Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФедор Фаустов
1 Лекция Е.Н.Перевощиковой
2 Актуальность проблемы качества образования – обусловлена причинами: 1)социально-экономическими изменениями, влияющими на ценностную ориентацию подрастающего поколения, и новыми требованиями к выпускникам учебных заведений. 2)современными теоретико- методологическими исследованиями, посвященными проблемам совершенствования содержания образования и уровней образования, анализу соотношений между понятиями «обучение, воспитание, развитие» и «образование». 3) опережением практических начинаний по внедрению различных инноваций, затрагивающих как содержательные, так и процессуальные аспекты деятельности образовательных учреждений. 4) развитием новой области научного знания – менеджмента в образовании, и внедрение управленческих технологий в деятельность учебных заведений. 5) задачами гармонизации российской и европейской систем высшего профессионального образования.
3 Этапы развития и становления понятия «качество образования» 1 этап.Связан с попытками свести понятие «качество образования» к известным ранее понятиям или описать его через отдельные составляющие понятия образования и готовность выпускника к какой-либо деятельности.
4 Попытка описать «качество образования» как степень развитости личности тоже не лишена недостатков, так как не только не дает механизма и способов оценивания соответствующих параметров развития, но и не учитывает опыт личности в процессе освоения содержания.
5 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ (КО) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ, ТРАКТОВКА МИНУСЫ, ПЛЮСЫ 1. КО качество обучения Не учтены другие параметры 2. КО степень развитости личности Как эту развитость измерить, описать? 3. КО количество учеников, поступивших в вузы, победители олимпиад Речь идет об отдельных выпускниках, и ничего не говорится об их нравственности
6 4. КО готовность выпускника к жизни по следующим позициям: 1)к труду; 2) к защите Родины; 3) к семейной жизни; 4) к разумному проведению досуга; 5) к продолжению образования; 6)к заботе о своем здоровье Многие параметры могут быть определены спустя несколько лет; Неясно как оценить качество образования на момент выпуска
7 2 этап. Связан с анализом терминов, входящих в исследуемое понятие. Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно рассматривают одну из двух его трактовок – философскую или производственную. В философии эта категория не носит оценочного характера, в этом смысле «качество образования» показывает только отличие образования от других социальных явлений, систем и видов деятельности человека.
8 5. КО производственная трактовка как «качество продукции»: трактовка как «качество продукции»: - наличие у нее определенных свойств; - рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя отсутствие среди параметров качества образования самого важного – параметра развития личности в процессе образования, ее самобытности, культуры.
9 6. В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (В.М.Полонский) КО определенный уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания Это описание, по мнению М.М.Поташника, вряд ли можно использовать на практике, так как из него не ясно, кем и как определен уровень …, какой смысл вкладывается в понятие «развитие», каковы способы его измерения и оценки.
10 3 этап. связан с анализом различных подходов к определению этого понятия в научных исследованиях, в дискуссиях на научных семинарах и конференциях. Итогом многолетних дискуссий, стал вывод о том, что дать однозначное определение понятию «качество образования» довольно сложно из-за многогранности и многоаспектности этого понятия (М.Б. Челышкова)
11 Педквалиметрия: для корректного описания понятия КО необходимо, сначала определить такие понятия как: «уровень подготовки» и «качество подготовки». Под уровнем подготовки понимают совокупность знаний, умений и навыков, освоенных обучаемым на момент измерения. Этот уровень измеряют по числу заданий, которые правильно выполняет обучаемый. Отсюда следует вывод о том, что нет смысла сравнивать качество подготовки у студентов, имеющих разный уровень подготовки. Под качеством подготовки понимают совокупность существенных характеристик ЗУН, позволяющих дифференцировать обучаемых с одинаковым уровнем подготовки. К числу таких характеристик относят: полноту и глубину освоения учебного материала, обобщенность и конкретность, осознанность; логичность и рациональность, системность знаний, их прочность и действенность
12 7.(М.М. Челышкова) для практических целей под КО понимают «качественные изменения» в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа
13 Поиск критериев качества и подходов к определению качества образования надо вести исходя из современной трактовки образования, в которой выделяют три основных аспекта: личностный, формирующее влияние образования и результативный. Они не могут быть реализованы без осмысления современной парадигмы и целей образования, без учета основной задачи образовательного учреждения
14 8. М.М. Поташник Образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика КО – как соотношение цели и результата, как мера достижения целей при том, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника
15 каждая пара «цель – результат» должна быть описана в одних и тех же единицах измерения. Нарушение этого требования может привести к таким, например, казусам, когда, школа определяет цель как формирование разносторонне развитой личности выпускника, а в отчете указывается количество учеников, поступивших в вузы.
16 9. Образование – образование личности – процесс и результат деятельности самого обучаемого по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности. Главная задача образовательного учреждения – создать максимально благоприятные условия для самообразования и саморазвития личности ученика, чтобы обучаемый стал субъектом образования своей личности, от чего и зависит качество получаемого им образования и всей его жизни. Результат образования – сама личность, ее существенные характеристики, и освоенный ею опыт, т.е. то, что определяет реально поведение человека в социуме, и эти характеристики личности должны иметь ценность в обществе (при продолжении образования, в сфере профессиональной деятельности, в жизни).
17 4 этап. Связан с участием России в Болонском процессе и внедрением компетентностного подхода в систему (ВПО). Основные положения этого подхода положены в основу разработки ФГОС нового поколения. Компетентностный подход: «обучение на основе компетенций». Компетенция в стандартах определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Такой подход предъявляет новые требования и к описанию результатов образования на языке компетенций.
18 Результаты образования должны отражать ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников (студентов), выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций. Совокупность ЗУН, способностей и компетенций должна описывать то, что должен будет в состоянии делать выпускник (студент) по завершении всей (или части) образовательной программы. В этом смысле компетентностный подход выступает как метод моделирования результатов образования, и определяет норму его качества.
19 Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование. Человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить
20 Личностные Предметные Метапредметные Планируемые результаты Учебно-познавательных задач Учебно-практических задач В процессе решения овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, Успешное решение задач требует
22 6) навыка самоорганизации и саморегуляции: планирование этапов работы, 5) навыка коммуникации – создание письменного или устного текста, высказывания с заданными параметрами
23 6) навыка самоорганизации и саморегуляции: планирование этапов работы, 5) навыка коммуникации – создание письменного или устного текста, высказывания с заданными параметрами
24 8) ценностно-смысловых установок: выражение ценностных суждений, своей позиции по проблеме, аргументации своей позиции или оценки 9) ИКТ-компетентности обучающихся: самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самореализации, рефлексии и ценностно- смысловых ориентаций, навыков использования ИКТ
25 результаты мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, Промежуточная аттестация (внутренняя оценка) Результаты (ГАИ) - уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация (внешняя оценка)
26 Результаты отражают динамику формирования способности к решению У-ПР и У-П задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация Не подлежат итоговой аттестации: ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Итоговая аттестация
27 Оценка метапредметных результатов из разделов: «Регулятивные, Коммуникативные Познавательные УУД». Объект оценки: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации;
28 способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Объект оценки:
29 Объекты диагностики при обучении: Первая группа связана с усвоением элементов содержания учебного материала в процессе осуществления учебной деятельности: степень усвоения различных видов знаний (дидактических единиц, методологических знаний, метазнаний); степень овладения учебно-познавательными и специфическими действиями по приобретению, преобразованию и применению выделенных видов знаний (умения, УУД); степень овладения мыслительными операциями и приемами мышления, характеризующими умственную и коммуникативную деятельность обучаемых; степень овладения приемами и методами познания, познавательными средствами, характеризующими опыт поисковой, творческой деятельности обучаемых; степень самостоятельности обучаемых в осуществлении учебной деятельности.
30 Вторая группа объектов характеризует некоторые личностные качества ученика, влияющие на осуществление учебной деятельности: отношение к содержанию и процессу обучения (мотивы, интересы, склонности и т.п.); отношение к учителю, самооценка своих способностей; степень сформированности общеучебных умений и навыков (планирование, рациональная организация учения, самоконтроль, четкая и лаконичная речь, ведение записей и т.п.); степень участия в мероприятиях, расширяющих кругозор (олимпиады, кружки, факультативные занятия, конкурсы и т.п.).
31 Результаты образования Личностные Метапредметные Предметные
32 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1)ЗУНы; общеучебные (метапредметные) и специальные умения, способы деятельности, способы познания, (метазнания); Предметные и метапредметные результаты Учебные достижения, степень обученности Результаты этого раздела можно количественно, (в %), измерить
33 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2) Показатели личностного развития: уровни развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности: а) уровень развитости познавательных интересов, потребностей в познании; Степень обучаемости, отношение к учебному процессу, к учителю Результаты 2)а можно определить только квалиметрически, т.е. описать качественно или в виде балльной шкалы
34 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2) Показатели личностного развития: уровни развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности: б)сформированность устойчивой мотивации познания; в)уровень креативности обучаемого, его умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития; Результаты 2)б, в – можно определить только квалиметрически, т.е. описать качественно или в виде балльной шкалы, где определенному баллу соответствует определенный уровень проявления качества. Критерии: высокий, средний, низкий или достаточный, допустимый, недопустимый.
35 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: показатели личностного развития 2 г) степень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. развитости РЕЗУЛЬТАТЫ 2)Г – НЕВОЗМОЖНО ЯВНО ОБНАРУЖИТЬ. Оценка проводится экспертным путем, путем наблюдений, путем создания условий для их возникновения на фиксируемом уровне исповедуемых ценностей. Средства: опросники, методики, анкеты, специально составленные тесты, творческие задания; технология «Портфолио»
36 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 3. Отрицательные эффекты образования: а)перегрузка, переутомление, дефекты здоровья; б)отвращение к учению, отрицательный опыт а)возможно определить количественно - характеристики (см. Валеологию) (см. Валеологию) б)измерить трудно (анкетирование) 4. Изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе Анкетирование, экспертная оценка
37 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5. Отзывы о выпускниках, выпускников 6. Рост (или падение) престижа учебного заведения в социуме
38 Попытки ученых и практиков найти ответы на вопросы о том, на какие показатели и критерии следует ориентироваться при оценке КО, позволяют констатировать, что показатели и критерии качества образования пока еще не полностью разработаны, чаще всего они увязываются с критерием эффективности функционирования образовательной системы.
39 К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие: ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования иерархичность системы показателей; сопоставимость системы показателей с международными аналогами; соблюдение морально–этических норм в отборе показателей.
40 Для оценки эффективности системы все показатели разделяют на три группы, тесно взаимосвязанные между собой. 1 группа – включает показатели, отражающие информацию : о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально–техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные материалы), методическом (учебная литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т.д.) и другом обеспечении; о структуре и содержании образовательных программ, формах организации учебного процесса, методах реализации целей обучения и воспитания, о педагогических технологиях, подготовке и переподготовке педагогических кадров. Эти показатели более всего различаются в образовательных системах одного уровня и достаточно быстро изменяются с течением времени и требуют стандартизации
41 2 группа показателей отражает: доступность и дифференциацию обучения, организацию образовательного процесса (назначение, принципы, методы, планирование), стандартизированность и вариативность программ, использование традиционных и информационных технологий обучения и контроля, соответствие структуры и содержания актуальным тенденциям теории и практики образования, деятельность образовательного учреждения в основное и неосновное время, внедрение инновационных методов обучения, использование современных средств и методов контроля за процессом и результатами обучения, способность к модификации форм и методов контроля.
42 3 группа. показатели, характеризующие результаты контрольно–оценочной деятельности и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения: показатели, определяющие качественный состав обучаемых, качество получаемых знаний, умений, навыков и компетенций, результаты учебных достижений, информацию о дальнейшей общественной судьбе обучавшихся; увеличение динамики прироста качества знаний учащихся, личностных достижений учащихся и учителей, рациональность организационной структуры учебного процесса и гибкость использования контрольно– оценочной системы, сбалансированность пропорций контроля и самоконтроля, адаптивность образовательной системы применительно к запросам пользователей и качеству подготовки обучающихся.
43 В процессе мониторинга в центр внимания ставятся данные о результатах учебных достижений или подготовленности обучающихся. Показатели КО можно разделить на две основные группы: качество условий для осуществления образовательного процесса, обеспечиваемое со стороны органов управления образованием (стандарты, учебные программы, кадры, материально–техническое и информационно–технологическое обеспечение и др.) и уровень учебных достижений как результат овладения обучающимися определенной суммой знаний, умений, навыков и компетенций. В конечном счете, при оценке КО важнейшей является оценка достижений обучающихся как результата учебно-воспитательного процесса. Остальные данные о размерах вложений в образование, кадровом обеспечении, методических системах обучения, социально– экономическом статусе семей и многое другое являются условиями, влияющими на результаты обучения и степень усвоения знаний и позволяющими оценивать комплексно КО.
44 Для объективного оценивания качества образовательной системы внутренние критерии и оценки должны дополняться внешними, так как результаты работы одних учебных заведений существенно отражаются на результатах других, особенно в условиях преемственности (например, школа – вуз).
45 В последнее время в качестве внешних используются оценки стандартизированного тестирования. К числу показателей результатов контрольно–оценочной деятельности и подготовленности обучающихся в системе тестирования можно отнести: первичный тестовый балл испытуемого (число или процент выполненных заданий теста);
46 сертификационный или тестовый балл, полученный в результате шкалирования и учета статистического уровня трудности тестовых заданий; средний тестовый балл исследуемой выборки; средний тестовый балл генеральной выборки испытуемых; проценты правильно выполненных заданий теста для разных категорий и групп испытуемых; индивидуальный рейтинг участника тестирования; рейтинг общеобразовательного учреждения; рейтинг территории региона.
49 Для понимания КО вводятся дополнительные показатели: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений; отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника; выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам уровней грамотности и компетентности.
54 Критерии оценивания состояния объекта исследования зависят от задач и целей мониторинга. В обобщенном виде к таковым можно отнести: соответствие тестового балла эталону, статистической норме или заданному уровню; достижение требований образовательных стандартов как степень совпадения фактического и запланированного результатов; соответствие достигнутого уровня подготовленности запросам и ожиданиям потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, вузов, сузов и др.).
55 Оценка качества учебных достижений обучающихся позволяет опосредованно делать выводы о качестве предоставляемых образовательных услуг. По анализу результатов контрольно–оценочной деятельности, как правило, делаются выводы о качестве образовательного процесса.
56 Структура учебных достижений достаточно сложна. К учебным достижениям относятся в первую очередь знания, умения, навыки и общеучебные компетенции испытуемых. В какой–то степени по количественным оценкам учебных достижений (тестовым баллам) опосредованно можно судить и о степени личностного развития обучающихся (полнота и глубина знаний, конкретность и обобщенность ответов, гибкость мышления, системность и систематичность учебной работы, формирование общеучебных компетенций, опыт практической и творческой деятельности, адекватность и осознанность обучения, упорство, собранность, целеустремленность, усидчивость, целеполагание, мотивация, ценностно– смысловое отношение к обучению и контролю)
57 Замечание. В объективной педагогической оценке отражаются не только уровень учебных достижений и степень развития обучающегося, но и уровень профессионализма педагога, надежность методов и технологий обучения, интегральные показатели независимого контроля позволяют делать выводы о качестве образовательного процесса и образовательных систем, осуществлять прогнозирование их дальнейшего развития, создания новых средств и методов управления качеством образования.
58 Факторы, влияющие на уровень учебных достижений
59 В 2003 г. для проверки функциональной математической грамотности (PISA–2003) использовались комплексные задания, требующие для своего решения математической компетентности, умения решать проблемы, не связанные напрямую с определенными предметными областями, переноса знаний из других предметных областей (чтение, естествознание, география и др.). Содержание проверки математической подготовки 15– летних учащихся рассматривалось как способность человека «определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
60 По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых, наряду с формированием предметных знаний и умений необходимо обеспечивать развитие у учащихся навыков использования знаний для разрешения разнообразных ситуаций, близких к реальным, чтобы подготовить человека к активному участию в жизни современного общества.
61 Содержательные области в заданиях требовали знаний о пространстве и форме, изменении и отношении между переменными при функциональных зависимостях, количестве и числовых расчетах, понимания неопределенности, вероятностных и статистических закономерностей. Особое внимание уделялось выявлению межпредметной компетентности учащихся, в частности использованию знаний для решения практических задач.
62 Под математической грамотностью понимается способность: распознавать и решать средствами математики проблемы, возникающие в окружающей действительности; формулировать эти проблемы на языке математики; анализировать и оптимизировать методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. В комплексе эти способности характеризуют математическую компетентность как сочетание знаний, умений, опыта и способности человека находить решения различных проблем.
63 При достаточно высоких предметных знаниях и умениях наши школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также при работе с информацией. Это свидетельствует о том, что российская школа, обеспечивая довольно высокие академические знания, недостаточно учит школьников их использованию в ситуациях, возникающих в общественной жизни. Достоверность таких выводов увеличивается дополнением всероссийских обследований в соответствии с целями российского образования, в том числе результатами ЕГЭ.
64 Критерий - как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных. Критерий - это мерило, признак для оценки, классификации, суждение; признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно. Критерий - как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого- либо выбора по сравнению с остальными, проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени ее реализации.
65 Философия: критерии, как определенные нормы и правила, позволяют решить является ли правильным каждый отдельный шаг. Критерии выражают объективные законы и логику развития явления. В социологической литературе критерий выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации
66 Существуют различные типы критериев: критерии эффективности, критерии результативности, критерии оценки эффективности. Критерии эффективности позволяют оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов. Критерии результативности дают возможность понять достигнуты ли результаты, а также характеризуют стандарты для определения качества этих результатов.
67 Критерии оценки эффективности – это мера( степень ) проявления признака характеризующегося эффективность деятельности. Критерий –как мерило и норма, он служит как бы идеальным образцом, выражает, высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Он выступает как фундаментальный принцип, норма, эталон, который определяет основания, позволяющие отличить эффективную деятельность от неэффективной. Критерий: А)это инструмент для определения, выявления факта наличия или отсутствия эффективности деятельности, Б) это правило.
68 Этапы создания критерия оценки: - выделить основания для поиска критериев (параметры); - выделить системообразующий признак, объединяющий параметры (критерий); - найти основания, позволяющие судить о проявлении выделенных параметров (показателей); - обозначить характеристики критерия, которые могут быть реально зафиксированы (индикаторы).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.