Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИлья Строков
1 « В ногу со временем: изучаем проект ФГОС ДО!» Декабрь 2013 г. «Информационно-методическая поддержка педагогических работников ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
4 Уровень дошкольного образования в Федеральном законе 273-ФЗ Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
5 Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым.
6 В рабочую группу по разработке стандарта вошли: Директор "Федерального института развития образования", советник Минобрнауки РФ, доктор психологических наук, профессор А.Г. Асмолов (руководитель рабочей группы); директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко (заместитель руководителя группы); начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России О.А. Скоролупова; директор "Института стратегических исследований в образовании" Российской академии образования М.Л. Пустыльник; вице-президент Российской академии образования, академик, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн
7 ВОПРОС ДНЯ Зачем нужен стандарт? Что должен регулировать? Что изменится в детском саду после появления стандарта?
8 ДЕТСТВО ПОДОБНО УВЕРТЮРЕ, ДАЁТ ОКРАСКУ ВСЕМУ СПЕКТАКЛЮ … ДРУГАЯ СТРАНА С НОВЫМ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ УКЛАДОМ … ДРУГИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ … КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТАНДАРТЫ … ДРУГИЕ ДЕТИ ВСЕ ДРУГОЕ… Содержание – набор предметных занятий (ЗУНы) Репродуктивные способы (методы) обучения Ребенок – объект обучения….. Инновационные технологии – (игровые, исследовательские, проектные) Содержание – формирование способностей Ребенок – активный субъект деятельности Дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием (ст. 10, ч.4). Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольного. 273-ФЗ от г «Об образовании в Российской Федерации»
9 Понятие ФГОС ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандарт разработан на основе : Конституции РФ Законодательства РФ Конвенции ООН о правах ребенка Стандарт отражает следующие ожидания: общественно- государственные социально-культурные
10 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством: расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; приобщения детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализации вариативных образовательных программ; соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
11 «В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг». А. Асмолов
12 Положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.) Законодательные и нормативно - правовые акты Российской Федерации в области образования Работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В.И.Байденко, В.П.Беспалько, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто и др.) Научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер, М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.) Методологическая и теоретическая основа ФГОС ДО
13 Образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
14 Дошкольное образование - основа образовательной вертикали Способности - ориентиры для педагогов, а не знания и умения познавательные регуляторные коммуникативные СКВОЗНЫЕСКВОЗНЫЕ РЕЗУЛЬТАТы РЕЗУЛЬТАТы САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ Обратная связь от родителей и детей
15 полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, амплификации детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей. Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
16 Цели стандарта ФГОС ДО Повышение статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
17 к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС ФГОС ДО Примерные образовательные программы ДО Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя требования:
18 - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
19 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯПУТИ РЕШЕНИЯ Дошкольное образование: с 2 мес. или с 3-х лет? Кадровое обеспечение дошкольного образования Неравномерное развитие отдельных форм (вариативности) дошкольного образования Отсутствие научных основ обновления дошкольного образования Развитие инклюзивного дошкольного образования Создание условий для обеспечения дошкольного образования детям с 2-х мес. до 7-8 лет Обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования Развитие частно-государственного партнерства в дошкольном образовании Изучение современного дошкольника, современного детства и дошкольного образования Создание нормативно-правовой и методической базы ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
20 ФГОС ДО: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ Отсутствие реестра примерных ООП Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО Отсутствие методических рекомендаций по разным аспектам внедрения ФГОС ДО Отсутствие современной предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ Слабое развитие межведомственного и сетевого взаимодействия ПУТИ РЕШЕНИЯ Разработка критериев экспертизы Примерных ООП Создание совета по их экспертизе Разработка методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО, в помощь образовательным организациям по разработке ООП Улучшение предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ Консолидация ресурсов в дошкольном образовании
21 Программа предполагает: О бязательную часть (ее объём не менее 60% от общего объёма Программы) - Часть, формируемую участниками образовательного процесса (не более 40 % от общего объёма программы) Программа включает 3 основных раздела: - целевой - содержательный - организационный
22 Требования к психолого- педагогическим условиям Требования к развивающей предметно - пространственной среде Требования к кадровым условиям Требования к материально- техническим условиям Требования к финансовым условиям Требования к условиям реализации основной образовательной программы Раздел III ФГОС ДО
23 Требования к условиям реализации основной образовательной программы образовательной программы РЕЗУЛЬТАТ - создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
24 Требования к психолого- педагогическим условиям В Организации может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Наполняемость Группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
25 Требования к психолого - педагогическим условиям В Организации должны быть созданы условия для: профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
26 Организация должна создавать возможности: для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.
27 - содержательно-насыщенной; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной. Развивающая предметно- пространственная среда Организации (группы) должна быть:
28 Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда Организации (группы) должна быть:
29 Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть: Организации (группы) должна быть: РППС должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации; условия для инклюзивного образования ( в случае его организации); учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. учет возрастных особенностей детей.
30 Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. 761 н. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. Требования к кадровым условиям реализации Программы. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
31 Требования к материально-техническим условиям требования, определяемые в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
32 Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного ДО за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и негосударственных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учётом типа Организации. Требования к финансовым условиям
33 Финансовые условия реализации Программы должны: обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников; отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
34 Объём финансового обеспечения реализации Программы определяется исходя из Требований к условиям реализации ООП ДО данного Стандарта и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов: на оплату труда работников, реализующих Программу; на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иных, связанных с реализацией Программы.
35 IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
36 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: - аттестацию педагогических кадров; - оценку качества образования; - оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга ( в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); - оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; - распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
37 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
38 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) ПРИКАЗ Зарегистрирован в Минюст России от 14 ноября 2013 г. N октября 2013 г. N 1155 Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. N 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования » (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования » (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт 23 ноября 2009 г. N июля 2011 г. N 2151 Министр Д.В. Ливанов
39 Используемые материалы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от г.; План перехода на ФГОС ДО; Н.В.Федина, Психология образования в поликультурном пространстве – Том 1; Т.В.Волосовец, директор Учреждения Российской академии образования «Институт психолого- педагогических проблем детства», кандидат педагогических наук, профессор. Выступление на Первом съезде работников дошкольного образования (7 октября, 2013 )
40 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А.Сухомлинский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.