Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТатьяна Фролова
1 Анализ лирики А.А. Фета Презентацию подготовила Фролова Т.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково 2013 год
2 Темы поэзии: Любовная. Тема природы. Историческая. Философская. Тема родины.
3 Задачи урока: Ответить на вопросы : 1. Почему Фета можно назвать патриотом ? 2. Какой мы видим родину по прочитанным стихотворениям ? Какие картины открываются перед вами ? Каковы особенности поэтического стиля великого мастера слова ?
4 Поэт! Ты хочешь знать, за что с такой любовью Мы любим родину с тобой…
5 О Боже… Не дай моим устам испить из горькой чаши Изгнанья мрачного по капле жгучий яд! В твоих степях любимый образ мой Не мог, опять воскреснувши, не вырость; Сын севера, люблю я шум лесной И зелени растительную сырость…
7 В 1879 году Фет посещает братское кладбище участников севастопольской обороны годов. « Нигде и никогда не испытывал я такого подъёма духа, который так мощно овладел мною на братском кладбище. Этот тот самый геройский дух, отрешённый от всяких личных стремлений, который носится над полем битвы и один способен стать предметом героической песни », - писал Фет.
9 Стихотворение «Севастопольское братское кладбище» написано спустя восемь лет после посещения кладбища. Какой тут дышит мир! Какая славы тризна Средь кипарисов, мирт и каменных гробов! Рукою набожной сложила здесь отчизна Священный прах своих сынов.
10 Читая первую строфу, мы проникаемся грустным трагическим и одновременно очень возвышенно - торжественным настроением и чувством. Поэт использует риторические восклицания, эпитет « каменных », метафору « рукою набожной сложила здесь отчизна священный прах своих сынов ».
11 Поэт достоверно изображает место события и свои скорбные чувства выражает при помощи таких слов, как: Кипарис – южное вечнозелёное хвойное дерево. Мирт, мирта – южный вечнозелёный кустарник, дерево с белыми цветами. Тризна ( устар.) – пир в честь погибших, поминки.
12 Читая вторую строфу, яснее начинаешь представлять героев Севастопольского сражения и чувствовать горечь их утраты. Они и под землёй отвагой прежней дышат… Боюсь, мои стопы покой их возмутят, И мнится, все они шаги живого слышат. Но лишь молитвенно молчат. Поэт использует шестистопный ямб, перекрёстную рифму, чередование мужских и женских рифм. Память о героях помогает поэту использовать метафору « отвагой прежней дышат ».
13 Счастливцы! Высшего пылали вы любовью: Тут что ни мавзолей, ни надпись – всё боец, И рядом улеглись, своей залиты кровью, И дед со внуком, и отец.
14 Из каменных гробов их голос вечно слышен, Им внуков поучать навеки суждено, Их слава так чиста, их жребий так возвышен, Что им завидовать грешно… 4 июня 1887 года
15 В этом стихотворении очень много противоречивых сочетаний: Простота и торжественность. Горечь утраты и восхищение подвигом погибших. Скорбь и патриотизм. Мёртвые и живая память о них. Простая разговорная и возвышенная лексика. Использование антонимов и оксюморона.
16 Родина для Фета – это весенний цветок и усталость осенней ночи, и нега летнего дня, и волшебство зимнего вечера, это и берёза в «траурном наряде», и смыкающиеся на горизонте просторы неба и земли, освещённые «светом небес высоких».
17 Остановимся на анализе одного из стихотворений. Пойду навстречу к ним знакомою тропою. Какою нежною янтарною зарёю Сияют небеса, нетленные, как рай. Далёко выгнулся земли померкший край, Прохлада вечера и дышит, и не дышит, И колос зреющий едва-едва колышет.
18 В этом стихотворении органично сочетается простота и величественность. Стихотворение написано в 1859 году. При чтении его возникает необыкновенное чувство зримого осязания знакомых мест. Реальный мир передан в таких конкретных деталях, что кажется, что его не просто видишь, а осязаешь. А ты сам « под сенью дуба » и душа твоя полна « всем, всем, что жизнь дала …» Поэт использует эпитеты « знакомою », « нежною », « нетленные ».
19 Каковы же поэтические особенности стихотворения? В этих строках мы наблюдаем метафору «янтарною зарёю сияют небеса», сравнение «как рай», олицетворения «выгнулся земли край», «прохлада и дышит и не дышит». Торжественности, величию картины способствуют использование причастий « померкший », « зреющий », прилагательного « нетленные », инверсии.
20 Нет, дальше не пойду : под сению дубов Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов, Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой … Какою молодой и безграничной верой Опять душа полна ! Как в этой тишине Всем, всем, что жизнь дала, довольная вполне, Иного уж она не требует удела. Собака верная у ног моих присела И, ухо чуткое насторожив слегка, Глядит на медленно ползущего жука.
21 Каков же образ лирического героя? Какие ещё приёмы и средства художественной выразительности использует автор ? Какие образы возникают перед вами при чтении этого стихотворения ?
22 Какие же картины открываются в другом стихотворении Фета? Лениво смотрится в окно волоковое ; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. Петух заботливый, копаясь на дороге, Кричит … а дедушка брадатый на пороге Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо, И хлопья белые летят ему в лицо. И полдень настаёт. Но, Боже, как люблю я, Как тройкою ямщик кибитку удалую Промчит – скроется … Идолго, мнится мне, Звук колокольчика трепещет в вышине г.
23 Что же необычного открывается читателю? Какие приемы и средства использует автор? Перед нами открывается картина северного утра, дорогая сердцу поэта. Он говорит о самом обычном, даже обыденном : северное утро – « скупое », неторопливое – « сонливое ».
24 Вся эта картина – поэтический образ русской деревни. (Г.А. Очкасова) Автор использует поражающие воображение метафоры и неожиданные эпитеты : хлопья -« белые », петух – « заботливый », кибитка – « удалая ». Использует необычное Сравнение « коньком стелется », описывая клубы дыма из трубы. Эпитет « волоковое » не просто досоздаёт картину приглушённого зимнего рассвета, а также точно указывает на деталь избы.
25 «Но, Боже, как люблю я…» (А.А. Фет) Дорога, тройка, звук колокольчика, о которых говорит поэт, дополняют картину и усиливают чувство, которое она вызывает.
26 Родина для Фета – это земля, на которой он родился и живёт, русская природа с её многоцветьем, звуками, запахами … Это мир в целом : земля, небо, звёзды – вселенная, частицей которой он себя ощущает. Так ли это ? «Земля – его колыбель, Вселенная – Родина…» А вы как считаете?
27 Природа для Фета – это прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своём разнообразии и вечном обновлении.
28 Проанализируем стихотворение «На стоге сена ночью южной…» На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Стихотворение относится к зрелой лирике, написано в 1857 году, когда поэт сотрудничал с журналом « Современник », был дружен с Некрасовым, Тургеневым.
29 Человек и космос, человек и мироздание – так можно определить тему этого стихотворения. Стихотворение открывается картиной одушевлённого, все живого мира природы. Первая строфа представляет собой сложносочиненное предложение.
30 Каждая строфа стихотворения написана четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстных рифм. Читая строки, легко представить необыкновенную красоту деревенской ночи. Этому способствуют образы сена, земли, неба. Для описания природы поэт использует « характерные » эпитеты « живой » и « дружный », « южной », развёрнутую метафору « хор светил, живой и дружный, кругом раскинувшись, дрожал ». Поэт также применяет инверсию, параллелизм, аллитерацию.
31 В первых строках стихотворения Фет передаёт при помощи слова необыкновенную лёгкость и одновременно торжественность, царящую в природе. Этому способствуют слова разговорные и высоко поэтические : « стог », « лежал », « твердь », « хор светил ». Твердь ( высок.) – земля, суша. Светило – светящееся небесное тело ( солнце, устар.), здесь, в тексте, луна, звёзды.
32 Стихотворение, которое открывалось картиной одушевлённого, все живого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Лирический герой словно разделяется между землёй и небом. В какой - то момент он словно парит в поднебесье, а земля где - то далеко под ним.
33 Главное сравнение второй строфы- «как первый житель рая»- наконец- то наполняется реальным смыслом. Лирический герой находится в Божьих руках. Он сознаёт внезапно божественное присутствие.
34 Импрессионистический стиль давал Фету возможность «заострить» и умножить изобразительную силу слова. Вторая строфа представляет собой так же, как и первая, сложносочиненное предложение. Поэт использует и характерные эпитеты « немая », « смутный ». В этой строфе он использует развёрнутые сравнения « как смутный сон немая », « как первый житель рая ». Лирический герой словно разделяется между небом и землёй, в какой - то момент он словно парит между землёй и небом.
35 Лирический герой находится Божьих руках. Он сознаёт внезапно божественное присутствие. Я ль нёсся к бездне полуночной, Иль сонмы звёзд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. Поэт использует старославянизмы : « длань » ( архаизм, высок.) – рука, ладонь ; « мощной », « бездной » ( разг.) – тьмой, « сонмы », сонм ( стар. высок.)- скопление, множество кого - нибудь.
36 Стихотворение близко к оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». В третьей строфе поэт использует риторический вопрос, инверсию, развёрнутое сравнение « будто в длани мощной », описывает необыкновенные чувства при помощи разговорной и торжественной, высоко поэтической лексики. Примером разговорной лексики являются глаголы « нёсся », « уносилась ».
37 Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И с замираньем и с волненьем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Всё невозвратное тону. Четвёртая строфа представляет собой сложноподчинённое предложение. Для выражения глубины чувств поэт использует эмоционально оценочную лексику : « замиранье », « волненье », « взор », « тону », « невозвратное ».
38 Поделись живыми снами, Говори душе моей, Что не выскажешь словами – Звуком на душу навей.
39 Поэт видит Вселенную впервые, смотрит на неё свежим, изумлённым взглядом.
40 Лейтмотивом поэзии Фета является тема полёта: мечты в его стихах «роятся и летят», поэт чувствует в минуту вдохновенья, как «растут и тотчас в небо унесут» его «раскинутые крылья». Свою поэзию он называет ласточкой с «молниевидным крылом».
41 Муза Фета – «на облаке, незримая земле, в венце из звёзд, нетленная богиня».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.