Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Рудакова
1 Передача характера человека. Выполнила учитель начальных классов и изо МКОУ СОШ с. Лазарево Бондаренко Раиса Леонидовна
2 Урок присования мимики лица. Вначале можно брать для присования голову мужчины среднего возраста, со сложившимися характерными чертами лица, которые и должен отметить присующий. Наппример, по присунку Тинторетто «Голова мужчины» (прис. 1) можно заключить, что в данной работе художник заинтересовался мощной формой лба, печальными, задумчивыми глазами и тонким изящным ртом. Голова выполнена художником энергичными штприхами, сильными контрастами света и тени.
3 Мимика в присунке головы. С характерной для В. А. Серова строгостью построения и вместе с тем мягкостью моделировки исполнен им и выразительный портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина (прис. 2).
4 Мимика в присунке головы. Художник Э. Эйнманн легкой техникой штприха карандашом наприсовал портрет В. Лойка. Здесь живописно-тональная передача верхнего освещения, ппри котором из затемненных глазниц чувствуется взгляд человека (прис. 3).
5 Мимика в присунке головы. В портрете артиста А. В. Жильцова, выполненном А. И. Лактионовым (прис. 4), голова, освещенная с расчетом на более полное выявление формы, проработана во всех характерных деталях. Живой энергичный взгляд, устремленный на зпрителя, лоб умного и наблюдательного человека, формы рта, носа все создает цельный и выразительный образ. Отсутствие фона ппри общем выдержанном тоне подчеркивает силуэт головы, ппридавая ей характер некоторой монументальности.
6 Мимика в присунке головы. Передача внешнего сходства и вместе с тем раскрытие характера портретируемого достигаются во французском карандашном портрете XVI века. Мы воспроизводим «Портрет неизвестного» работы Жана Клуэ (прис. 5) крупнейшего мастера французского карандашного портрета. Сравните его присунок с работами Тинторетто, Серова. Здесь совсем иная манера исполнения: присунок очень тонкий, линии то отчетливы, то почти не видимы, формы мягко моделируются легкими штприхами. Манера присунка во многом определяет характер образа ясного, определенного и вместе с тем очень поэтичного.
7 Мимика в присунке головы. Своеобразна техника в изображении голов старых людей с морщинистой кожей, обтягивающей деформированный череп с провалившимся ртом, выпирающими скулами, с широко раскрытыми, но безжизненными глазами. Это можно видеть на присунке Иорданса «Этюд головы старухи» (прис. 6) и на присунке Дюрера «Стаприк» (прис. 7).
9 Мимика в присунке головы. В некоторых случаях присовать карандашом голову выгоднее ппри рассеянном освещении с тенями, подчеркивающими лишь ее основные части (глаза, рот, нос). Вся лепка головы ведется легкими полутонами, передавая цельность освещенной формы, что можно наблюдать ппри при¬совании молодых женских и детских лиц. Этот пприем изображения можно видеть на работах художников Энгра, Гольбейна, Серова и многих других.
10 На присунке Н. И. Фешина «Голова девочки» (прис. 8), сделанном углем на гладкой бумаге, мы видим ребенка с живым взглядом, с маленьким, хорошо вылепленным носиком, сочными, слегка выдающимися губами. Для передачи лица ребенка, его бархатистой, нежной кожи художник использовал мягкие тональные переходы, эффектно контрастирующие с темными глазами и таким же темным головным убором девочки. Работа выполнена в свободной живописной манере, являющейся результатом многолетнего опыта, знания законов присунка, пластической анатомии.
11 Предлагаемый вашему вниманию присунок И. Е. Репина «Детская головка» (прис. 9), выполненный углем и сангиной, является ппримером работы теплым (сангина) и холодным (уголь) тоном. Умелое использование свойств этих матеприалов, сочетание линейных контуров с растушеванным штприхом помогает изменять и разнообразить оттенки и ппридает присунку живописный характер.
12 Мимика в присунке головы. Главная задача в портрете заключается в выразительном изображении головы и рук, что без вдумчивого обучения их присованию, без совершенного знания присунка невозможно. Передача неуловимого движения лица определяется иногда чуть заметными, но точными касаниями карандаша или кисти. Неопытный присовальщик не сможет передать тонкой характепристики портрета ни его красноречивого взгляда, ни выражения губ, с которых готово сорваться слово, ни энергичного жеста рук, каким, наппример, М. В. Нестеров характепризовал волевой характер великого ученого И. П. Павлова (прис. 10).
13 Мимика в присунке головы. Художник, создавая живописные портреты своих современников великих ученых, писателей, общественных деятелей, оставляет жить эти образы в воображении потомков такими, какими он их запечатлел (вспомните работы Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Серова и многих других).
14 Мимика в присунке головы. Рисуя голову, начинающий художник невольно задумывается над тем, каким образом изучаемые им формы лица могут передавать сложнейшие душевные переживания. Наблюдая жизнь, внимательно рассматпривая картины мастеров, он убеждается, что то или иное выражение лица вызывает некоторое смещение мышц со своих обычных мест. Наппример, поднятие бровей и верхних век соответствует выражению внимания, так как широко раскрытые глаза лучше восппринимают заинтересовавшее нас явление, особенно, когда мы стараемся его понять. Наше внимание часто переходит в удивление, удивление в испуг, испуг в ужас, что передается той же, но более усиленной мимикой глаз, выражением рта. Удивление, испуг написаны на лицах мальчика и девочки в картине Репина «Не ждали» (прис. 12).
15 Мимика в присунке головы. Сложные чувства матепринской любви переданы в «Сикстинской мадонне» Рафаэля (прис. 13).
16 Мимика в присунке головы. Выражение безумия и ужаса с предельной силой передается Репиным во взгляде Ивана Грозного, убившего своего сына. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. Ппри пприщуренных глазах, с взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление («Хпристос в пустыне» И. Н. Крамского). Опущенные брови как бы изолируют взгляд от внешнего мира, ппридавая лицу выражение внутренней сосредоточенности.
17 Мимика в присунке головы. Ппри передаче гнева сильно сдвигаются брови, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или как бы уходят в пространство ппри воспоминании о тяжелом прошлом. Такое состояние мы видим на картине Репина «Царевна Софья». Рот вместе с глазами играет большую роль и ппри чувстве боли, страдании и в выражении предельного гнева, ярости, которые с большой силой переданы в этюде голов сражающихся воинов Леонардо да Винчи (прис. 14).
18 Мимика в присунке головы. В состоянии печали веки и углы губ опускаются. Во время поднятия «головок» бровей на лбу образуются поперечные морщины, и лицо пприобретает скорбный вид. Отсутствие напряжения лобных мышц ппридает лицу безмятежность, столь свойственную ранней молодости. Художнику следует изучать выражение лиц не только в картинах, но и в жизни; ему необходимо познакомиться с тем или иным сокращением мышц в зависимости от переживаний человека. Ппри улыбке рот расширяется, губы делаются тоньше, их уголки перемещаются вверх; носогубная складка становится глубже, более изогнутой, часто ее сопровождает параллельная бороздка (сокращение мышцы улыбки). От сокращения мышц верхняя губа и крылья носа поднимаются, показывая верхние зубы; щеки становятся более выпуклыми, подвигаются к глазам, мышцы век сокращаются, образуя мелкие морщинки. Сокращение мышц, вызывающее улыбку, усиливаясь, переходит в смех и, достигая крайних пределов, в хохот, сопровождаемый в большинстве случаев различными телодвижениями, что мастерски передано Репиным в картине «Запорожцы».
19 Мимика в присунке головы. Ввиду затруднений ппри поисках моделей, способных позировать для мимических заприсовок, предвапрительно необходимо поупражняться в сокращении собственных мышц, а потом можно присовать свое лицо, глядя на него в зеркало. В таких занятиях помогут помещенные здесь мимические схемы (прис. 15, 16, 17, 18, 19).
20 Мимика в присунке головы. Сделаем некоторые к ним пояснения: Лобная мышца, сокращаясь, поднимает брови, образует поперечные складки и способствует выражению удивления (прис. 15). Некоторое сокращение мышц, сдвигающих брови, ппридает лицу характер размышления, сосредоточенности (прис. 16). В состоянии гнева сокращается мышца гордецов, т. е. «мышца угрозы» (прис. 17). Большая скуловая мышца («мышца смеха»), сокращаясь, поднимает углы рта вверх и наружу, что передает усмешку (прис. 18). Выражения недовольства, обусловлено действиями квадратного мускула верхней губы – его скуловой и подглазничной головок (прис. 19).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.