Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДенис Стифеев
1 Маяковский и кубофутуризм. Урок литературы в 11 классе. Автор : Тютина Лилия Сабировна,
2 Владимир Владимирович Маяковский 1893 – 1930
3 Грядущие люди! Кто вы? Вот – я весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.
4 - Это слова из стихотворения «Ко всему» (1916 г.). В них весь Маяковский с его идеей жертвенного служения людям, идеей в общем-то не новой для русской литературы. Просто сказанной другими словами.
5 Маяковский и футуризм. Имя раннего Маяковского связано прежде всего с футуризмом – поэтическим авангардистским течением начала 20 века.
6 Маяковский пришел в русскую поэзию страдающим и одиноким. («Я одинок, как последний глаз/ у идущего к слепым человека!») Первые же его выступления шокировали публику, и поэт получил амплуа литературного хулигана. И Маяковский поддерживал эту репутацию дерзкими выходками. Литературный хулиган
7 19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре « Розовый фонарь ». Событие не из ряда вон выходящее, однако оно привлекло внимание буржуазной публики и печати.
8 Празднично одетая публика заполняла зал… Было уже за полночь, господа за столиками уже не слушали, что и кто говорил или пел на эстраде, все были заняты собой или друг другом и развлекались по-своему, в зале установился тягучий пьяноватый гул.
9 И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек, с нахмуренным, серьезным лицом. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, молодой человек долгим взглядом посмотрел в зал, выдержал паузу, заставившую умолкнуть этот гудящий улей, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас :
10 Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир. За столиками воцарилась тишина. Имя молодого человека, стоящего на подмостках, кое-кому из присутствующих знакомо по газетной хронике, кажется, с ним связаны какие-то скандалы то ли на выставках художников, то ли в литературных собраниях, он – футурист...
11 Резким движением руки он указывает в зал: "Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей..." И головы присутствующих невольно поворачиваются туда, куда он указал.
12 Но кивком головы, высверком глаз футурист показывает в другую сторону: "...вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей".
13 Люди, которые сидят перед ним, уютно устроившись за столиками, разморенные сытым ужином и вином, – враждебны искусству, это – "толпа", которая взгромоздится "на бабочку поэтиного сердца... в калошах и без калош" и "будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь".
14 А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. Зал словно взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик: "Долой!" Кому-то из женщин сделалось дурно.
15 Поведение из ряда вон выходящее. «Циник, сумасшедший, да что он себе позволяет!» - чувствительные барышни попадали в обморок, а те, кого удержали, бренча бриллиантами и побрякушками, поспешили покинуть этот «балаган».
16 Манифест футуристов
17 Черты футуризма - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы ; - отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее ; - бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат ; - поиски раскрепощённого « сановитого » слова, эксперименты по созданию « заумного » языка.
18 - Под манифестом футуристов подписался и Маяковский. Он был самым известным поэтом школы кубофутуризма, основным принципом которой было противостояние культурной традиции. Поэзия воспринималась как «чистая графика», в стихи переносились приемы кубистической живописи.
19 У- лица. Лица у догов. Годов рез- че. Для кубофутуристов главным было не содержание, а форма, они стремились воздействовать на читателя не столько смыслом, сколько звучанием.
20 Футуризм и живопись Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты - футуристы были неплохими художниками – В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Кручёных, братья Бурлюки.
21 В 1913 году футурист Крученых писал: "Футуризм в живописи использует части плоскости - диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации". Поэзию Маяковского можно описать как «словесную живопись», стихи его читаются как «кубизм в искусстве».
22 Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни. Мы завоеваны! Ванны. Души. Лифт. Лиф души расстегнули. Тело жгут руки. Кричи, не кричи: "Я не хотела!" - резок жгут муки.
23 Действительно, литературный футуризм был тесно связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов, такими, как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи».
24 Активное взаимодействие поэзии и живописи, безусловно, явилось одним из важнейших стимулов формирования кубофутуристической эстетики.
25 Живопись кубизма П. Пикассо « Дома на холме » 1909 П. Пикассо « Три музыканта ( с собакой )» 1921
26 Отказавшись от традиционного реалистического искусства, кубисты обратились к первичным элементарным формам ( куб, шар, цилиндр, конус ), конструировали объемные формы на плоскости. А. Осмеркин « Пейзаж » (« Бубновый валет ») М. Ларионов « Лучистый пейзаж » (« Ослиный хвост »)
27 Попытка изуродовать форму реальную и разлом вещей в кубизме имеют в себе задачу выхода творческой воли в самостоятельную жизнь созданных ею форм. Казимир Малевич.
28 К. Малевич « Черный квадрат » В. Татлин « Портрет артиста »
29 К. Малевич « Автопортрет в двух измерениях » В. Татлин « Трамвай »
30 " Капиталистический нос чуял в нас динамитчиков ". В нас – это значит – в футуристах. С ними поэт связал свою судьбу и свое творчество в молодые годы.
31 « Хожу меж извозчиков. Шляпу на нос. Торжественней, чем строчка державинских од.»
32 Вставить в петличку пучок редиски или расписную деревянную ложку. Дерзостью довести публику до исступления, прогуляться по Тверской с лучистым пейзажем на собственном лице. Появиться в приличном обществе в вызывающей желтой рубахе.
33 Маяковского тошнило от вылизанных строк и красивых мелодий, от вычурной гармонии и ложного эстетизма. Он был против прикрытия продырявившейся действительности ровным полотном, против изнеженной салонной красоты произведений.
34 По мнению поэта, его цель – помочь современному герою – «сбитому старикашке» – увидеть, что происходит вокруг и найти очки, пока его зрачки не взметет «трамвай с разбега»… А сделать это и дать жизни свежий глоток воздуха можно лишь новыми формами и приемами.
36 Литература 1. Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., Баевский В. С. История русской поэзии : 1730 – 1980 гг. – Смоленск : Русич, Литература : 11 класс : Метод. советы. Под ред. В. П. Журавлева. – М.: Просвещение, Мусатов В. В. История русской литературы первой половины 20 века. – М.: Высш. шк., 2001 Интернет - ресурсы : 1.wikipedia. Org./ Русский футуризм 2. Богаева И. М. Маяковский затеял шабаш Серебряный век. Футуризм. literatura 5. narod.ru/futurizm.html 4. www/retrofoto.ru 5. http: impressionisme.narod.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.