Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНадежда Горохова
1 Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках «Развитие речи» и «Живой мир» Подготовила учитель начальных классов ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» Кожевникова Ольга Павловна Смоленск 2013
2 Коммуникативная компетентность это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
3 Коммуникативная компетенция может быть формализованной и неформализованной. Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или менее строгих правил, обычно корпоративных, к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде документа, может выступать частью корпоративной культуры. Неформализованная коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной социальной группы людей.
4 При разработке коммуникативной компетенции (системы требований) можно включать такие компоненты как: - владение той или иной лексикой, - развитость устной речи (в том числе четкость, правильность), - развитость письменной речи, - умение соблюдать этику и этикет общения, - владение коммуникативными тактиками, - умение анализировать внешние сигналы (телодвижения, мимика, интонации), т.д.
5 Нравственность человека видна в его отношении к слову. Л.Н. Толстой
6 В современном обществе для эффективного общения, построения карьеры, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных навыков. Именно от умения общаться, умения грамотно выражать свои мысли и понимать обращенную речь, умения договариваться зависит наша успешность в социуме. Коммуникативная компетентность – одна из самых главных компетентностей современного человека. Она включает овладение всеми видами речевой деятельности: слушанием (аудированием), чтением, говорением, письмом. В само понятие коммуникативной компетенции входит не только усвоение знаний - речевых и языковых, но и практическое их применение в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по развитию социально активной личности. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведет к повышению общей культуры человека, в том числе и к формированию поведенческих качеств.
7 Формирование коммуникативных компетентностей – одна из самых приоритетных задач нашей школы. Это связано с тем, что у данных детей выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, др. В силу общего недоразвития психики любая деятельность – практическая и познавательная – развивается у таких детей медленно, ущербно и аномально. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся в специальной /коррекционной/ школе VIII вида – процесс очень сложный. Он осуществляется на всех школьных занятиях, но особая роль отводится предметам: русский язык, чтение и развитие речи.
8 Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей: 1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов. 2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ. 3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.
9 У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть все формы расстройств речи, как и у нормально развивающихся детей (дизартрия, моторная алалия, заикание и др.). Формы расстройства речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью поддаются коррекции с большим трудом и скромными результатами.
10 Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетентность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.
11 Предмет «Развитие устной речи» является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
13 Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. В этом и заключается первоначальное формирование коммуникативной компетенции.
14 Учащиеся учатся видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи и закономерности. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы способствуют развитию речи и мышления учащихся.
16 Курс «Живой мир» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, является пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
17 «Живой мир» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи: уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, лает им новые знания об основных ее элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
18 вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; формирует знания учащихся о природе своего края; формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
19 Знания по программе «Живой мир» необходимо реализовывать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время. Это и есть межпредметное взаимодействие.
22 Успехов в дальнейшем формировании коммуникативных компетенций!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.