Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТатьяна Павлова
1 1 ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ 2015
2 2 Единый экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору и ориентирован как на профильный, так и на базовый уровень Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
3 3 3 ЕГЭ по биологии В среднем сдают 17% выпускников от общего числа участников. Биология занимает пятое место после двух обязательных предметов (русский язык и математика), обществознания и физики. минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии - 36 тестовых или 17 первичных.
4 4
5 5 Основные документы Структура и содержание работ, система оценивания (сайт ФИПИ): Спецификация обобщенный план экзаменационной работы Кодификатор Демоверсия Открытый банк заданий Аналитические отчеты ФИПИ Результаты (сайт ФИПИ, портал ЕГЭ): Аналитические отчеты ФИПИ Шкалы, нормы оценок Порядок проведения (портал ЕГЭ): Инструкции Сайты: 4ege.ru Помощь абитуриентам. Материалы и программы для подготовки к ЕГЭ, тестовые задания текущего и прошлых лет.4ege.ru reshuege.ru
6 6 Биология. Общая биология класс. Углубленный уровень.
7 7 Линия УМК по биологии В.И. Сивоглазова «Навигатор» Состав УМК учебник рабочая тетрадь методическое пособие Учебно-методическое пособие
8 8 Отличительные особенности Навигатора Отличительные особенности Навигатора -четкая структурированность материала; -возможность выходить на разный уровень сложности; -наличие различных форм подачи материала; -наличие нескольких способов контроля знаний; -возможность создания индивидуальной траектории.
9 9 9 Основные результаты ЕГЭ по биологии в Омской области гг) Всего участников ЕГЭ, чел Минимальный установленный балл по ЕГЭ 36 Средний балл (Омская область) 52,349,152,449,8 Средний балл по РФ54,954,359,354,7 Выполнили выше минимального порога
10 10 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2014 г. ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Выполнили ниже минимального порога в % 11,1 Получили 70 и более баллов, чел. 290 Получили 70 и более баллов, чел. в % 12,4 Получили 100 баллов, чел 0
11 11 РАСПИСАНИЕ ЕГЭ по биологии в 2015 Досрочный период 18 апреля 23 апреля (чт)резерв Основной период 15 июня (пн) 25 июня (чт) резерв
12 12 1. Биология – наука о живой природе; 2. Клетка как биологическая система; 3. Организм как биологическая система; 4. Система и многообразие органического мира; 5. Человек и его здоровье; 6. Эволюция живой природы; 7. Экосистемы и присущие им закономерности. Учебный материал всех разделов курса биологии разделен по содержательным блокам:
13 13 Содержание проверки на едином экзамене по биологии составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии с 6 по 11 класс: Общая биология 70%, Человек и его здоровье 15%, Растения, Животные, Бактерии, Грибы, Лишайники 15%.
14 14 Распределение заданий экзаменационной работы в 2015 г. Части работы Число заданий Макс. балл Часть 1 33 задания 25 с выбором одного ответа (18 – базовый 7 –повышенный) – с выбором нескольких ответов; 4 – на соответствие; 1 – на последовательность; Часть 2 7 заданий С1 практико-ориентированное (2 элемента ответа –С7 – высокий уровень 20 ИТОГО 40 заданий 61 (69)
15 15 Примеры заданий: На каком уровне происходит матричный синтез белка? 1)организменный 2) клеточный 3) молекулярный 4) биосферный
16 16 Метод исследования степени распространения наследственных заболеваний человека 1)биохимический 2)генеалогический 3)популяционно-статистический 4) цитогенетический
17 17 Блок 2. «Клетка как биологическая система» А4. Конъюгация и перекрёст хромосом происходят в процессе 1) профазы митоза 2) второго деления мейоза 3) первого деления мейоза 4) интерфазы клеточного цикла
18 18 А5. Дочерние клетки, как и материнская клетка, имеют диплоидный набор хромосом благодаря 1) оплодотворению 2) мейозу 3) гаметогенезу 4) митозу
19 19 А5. Какой способ питания характерен для молочнокислых бактерий? 1) гетеротрофный 2) хемотрофный 3) автотрофный 4) фототрофный
20 20 А7. Совокупность всех признаков и свойств организма, проявляющихся в индивидуальном развитии, называют 1) генотипом 2) модификацией 3) генофондом 4) фенотипом
21 21 Блок 4. « Система и многообразие органического мира » А13. Дыхание у бабочки павлиний глаз осуществляется с помощью 1) лёгочных мешков 2) кожи 3) воздушных мешков 4) трахей
22 22 Блок 4. « Система и многообразие органического мира » А13. Все многоклеточные животные имеют 1) кровеносную систему 2) дифференцированные клетки 3) двухслойное тело 4) двустороннюю симметрию тела
23 23 Блок 5. « Человек и его здоровье » А17. В клетки тела человека питательные вещества поступают из 1) лимфы 2) клеток крови 3) тканевой жидкости (19%) 4) венозной крови
24 24 А25. Какой организм отсутствует в приведённой цепи питания: листовой опад … ёж лисица? 1) кузнечик 2) майский жук 3) гриб-трутовик (38%) 4) дождевой червь (46%)
25 25 ОСОБЕННОСТЬ ФАЗА МЕЙОЗА В6. А)расхождение сестринских хромосом к разным полюсам клетки Б) образование четырёх гаплоидных ядер В) расхождение двухроматидных хромосом к противоположным полюсам Г) увеличение вдвое числа хромосом в клетке при расхождении сестринских хроматид Д) независимое расхождение хромосом из каждой гомологичной пары 1) анафаза I 2) анафаза II 3) телофаза II
26 26 Организм- биологическая система 1. На стадии бластулы зародыш животного имеет полость и 1) два слоя клеток 2) эпителиальную ткань 3) соединительную ткань 4) один слой клеток 2. Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток, обозначенных на рисунке цифрой 1? 1) потовые железы 2) костная ткань 3) ногтевые пластинки 4) соединительная ткань 5) кожный эпидермис 6) гладкая мышечная ткань Два балла за это задание получили только 30% экзаменуемых.
27 27 С1 практико-ориентированные задания Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? Объясните почему.
28 28 Какие правила надо соблюдать при накладывании жгута на конечность в случае артериального кровотечения?
29 29 С1 На электронных микрофотографиях в нейронах отмечается большое число мембран комплекса Гольджи. Объясните эту особенность, используя знания о функциях комплекса Гольджи.
30 30 С1. В чем проявляется сходство функций лизосом и пищеварительной системы животных? Приведите не менее двух признаков.
31 31 Какую роль в жизни грибов играет грибница?
32 32 С1. Почему люди, работающие в тайге в весенне-летнее время, нередко заболевают тяжёлой болезнью – таёжным энцефалитом? Объясните, как происходит заражение. (29%)
33 33 C1. Объясните роль поджелудочной железы в регуляции содержания глюкозы в крови человека.
34 34 Какие отрицательные последствия для человека может иметь избыточное использование ядохимикатов для борьбы с насекомыми-вредителями?
35 35 Зачем рыхлят почву при выращивании растений?
36 36 С2 работа с тестом и рисунком
37 37 Назовите кости обозначенные на рисунке буквой Г. К какому отделу скелета верхних конечностей их относят? Каков тип соединения их с другими костями? У каких позвоночных впервые появилась конечность подобного типа?
38 38 C2. Какие клетки покровной ткани растения обозначены на рисунке под цифрой 1? Какие функции они выполняют? Чем их строение отличается от строения других клеток покровной ткани?
39 39 С2. Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Моллюски – тип беспозвоночных животных, которые произошли от древних кольчатых червей.2. Моллюски имеют замкнутую кровеносную систему. 3. У большинства моллюсков есть раковина. 4. Кальмары, осьминоги- брюхоногие моллюски. 5. Моллюски обитающие в воде, дышат только с помощью жабр. 6. Моллюски имеют складку кожи- мантию.
40 40 Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их: У человека движение крови по сосудам происходит вследствие разностей ее давлений в артериях и венах. 2. В легочной вене давление выше чем в легочной артерии.3. Снижение давления происходит за счет трения крови о стенки сосудов и клеток крови друг о друга. 4. Максимальное давление в сосудах регистрируется в период расслабления сердца, минимальное давление в сосудах проявляется в период сокращения сердца. 5. Во время сна кровяное давление повышается.6. Кровяное давление повышается под влиянием внешних факторов: при физической работе, в стрессовой ситуации.
41 41 С 3. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразие организмов
42 42 С3 Опишите путь, который пройдёт лекарственный препарат, введённый в вену на левой руке, если он должен воздействовать на головной мозг ?
43 43 Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
44 44 в спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается; во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается; в изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.
45 45 Где расположены нервные центры регулирующие произвольные и непроизвольные дыхательные движения? Назовите гуморальный фактор регуляции дыхания и механизм его действия.
46 46 С3. Какие виды кожных желез имеются у млекопитающих? Объясните, какие функции выполняют эти железы.
47 47 С3. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу? В процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей.
48 48 С3 половину сосуда с эвгленами зелеными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен? Объясните их реакцию. Можно ли назвать ее рефлексом? Ответ поясните.
49 49 Членистоногие заняли на Земле различные среды обитания. Какие особенности строения имели наибольшее значение в их широком распространении в природе? Укажите не менее четырех особенностей
50 50 С4 Обобщение применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях
51 51 С4 Вырытый большой котлован вследствие обильных дождей со временем заполняется дождевой водой. При каких условиях этот водоем может стать экосистемой? Ответ обоснуйте, приведите не менее трех обоснований.
52 52 С4 Какие предпосылки для дальнейшей эволюции жизни сформировались на Земле с появлением на ней фотосинтезирующих организмов? Ответ поясните
53 53 С4. Как повлияет на растения и животных экосистемы сокращение численности редуцентов? Ответ поясните.
54 54 С4. Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях С4. Класс млекопитающие- процветающая группа животных. Какие ароморфозы позволили им широко распространиться на Земле? Укажите не менее четырех признаков
55 55 С4 Элементы ответа Ответ: 1) 4-х камерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови; 2) волосяной покров; 3) высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции; 4) живорождение, выкармливание детенышей молоком; 5) высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения
56 56 Задания линии С5 В линии С5 предлагаются два типа задач по цитологии: 1) на применение знаний о генетическом коде; 2) на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках организма.
57 57 Задания открытых вариантов ЕГЭ 2014 Пример 4 Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТ ТГГ ГЦТ АГГ ЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
58 58 Генетический код (иРНК) Первое основание Второе основание Третье основание УЦАГ У Фен Лей Сер Тир - Цис - Три УЦАГУЦАГ Ц Лей Про Гис Гли Арг УЦАГУЦАГ А Иле Мет Тре Асн Лиз Сер Арг УЦАГУЦАГ Г Вал Ала Асп Глу Гли УЦАГУЦАГ
59 59 Задания открытых вариантов ЕГЭ 2014
60 60 Ответ выпускника С5. Выстраиваем нуклеотидную последовательность участка РНК по принципу комплементарности: ДНК : ЦГТ ТГГ ГЦТ АГГ ЦТТ И РНК : ГЦА – АЦЦ – ЦГА – УЦЦ - ГААА По иРНК в ыстраиваем нуклеотидную последовательность участка тРНК : т РНК: ЦГУ – УГГ – ГЦУ – АЦЦ – ГУУ белок синтезируется на иРНК. Выстраиваем аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка: белок: Ала-Тре-Арг-Сер-Глу
61 61 С5 Как и в 2011 г., многие экзаменуемые допустили ошибку при выполнении задания, требующего определить фрагмент молекулы тРНК и ее антикодон по нуклеотидной последовательности ДНК, а также определить аминокислоту, которую переносит эта тРНК. Эти участники экзамена не учли того, что по фрагменту одной молекулы тРНК нельзя определить всю последовательность фрагмента иРНК, а можно определить только ее кодон, которому соответствует антикодон. Они разбивали тРНК на триплеты, определяли иРНК по тРНК, а по полученным триплетам находили аминокислотную последовательность, что является грубой ошибкой. При подготовке к экзамену на это следует обратить внимание; повторить материал о биосинтезе белка, процессе трансляции и роли тРНК в нем.
62 62 Элементы ответа: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГЦУ; 3) по таблице генетического кода определяем аминокислоту АЛА, соответствующую данному триплету, её будет переносить данная тРНК.
63 63 Задания открытых вариантов ЕГЭ Пример В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АГЦ, АЦЦ, ГУА, ЦУА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
64 64 Ответ выпускника С5. тРНК синтезируется на ДНК. Выстраиваем нуклеотидную последовательность участка ДНК по принципу комплементарности: тРНК: АГЦ – АЦЦ – ГУА – ЦУА – ЦГА ДНК I: ТЦГ – ТГГ – ЦАТ – ГАТ – ГЦТ ДНК II: АГЦ – АЦЦ – ГТА – ЦТА - ЦГА иРНК синтезируется на ДНК. Выстраиваем нуклеотидную последовательность участка и РНК: ДНК: ТЦГ – ТГГ – ЦАТ – ГАТ – ГЦТ иРНК: АГЦ – АЦЦ – ГУА – ЦУА – ЦГА белок синтезируется на иРНК. Выстраиваем аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка: белок: Сер-Тре-Вал-Лей-Арг
65 65 Комментарии: 1) по тРНК таким способом не построить последовательность нуклеотидов в цепочке ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в участке белка, 2) последовательность нуклеотидов иРНК не определишь по предложенной цепи ДНК, так как иРНК определяется по антикодонам тРНК (правильный элемент ответа: по антикодонам тРНК найдём участок иРНК, на котором синтезируется фрагмент белка: УЦГУГГЦАУГАУГЦУ), 3) по неверной цепи иРНК неправильно определена последовательность аминокислот: сер-тре-вал-лей-арг, вместо сер-три-гис-асп-ала У выпускника не сформированы умения решения задач по генетическому коду, за выполнение задачи он получает 0 баллов.
66 66 Из второго типа заданий С5 выделим два подпункта задач: а) знание фаз митоза и мейоза, числа хромосом и ДНК на разных стадиях деления в клетках животных и растений; б) Знание циклов развития у растений, способы деления клеток при образовании гамет и спор, число хромосом у растений при чередовании поколений.
67 67 С5. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.
68 68
69 69 С5 У зеленой водоросли улотрикса преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и спорофита. Объясните, чем представлен спорофит, из каких исходных клеток и в результате какого процесса образуются взрослый организм и спорофит.
70 70 Что изображено на рисунке?
71 71 С5. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
72 72 С5 – решение задач по цитологии 1. Гаметы и споры имеют гаплоидный набор хромосом-n; 2. гаметы развиваются на взрослом растении- гаметофите путем митоза 3. Споры образуются из клеток спорофита (спорангия) путем мейоза
73 73 Знание циклов развития у растений, способов деления клеток при образовании гамет и спор, числа хромосом у растений при чередовании поколений Спорофит (2n) – бесполое поколение – образует споры путём мейоза, развивается из зиготы (2n) Гаметофит (n) – половое поколение – образует гаметы путём митоза, развивается из споры (n) Смена поколений: зигота (2n) спорофит (2n) мейоз споры (n) гаметофит (n) митоз гаметы (n) оплодотворение зигота (2n)
74 74 С5 – решение задач по цитологии Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза 1 и анафазы мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.
75 75 1) в конце телофазы мейоза 1 набор хромосом –n, число ДНК – 2 с; 2) в анафазе мейоза 2 набор хромосом –2n, число ДНК – 2 с; 3) в конце телофазы 1 произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза; 4) в анафазе мейоза 2 к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом и число ДНК равное.
76 76 Комментарии: После редукционного деления мейоза I в клетке действительно набор хромосом и молекул ДНК – n 2 с. Это количество сохраняется в профазе и метафазе мейоза II. Но в анафазе II происходит расхождение сестринских хроматид (хромосом) и в клетке увеличивается число хромосом и становится равным числу молекул ДНК 2n 2 с. Эта особенность обеспечивает образование в телофазе двух клеток с набором n с. Знание фаз митоза и мейоза, числа хромосом и ДНК на разных стадиях деления в клетках животных и растений
77 77 Количество хромосом и молекул ДНК на разных фазах деления клеток МИТОЗМЕЙОЗ Интерфаза (после репликации) 2n 4 с Интерфаза (после репликации) 2 n 4 с Профаза 2n 4 с Профаза I 2 n 4 с (n 4 с) Метафаза 2n 4 с Метафаза I 2 n 4 с Анафаза 4n 4 с Анафаза I 2 n 4 с Телофаза 2n 2 с Телофаза I n 2 с Профаза II n 2 с Метафаза II n 2 с Анафаза II 2n 2 с Телофаза II n с
78 78 С5. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
79 79 Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза и в анафазе митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
80 80 С6 Потемнение зубов может определяться двумя разными доминантными генами: или аутосомным (А), или расположенным в Х-хромосоме (ХВ ). В семье родителей, имеющих темные зубы, родились мальчик и девочка с нормальным цветом зубов. Известно, что темные зубы матери обусловлены только геном сцепленным с Х- хромомомой, а темные зубы отца-только аутосомным геном, по которому он гетерозиготен. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможного потомства. Найдите вероятность рождении в этой семье по отдельности девочек и мальчиков без аномалий.
81 81 При анализирующем скрещивании высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения с грушевидными плодами (рецессивные признаки) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 40 растений высоких с округлыми плодами; 9- высоких с грушевидными; 10 карликовых с округлыми плодами; 44 карликовых с грушевидными плодами. Определите генотипы родителей и полученного потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырех фенотипических групп в потомстве.
82 82 Для выполнения всей экзаменационной работы достаточно 180 мин. На выполнение заданий части 1 (А) – 50 мин заданий части 2 (В)– 30 мин. Обычно блок В снижает результат Наибольшее время (80 мин.) необходимо для выполнения заданий части 3 (С) со свободным развернутым ответом. Оставшиеся 20 мин – проверка, НИ ОДИН ВОПРОС НЕ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ БЕЗ ОТВЕТА
83 83 1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению (заполнение бланков ответа). 2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание. 3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ. 4. В ответах на задания части С освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу. Причины допускаемых ошибок и пути их преодоления
84 84 5. Несформированность умения работать с текстом, выделить в нем главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию. 6. Отсутствие вывода, обобщения, пояснения, требуемого в задании с развернутым ответом при наличии соответствующего указания (Ответ поясните; приведите примеры; какой закон проявляется в конкретном случае; объясните полученные результаты). Причины допускаемых ошибок и пути их преодоления
85 85
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.