, что страны соц.лагеря могли выстоять. Главные причины их поражения социализма заключены в субъективных факторах. Руководство страны не смогло выработать эффективных контрмер и усовершенствовать систему безопасности применительно к новым условиям, адаптировать внутреннюю политику к меняющейся ситуации в мире. На наш взгляд, это и стало главным фактором огромных перекосов в развитии общества и краха социалистической системы. Ряд исследователей считает, что Холодная война не закончилась, а продолжается в латентной (скрытой) и видоизменённой форме уже между США(с Евросоюзом) и Российской Федерацией(с СНГ).
32 Библиография Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. М., Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2 ч. Спб., Кара-Мурза С.Г.Революции на экспорт. М., Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.,2000. Крысько В. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, опыт). Минск, Образ врага //Сост. Л.Гудков; ред. Н.Кондратова. М.,2005. С.74. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде гг. М.,1999. Панарин И.Н.Информационная война и выборы.М.,2003. Почепцов Г. Г. Информационно-психологическая война. М., Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., Черняк Е. Б. Пять столетий тайной войны. М., /50: Опыт словаря нового мышления./Под общ. Ред.М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.,1989.
33 Приложение. Эскиз конкурсной работы Д. Галеева «Путь к единству» (ноябрь, 2013)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.