Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАфанасий Лыткин
5 Главное, что нужно понять сейчас: ЕГЭ – это состязание, в котором будут призеры и будут проигравшие. Судейство не прогнозируется, а это значит, что выигрывать нужно с явным преимуществом.
6 Не будем идеалистами, 100 баллов - это скорее случайность, чем закономерность. Кто бы ни гарантировал вам такой результат - не верьте. Причин здесь несколько, назовем основные. (1)Фактор случайности: задания на определение лексического значения слова, постановку ударения, разграничение паронимов и некоторые другие проверяют скорее ширину кругозора и общую эрудицию, чем знание правил. От ошибок в этих заданиях не застрахован никто.
7 2) Наличие заданий, требующих знания частных случаев, тонкостей и исключений из правил. Мы называем такие задания "ловушками". Хотите пример? -задание из разряда "ловушек". -Найдите ошибку в следующем предложении: "Мы с вами не виделись более полугода, и все это время я очень по вам скучал".
8 3) Наличие некоторого количества некорректных ("невычитанных") заданий и ответов. КИМы составляют живые люди, которым свойственно ошибаться. "...считаю самыми трудными некорректно сформулированные задания, как было у меня то, в котором я ошиблась, -30. Начало текста было рассуждением, а остальной текст-повествование. В итоге - горе от ума: тот, кто не заметил рассуждения, оказался прав, а у меня 1 ошибка, "съевшая" целых 4 балла. У моей одноклассницы-отличницы такая же ошибка". Это цитата из письма Ирины Гадыдей. Ее результат ЕГЭ - 96 тестовых баллов.
9 4 ) Субъективность экспертных оценок письменных работ. По критерию речевых ошибок эксперт может "завалить" практически любого испытуемого. (5) Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ и ошибки по невнимательности. Проблема более чем актуальная.
11 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Ответы (6 грубых ошибок): 1) но Вшество, тавтология, Фтористый 2) к Оммерсант, ук Ороченный, з Аря 3) сов ИренИтет, ист Ереть, сочетание 4) гармония, до скакать, приг Орь
12 Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? Ответы (три ошибки в разборе): 1) при-лет-ая 2) за-леп-л-ю 3) за-ход-ящ-ее 4) про-ща-н-ие
13 В каком предложении оба ВЫДЕЛЕННЫХ слова пишутся слитно? Ответы (4 ошибки): 1) ЧТОБЫ такое сейчас предпринять, ЧТО- БЫ освежиться. 2) ПОТОМУ в жаркое время в лесу приятно, что там ТОЖЕ больше тени. 3) Она была балерина, ПРИ ТОМ известная, В ТЕЧЕНИЕ многих лет танцевавшая в Большом театре. 4) Они двигались НА ВСТРЕЧУ нашему отряду В ПРОДОЛЖЕНИЕ суток.
14 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения ТАК(ЖЕ) и (НА)СЧЕТ красоты. 2. Ему отперли дверь и (В)СЛЕД (ЗА)ТЕМ снова заперли ее крепким засовом. 3. Я имел (В)ВИДУ, что вы ТАК(ЖЕ) примете наше предложение. 4.(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких минут я никак не мог придумать, ЧТО(БЫ) попросить взамен за свое молчание.
15 Морфемика и морфология Задание по морфемному анализу слова перенесено из КИМов ЕГЭ для выпускных классов в ГИА для 9-х, но это не значит, что на предстоящем ЕГЭ про морфемику нужно забыть. В разделе "Морфемика" изучается состав слова (морфемы), а в "Морфологии" - части речи. ДЕЕПРИЧАСТИЯ: эти неизменяемые глагольные формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?(*). Выпускники должны бы знать и их морфемные особенности, а именно: деепричастия не имеют окончаний, в том числе и нулевых(*) деепричастия имеют суффиксы -А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, редко - ШИ-(*)
16 Давайте посмотрим, к примеру, как можно использовать (*) при выполнении задания по морфологии (А10). А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УБЕДИВШИСЬ. 1) действительное причастие прошедшего времени 2)деепричастие совершенного вида 3)страдательное причастие 4) наречие Отсутствие окончания - один из признаков, отличающих деепричастие от причастия, особенно в созвучных формах типа "наклони ВШИсь" (деепричастие с суффиксом -ВШИ- и постфиксом -СЬ ) и "наклони ВШийся" (причастие с суффиксом -ВШ-, окончанием -ИЙ и постфиксом -СЯ). Остается только выбрать ответ, "правильность" которого с учетом (*) не вызывает сомнений
17 2. Морфемика и орфография Умение правильно выделять морфемы, не смешивать суффиксы и окончания в глагольных формах приведет вас к правильному выполнению заданий по орфографии. Проверьте себя. Подтвердите или опровергните следующее утверждение: "УВИДЕЛ" и "ВЫГОРЕЛ" - глаголы второго спряжения. Подумайте, зависит ли правописание этих глаголов (выбор гласной в конце слова) от типа спряжения. Еще один вопрос "на засыпку". С каким суффиксом следует писать глагол ОБЕССИЛ...ТЬ? Намекну, что этот вопрос связан не только с орфографией и морфемикой, но и с морфологией (переходностью глагола).
18 3. Морфология и синтаксис. Знания по морфологии вы сможете применить, выполняя задания как части "А" (синтаксические нормы, пунктуация), так и части "В" (при анализе структуры предложений разных типов). При анализе СПП в заданиях ЕГЭ требуется различать союзы и союзные слова. Выпускники часто смешивают термины "союз", "союзное слово" и "местоимение". Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово - понятие синтаксическое (термин в синтаксисе сложного предложения). Рассмотрим пример:
19 Я знаю, ЧТО буду делать завтра. В данном СПП слову ЧТО в можно дать ТРИ характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика) 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика) 3) как члену предложения - дополнение в придаточном (синтаксическая характеристика) Неправильное употребление союзов приводит к нарушению синтаксических (грамматических) норм.
20 Найдите предложение без грамматической ошибки 1) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру. 2) Раскольников не только совершил преступление, но и пытался теоретически обосновать необходимость подобного поступка. 3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей. 4) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а и от знания технологии.
21 С употреблением двойных сопоставительных союзов при однородных членах связано следующее пунктуационное правило: запятая ставится только перед второй частью сопоставительного союза. Незнание этого правила приводит к постановке лишней запятой (л/з), особенно в тех случаях, когда первая часть двойного союза внешне сходна с подчинительными союзами КАК, ЕСЛИ, ХОТЯ. Примеры: 1) Когда-то на острове Кильдине(л/з) как белых, так и голубых песцов было великое множество. 2) Туманы в Лондоне бывают(л/з) если не каждый день, то через день непременно. 3) Работа геологической партии была(л/з) хотя и трудной, но чрезвычайно полезной.
22 4. О частицах Традиционно "коварными" в русской морфологии являются служебные слова, особенно частицы, которые чаще встречаются в части "В", но могут появиться и в некоторых заданиях части "А". Ну, не видят выпускники частиц в тексте, и все тут! Между тем эти коротенькие словечки русского языка, ёмкие и многозначные, оттеняют эмоции, обогащают смысл высказывания. Без них речь слишком суха и строга. Не случайно частицы редко используются в научных текстах. Сравните предложения: 1) До поселка два километра. 2) До поселка лишь два километра. 3) До поселка всего два километра. 4) До поселка всего-то два километра!
23 Сравните предложения: 1) До поселка два километра. 2) До поселка лишь два километра. 3) До поселка всего два километра. 4) До поселка всего-то два километра Выделенные частицы вносят в количественное значение (2 км) различные смысловые и эмоциональные оттенки, при этом "лишь" свойственна скорее книжному стилю речи, а "всего" и "всего-то" - разговорному. Не показалось ли вам, что "всего" - это местоимение? Коварство частиц в том и состоит, что ими могут становиться разные части речи (союзы, местоимения и другие).
24 В следующих двух предложениях слово "всего" - определительное местоимение "весь" в косвенном падеже: Ветеринар осмотрел всего (В.п., Ед.ч., М.р.) больного щенка. Всего (Р.п., Ед.ч., Ср.р.) литературного наследия Льва Толстого я не прочитал. В отличие от местоимения, частица - неизменяемая часть речи.
26 Какая морфологическая характеристика соответствует слову СУМРАЧНО в предложении: Озеро обступают старые ивы, поэтому на нем всегда безветренно и сумрачно, даже в солнечный день.
28 *Не забывайте про букву "Ё", иначе трудно различить пад Еж и падЁж, н Ебо и нЁбо, осел и осЁл, соверш Енный и совершЁнный, всЕ и всЁ. *Небезинтересно было бы взимать штраф с безалаберных за неверное написание гласных после приставок. *У слова "нет" нету форм изменения. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.
29 *Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью. *Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно. *Применяя неоднородное, сочетающееся с причастным оборотом, определение, после оборота запятую не ставьте.
30 :-) Не используйте запятые, там, где они не нужны. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, запятыми никогда не выделяйте.
31 Правила от Константина Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
32 Правила от Константина *Удобочитаемость нарушается порой пишущим неправильным выбором формы дополнения. *По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль. *Если блин, ну это, короче, хочешь типа чтобы слушали, ты как бы того, ну, сорняки и вообще особо не э-э-э, используй, вот.
34 Разряды местоимений ЛИЧНЫЕ: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; ВОЗВРАТНОЕ: себя; ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (употребляются в вопросе): кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ - те же, что и вопросительные, но употребляемые в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях; ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ: мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их (личные в значении притяжательных); УКАЗАТЕЛЬНЫЕ: тот(та, то, те), этот(...), таков(...), такой(...), столько; ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, самый; НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ: кто-то, кое-что, какой-нибудь, чей- либо, некто, некий и т.п. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: никто, ничто, ни от кого, ни о чём; нечего, некем, не о чем и т.п.
35 ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ НАРЕЧНЫЕ: вокруг, впереди, мимо, вслед, согласно, подобно, навстречу ОТЫМЕННЫЕ: в течение, в продолжение, вследствие, в виде, в связи с, наперекор, ввиду, вместо, вроде, наподобие, насчет, за счет ОТГЛАГОЛЬНЫЕ: благодаря, несмотря на, начиная с, исключая, включая
36 ГРУППЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ 1. Соединительные: и, да (в значении "и"), ни- ни, тоже, также 2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли 3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же 4. Двойные (сопоставительные): как..., так и не только..., но и не столько..., сколько не так..., как хотя и..., но не то что(бы)..., но (а) если не..., то
37 ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ 1.Что, как, ли (частица в роли союза) 2.Временные: когда, пока, едва, с тех пор как, лишь только 3.Причинные: потому что, так как, ибо, ввиду того что 4.Условные: если, коли, кабы, раз 5.Уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что 6.Следствия: так что 7.Целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы 8.Сравнительные: как, как будто, словно, точно, подобно тому как
39 Значения частиц Частицы придают слову (предложению) дополнительные смысловые оттенки значения. Обычно выделяют следующие группы частиц: 1. вопросительные: ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, А; 2. восклицательные: ЧТО ЗА, НУ И, КАК, ИШЬ КАК, ЕЩЁ БЫ; 3. усилительные: ДАЖЕ, ЖЕ, И, ВЕДЬ, НИ; 4. утвердительные: ДА, ТАК, ТОЧНО(=ДА); 5. отрицательные: НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ; 6. указательные: ВОТ, ВОН, ВОТ И, ЭТО; 7. ограничительные: ЛИШЬ, ТОЛЬКО, ПОЧТИ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО; 8. уточнительные: КАК РАЗ, ИМЕННО, ТОЧНО, РОВНО.
40 Особую группу составляют формо- и словообразующие частицы. Формообразующие: БЫ (образует форму условного наклонения глагола); ПУСТЬ, ДА, ДАВАЙ(ТЕ) - образуют форму повелительного наклонения глагола. Словообразующие: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-; НЕ-, НИ- (образуют местоимения и наречия). Словообразующие частицы называют также АФФИКСАМИ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.