Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладимир Шопин
1 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 267 городского округа Самара «Необходимость разработки системы экологического образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» Лопатина Светлана Дмитриевна старший воспитатель МБДОУ детский сад 267 г.о. Самара
2 Земля – наша добрая мать, Без неё не дышать и не жить, Землю нельзя просто топтать, Землю надо любить! А. Соболев
3 формирование экологического мировоззрения у всех людей, в первую очередь, детей, повышения их экологической культуры; реализация концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности; разработка системы экологического образования (как важное условие перехода современного общества к «устойчивому развитию».
4 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Закон Российской Федерации «Об образовании». Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования». Федеральная целевая программа развития образования на годы. Приоритетный национальный проект "Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. Модернизация региональных систем общего образования. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанная Россией соответствующие постановления Правительства. Указанные документы возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем, подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
5 комплексное, системное, интегрированное сотрудничество с социумом; экологическое образование должно рассматриваться как часть развития общей культуры ребёнка, а не как один из курсов экологической направленности; создание системы определённых условий для её реализации; содержание и методика экологического образования должны отражать идеи новой модели образования; реализация принципа преемственности со школой (но при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребёнка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений); диагностика результатов экологического образования должна быть направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребёнка- дошкольника; в базисных характеристиках ребёнка-дошкольника выделяется экологический компонент.
6 изучить особенности подходов работы с социумом по экологическому воспитанию дошкольников, разработать и апробировать систему взаимодействия дошкольного учреждения с социумом; создать необходимые условия для: реализации конкретных проектов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста; совершенствования предметно-информационной среды, способствующей самостоятельности, творческому самовыражению, духовно-нравственному становлению воспитанников, реализации и развитию творческой инициативы педагогов, социальных партнёров; повышения профессиональной компетентности педагогов и экологической культуры родителей по вопросам развития детей; обеспечения распространения инновационного опыта педагогов через различные формы методической работы учреждения, города; разработки методических рекомендаций, диагностических материалов по данной проблеме.
7 В образовательном процессе: не учитывается сочетание задач реализуемой комплексной программой и парциальной программы экологической направленности; в работе с дошкольниками зачастую отсутствует системность и последовательность; не учитывается региональный компонент; нет положительного примера со стороны взрослых, которые забывают слова о том, что жизнь на Земле бесценна, жизнь вне окружающего мира невозможна, а значит надо уметь сохранить свою жизнь и окружающий мир; нужны разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющие не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармоничного развития.
8 скудное ресурсное обеспечение педагогического процесса (материально- техническое, научно- методическое); недостаточное количество современных информационно-коммуникационных технологий в ДОУ; у дошкольников не сформирована самостоятельность в выборе моральных правил в сложившейся ситуации; отсутствие практического опыта, который бы приводил к развитию устойчивого поведения (поступать правильно, потому что иначе не может, потому что он так привык). В результатах: из-за отсутствия у дошкольников возможности критически осмысливать полученную информацию (усваивая те или иные убеждения с детства под влиянием взрослых, у детей складываются твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно); процесс экологического образования происходит медленно, и нуждается в совершенствовании; отсутствует экологическое сознание у взрослых, нежелание на практике осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения.
9 При осуществлении педагогической деятельности необходимо учитывать комплексное, системное, интегрированное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.
10 Цель: обеспечить дифференцированный подход в работе, позволяющий значительно повысить уровень заинтересованности педагогов решением проблемы экологического образования дошкольников. Проблемы: не понимание актуальности проблемы экологизации образования, отсутствие знаний по методике проведения различных форм занятий по экологии, не умение создавать экологически развивающую среду в группе, отсутствие умений выстраивать работу с детьми с учётом возрастных, индивидуально-личностных особенностей, уровнем познавательных интересов, уровнем экологической воспитанности. Пути решения: необходимость создания разнообразных условий методического обучения педагогов-дошкольников (семинары, семинары-практикумы, методобъединения, круглые столы, курсы повышения квалификации, самообразование). необходимость в творческих микрогруппах для подготовки и проведения методических занятий, с целью передачи передового опыта.
11 Цель: повысить уровня экологической грамотности родителей воспитанников, наметить пути решения поставленных задач. Проблемы: большая часть родителей не согласна с тем, что экологическое образование целесообразно в дошкольном детстве. В своих утверждениях они руководствуются тем, что дети ещё маленькие, а когда подрастут – сами научатся любить природу; низкий уровень экологических знаний (люди не понимают смысл самого понятия «экологическое образование»). Пути решения: необходимость разработки системы работы с семьями воспитанников; необходимость создания разнообразных условий методического обучения родителей (семинары, семинары-практикумы, круглые столы, консультации); реализация поставленных задач должна происходить по нескольким направлениям: совместная деятельность с детьми; участие в природоохранных акциях и т.п.
12 Цель: повысить уровень сформированности элементарных экологических представлений, экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Проблемы: - уровень первоначальных экологических представлений соответствует средним показателям; - отсутствие знаний о причинно-следственных отношениях в природе; - отсутствие мотивации в правильном поведении в окружающем мире; - отсутствие знаний о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья людей; - отсутствие положительного примера со стороны взрослых. Пути решения: - необходимость создания стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении (организация «экологических пространств», их совершенствование и коррекция) ; - ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ; (приучает дошкольников систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном с ними жизненном пространстве); - использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения экологической грамотности; - организация совместной деятельности педагогов и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые). - совместные мероприятия с семьями воспитанников с целью повышения экологической культуры родителей; - организация выставок детского творчества на тему «О чём рассказала природа» и т.д.
13 В результате реализации данных мероприятий мы хотим получить воспитанника, обладающего социально-личностными компетентностями: с сформированными представлениями о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умением прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитанного с первых лет жизни, гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; с сформированными базовыми системами ценностей в отношении окружающего мира.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.