Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Астапова
1 Трудности при подготовке к школе у детей с ОНР ГБОУ СОШ 933 Дошкольное отделение 4 Учитель-логопед Лапшина Т.А. Педагог-психолог Телицына Т.В.
2 Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированы основные компоненты языковой системы. - фонетика; - лексика; - грамматика; Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.
3 Логопедическая работа с детьми ОНР: основные направления Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет)
4 1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Дидактические игры: «Тима и Дима» (цель – Дифференциация звонких и глухих звуков), «Добавь звук» (цель – развитие умения определять последний звук в слове), «Светофор» (цель – развитие умения определять место звука в слове).
5 2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука). Артикуляционная гимнастика, постановка речевого дыхания, вызывание звука изолированно, автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях, рассказе, чистоговорках, скороговорках.
6 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
7 Старшая и подготовительная группы
8 4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
9 5. Развитие грамматических навыков.
10 Работа над предложением
11 6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
13 7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
14 8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги). Дидактические игры: «Молоточек» (цель – развитие чувства ритма), «Марионетка» (цель - формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела), «Кто левее, кто правее» (цель – формирование умения ориентироваться в пространстве), «Засели по домикам» («цель – обучение ориентации на листе).
15 Сравнительная характеристика нормально развивающихся детей 7 лет и детей с ОНР Нормально развивающиеся дети 7 лет Дети 7 лет с ОНР Дети 7 лет отличаются: достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание; формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления$ его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. Характерными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста являются: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме, умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Основными показателями речевой готовности к обучению являются: более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание, развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития, развитие грамматического строя речи, усвоение грамматических форм языка, большой активный словарь; совершенствование словесно – логического мышления. У детей с ОНР отмечается: низкий уровень развития мотивационной готовности, общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности. недосформированность всех сторон речеязыковой системы: фонематической, лексической, морфологической, синтаксической, низкий уровень развития связной речи При минимальной мозговой дисфункции: двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость, неустойчивость внимания, неустойчивая работоспособность, низкой уровень запоминания, мышечная дистония, общая моторная неловкость, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, неготовность принять предлагаемую задачу. При дизартрии: изменения мышечного тонуса, ограничение подвижности артикуляционных мышц. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой.
16 Выводы К сожалению, 70% дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, составляют группу риска по дислексии, дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, развивать чувство ритма, координацию движений, общую и мелкую моторику. Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико- синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка. Таким образом, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.
17 Как помочь ребенку с трудностями в речевом развитии: 1. Создавать «сопроводительные листы» с указанием индивидуальных трудностей такого ребенка; 2. Использовать как можно больше наглядного материала: схемы, многократный показ, опорные картинки, пиктограммы для запоминания; 3. Инструкция для такого ребенка должна быть дробная, четкая, в слегка замедленном темпе, с малым количеством слов; 4. Важно давать этим детям алгоритм любой деятельности. Алгоритм следует проговаривать вслух сначала взрослому, затем самому ребенку; 5. Дифференцированный подход в оценке техники чтения при дизартрии; 6. Введение новых слов в словарь ребенка требует больше времени: слово многократно растолковывается с опорой на картинный материал и на уже знакомые слова. 7. При письме такому ребенку более длительное время требуется зрительный образец и проговаривание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.