Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКлара Добровольская
1 Идея синтеза искусств в творчестве Александра Скрябина Урок музыки Александр Скрябин. Фотография начала XX в.
2 В начале марта 1911 года в музыкальной жизни России произошло выдающееся событие. В Москве, в зале Благородного собрания, известном ныне как Колонный зал Дома Союзов, состоялась премьера симфонической поэмы Скрябина «Прометей» для оркестра, хора, фортепиано и органа. Солистом- пианистом выступил автор, который к тому времени был в зените своей композиторской славы. Новизна музыкального языка «Прометея» была такова, что готовивший премьеру дирижер Сергей Кусевицкий провел целых девять репетиций – для произведения, звучащего менее получаса, это очень много. Л. Пастернак. Выступление А.Н. Скрябина и С.А. Кусевицкого Сергей Кусевицкий 1910-е «Прометей» стал для Скрябина первым подходом к тому, что стало в итоге главным делом всей его жизни.
3 Успех был огромным. Через неделю «Прометей» был повторен в Петербурге, в ноябре – снова в Петербурге, под управлением Александра Зилоти, а в следующем году с «Прометеем» познакомилась Европа – Германия, Англия, Нидерланды. Александр Зилоти А. Скрябин. Партитура «Прометея». Обложка Ж. Дельвиля Париж
4 Критик В.Г. Каратыгин писал: «Никогда и ни одному композитору не удавалось создавать таких бешеных звуковых вихрей, как Скрябину в «Прометее». Но эти вихри, как и символизируемые ими экстатические восторги, – стоячие. Скорость вихревого движения огромна. Но вся вихревая система неподвижна». Пианист и педагог А.Б. Гольденвейзер, в 1946 г. осуществивший запись «Прометея» на радио (оркестром дирижировал Н.С. Голованов), отозвался на премьеру так: «В «Прометее» многое сродни двум предшествующим симфониям Скрябина… Но здесь мы наслаждаться все равно не можем, ибо все равно ничего не можем понять… Мы стоим с закрытыми глазами перед великим произведением будущего». Молодой Сергей Прокофьев писал: «Слушал «Прометея», которого для пущего вразумления непонятливой публики повторяли дважды. Мера энергичная и не лишенная остроумия. Мое впечатление: «Прометей» скучен, подъемы отсутствуют, трели и всплески донимают, форма расплывчатая. В остальном «Прометей» высокозамечательное произведение». Александр Борисович Гольденвейзер Николай Семенович Голованов Сергей Сергеевич Прокофьев
5 Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». П. Рубенс. Прометей прикованный. 1612Г. Моро. Прометей. 1868Ж. Дельвиль. Прометей. 1912
6 На мировоззрение Скрябина огромное влияние оказали те социальные потрясения, которые пережила Россия в начале ХХ века. Но не только. Весной 1906 г. композитор писал своей близкой знакомой М.К. Морозовой, бывшей в течение ряда лет его меценаткой: «Политическая революция в России в ее настоящей фазе и переворот, которого я хочу, – вещи разные, хотя, конечно, эта революция, как и всякое брожение, приближает наступление желанного момента. Употребляя слово переворот, я делаю ошибку. Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством. Значит, прежде всего, должно быть окончено мое главное сочинение… Мой момент еще не настал. Но он приближается. Будет праздник! Скоро!» Маргарита Кирилловна Морозова 1907 Александр Николаевич Скрябин 1900-е
7 О творчестве Скрябина непревзойденный интерпретатор его музыки, великий пианист ХХ века Владимир Софроницкий говорил: «Как это ужасно: Александр Николаевич мечтал о «водородной» музыке, а люди создали водородную бомбу. – И оживился, поясняя: – Понимаете, он хотел, чтобы музыка так подействовала на людей изнутри, обладала бы такой невероятной силой, как эта водородная энергия. И тогда произошло бы чудо – все стали бы совсем другими… Но дьявол всегда вставляет палки в колеса и все переворачивает наоборот». Владимир Владимирович Софроницкий Человек и окружающий его мир в масштабах вселенной, человек, стремящийся обрести душевную гармонию в единении с этим миром, человек, стремящийся гармонизировать это мир средствами искусства, все эти темы будут волновать Скрябина до конца его дней.
8 1. Первая тема, «тема творческих стремлений», символизирующая дерзновенную мечту Прометея, есть первая тема интродукции, когда на фоне исходной шестизвучной «прометеевской гармонии» (струнные и деревянные духовые) ее излагают засурдиненные валторны. Указание Скрябина: Lento. Brumeux (медленно, сумрачно, в тумане) сине-лилово-серый цвет хаоса. Темы «Прометея» 2. Лаконичная «тема воли» призывно- заклинательного характера вторая тема интродукции (сочетание соло трубы и трех труб с сурдинами); потом она входит в фортепианную партию, насыщая ее чертами властности. 3. «Тема разума» спокойная и ясная главная партия экспозиции (по Скрябину, Contenplatif, то есть созерцательно, окраска ярко-синяя) звучит в изложении флейт. Ее окончание совпадает со вступлением партии солирующего фортепиано «теме разума» как бы отвечает решительная «тема воли». 4. Далее в фортепианной партии слышатся отголоски несколько видоизмененной «темы разума». В плане формы ее можно считать связующей партией. 5. Связующую партию сменяет искристая танцевальная, полетная тема побочной партии, достаточно часто звучащая в дальнейшем. 6. Завершает экспозицию «тема наслаждения», с ее утонченными трелями, триолями и стремительными взлетами.
9 «Прометей» «объединяет одночастную программную симфонию в форме сонатного аллегро с необычайно большим количеством символических лейттем; фортепианный концерт с оркестром (по замыслу Скрябина, фортепианная партия должна символизировать героическую, творческую личность, а партия оркестра – окружающий ее мир, вселенную, космическое начало); кантату, в которой хор поет без слов, выполняя по преимуществу лишь тембровые функции; «симфонию света»: в строке «Luce» в партитуре Скрябин впервые в мировом искусстве пытался нотами конкретизировать идею «цветового слуха», то есть психологического соответствия в восприятии ладотональности, с одной стороны, и цвета – «красочности образа» – с другой» (В.Ю. Дельсон). Цветосветовой аппарат, изготовленный по эскизам А.Н. Скрябина профессором электротехники МВТУ А.Э. Мозером для сопровождения симфонической поэмы «Прометей» представляет собой деревянный круг с двенадцатью лампочками: семь расположены в последовательности чередования цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая), а пять дополнительных соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход от фиолетового в красный, розовый, розовато-красный и т. д. В музыкальном отношении этому кругу соответствует квинтовый круг: красный – до, оранжевый – соль, желтый – ре и т. д. Световой аппарат к поэме «Прометей» (Модель А.Н. Скрябина)
10 Тональность (в расположении по квинтовому кругу) Цвет C-dur (до мажор) G-dur (соль мажор) D-dur (ре мажор) A-dur (ля мажор) E-dur (ми мажор) H-dur (си мажор) Fis-dur (фа-диез мажор) Des-dur (ре-бемоль мажор) As-dur (ля-бемоль мажор) Es-dur (ми-бемоль мажор) B-dur (си-бемоль мажор) F-dur (фа мажор) Красный Оранжево-розовый, огненный Оранжево-желтый, золотистый, солнечный Желто-зеленый, травяной Сине-зеленоватый Синий с голубизной Ярко-синий с наклонностью к фиолетовому Фиолетовый Красновато-лиловый Синеватый, стальной Металлический, серо-свинцовый Багрово-красный с металлическим блеском Таблица соответствия тональности и цвета В целом цветовое восприятие Скрябиным различных мажорных тональностей можно представить следующим образом.
11 После «Прометея» Скрябин приступил к сочинению «Предварительного действа». В представлении в особом зале со спускающимися амфитеатром ступенями предполагались световые эффекты в единстве с музыкой, костюмированные танцы и шествия, хоровая декламация и «вкусовая симфония». Скрябина заинтересовали спектакли московского Камерного театра, созданного Александром Таировым, выдающимся режиссером ХХ в. С актрисой театра Алисой Коонен, женой Таирова, Скрябин репетировал отрывки будущего музыкально-пантомимического представления. Алиса Коонен Александр Таиров
12 Александр Николаевич Скрябин умер в Москве в апреле 1915 года в возрасте 43 лет. Присутствовавшая на его похоронах Алиса Коонен вспоминала: «Я подошла к церкви Николы на Песках, где происходило отпевание. Увидев огромную толпу народа, остановилась на улице. Прямо на меня шла траурная процессия. Яркое солнце как-то по- праздничному освещало множество цветов, качавшихся над головами людей, несущих гроб. Это шествие никак не выглядело похоронным. Люди шли необычно быстро, стремительно. И вдруг на секунду мне почудилось, что, если бы сейчас тысячью оркестров грянула скрябинская музыка, можно было бы увидеть в этой необыкновенной процессии очертания той Мистерии, о которой мечтал этот великий гений с сердцем ребенка».
13 Русский и французский художник и изобретатель Владимир Баранов-Россине в 1920-х гг., пытаясь воплотить идеи А.Н. Скрябина, сконструировал особого рода клавир («оптофон» или «цветовое» фортепиано) – аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран- «хромотрон» более трех тысяч оттенков спектра. Каждая клавиша клавира соответствовала не только определенному звуку, но и цвету. В. Баранов-Россине Автопортрет «Цветовое» фортепиано (оптофон) В. Баранова-Россине В. Баранов-Россине. Портрет композитора А.Н. Скрябина
14 Л. Пастернак. А.Н. Скрябин Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Н. Барабанова Журнал «Искусство» 5/2013
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.