Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнна Ятнова
1 Модели современного урока в контексте ФГОС Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 1 Соловьева Юлия Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент Института естественных наук Московского городского педагогического университета
2 Н.К. Крупская: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сближать их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединенных, совместных усилий, ученикам не дают...» К.Д. Ушинский: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 2
3 ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Он регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 3
4 ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 4
5 ЧЕМ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ? Формы получения образования В организациях, осуществляющих образовательную деятельность Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность Формы обучения Очная Очно-заочная Заочная Стажировка (для дополнительных профессиональных программ) Семейное образование Самообразования Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 5
6 Система образования включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 6
7 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 7
8 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ обеспечивают: 1)единство образовательного пространства Российской Федерации; 2)преемственность основных образовательных программ; 3)вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 8
9 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения … устанавливают сроки получения общего образования Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 9
10 ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ HTTP: //МИНОБРНАУКИ.РФ Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 10
11 ФГОС включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 11
12 Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов Основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 12
13 ФГОС ООО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ примерных образовательных программ основного общего образования; примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольных измерительных материалов; нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей образовательную программу основного общего образования, формирования государственного (муниципального) задания для организации, осуществляющей образовательную деятельность. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 13
14 ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: 1. личностным 2. метапредметным 3. предметным Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 14
15 ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И В ЧЕМ ПРОЯВЯТСЯ ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный подход обеспечивает: 1. формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; 2. проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; 3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 4. построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 15
16 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специалист в области философии и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики Моисей Самойлович Каган: 1.познавательная; 2.преобразовательная; 3.целостно-ориентационная; общение. Специалисты в области педагогики выделяют и анализируют, в первую очередь, такие виды деятельности, как игра, учение (познание) и труд. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 16
17 Выводы 1. Познавательная деятельность рассматривается как самостоятельный вид человеческой деятельности. 2. Познавательная деятельность личности, осуществляемая в специфических учебных условиях, представляется как учебно-познавательная деятельность. 3. Возможности проявления учебно- познавательной деятельности в школьной практике самые разнообразные. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 17
18 ВИДЫ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой; 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Написание рефератов и докладов. 7. Вывод и доказательство формул. 8. Анализ формул. 9.Программирование. 10. Решение текстовых количественных и качественных задач. 11. Выполнение заданий по разграничению понятий. 12. Систематизация учебного материала. 13. Редактирование программ. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 18
19 ВИДЫ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на основе восприятия элементов действительности: 1. Наблюдение за демонстрациями учителя. 2. Просмотр учебных фильмов. 3. Анализ графиков, таблиц, схем. 4. Объяснение наблюдаемых явлений. 5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. 6. Анализ проблемных ситуаций. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 19
20 ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ (ОПЫТНОЙ) ОСНОВОЙ: 1. Работа с кинематическими схемами. 2. Решение экспериментальных задач. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Сбор и классификация коллекционного материала. 5. Сборка электрических цепей. 6. Измерение величин. 7. Постановка опытов для демонстрации классу. 8. Постановка фронтальных опытов. 9. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 10. Выполнение работ практикума. 11. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций. 12. Выявление и устранение неисправностей в приборах. 13. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. 14. Разработка новых вариантов опыта. 15. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. 16. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. 17. Проведение исследовательского эксперимента. 18. Моделирование и конструирование. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 20
21 НА ПРАКТИКЕ 1. Учащиеся предпочитают пассивные виды деятельности. 2. Учащиеся оценивают собственную активность как недостаточную. 3. Большинство учащихся не приучены самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. 4.Учебно-познавательная деятельность учащихся носит преимущественно нецеленаправленный характер. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 21
22 СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ТРЕБУЕТ ОТ УЧИТЕЛЯ ПЕРЕСМОТРА ОТВЕТОВ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: 1. Чему учить? Обновление содержания образования 2. Как учить? Обновление технологий образования 3. Ради чего учить? Ценности образования Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 22
23 ЧЕМУ УЧИТЬ? Что должно быть в содержании? - ФГОС - Фундаментальное ядро науки - анализ учебников - анализ программ - дополнительные источники информации Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 23
24 КАК УЧИТЬ? С учетом требований, которые предъявляет Стандарт к условиям реализации образовательной программы основного общего образования : 1.кадровым, 2.психолого-педагогическим, 3.финансовым, 4.материально-техническим, информационно-методическим Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 24
25 КАК УЧИТЬ противопоказано преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. В соответствии с психологической концепцией школы Л.С. Выготского упражнения должны быть формирующими, что предполагает переход в дидактике и методике от простой типологии упражнений к понятию развертывающейся системы упражнений. Вызывает сомнение и само понятие «упражнения»: Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов говорят о системе взаимосвязанных учебных задач. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 25
26 КАК УЧИТЬ? «...Традиционная европейская школьная система, которая процесс воспитания и обучения всегда сводила к пассивному восприятию учеником предначертаний и поучений учителя, является верхом психологической несуразности» (Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М., 1926, с.57). То есть при прочих равных условиях форма работы, требующая умственной активности ученика, предпочтительнее чисто «исполнительской» деятельности: лучше придумать самому одну задачу, чем решить десять задач из учебника. Сочинение всегда эффективнее изложения. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 26
27 КАК УЧИТЬ? Нежелательно сохранять и поддерживать «линейный» принцип построения и реализации программ. Л.С. Выготский: «учащийся, переходя от частности к частности, понимал связь между отдельными частями курса, как лошадь понимает связь между отдельным дерганьем вожжей и каждым отдельным поворотом, но смысл всего пути в целом от его отправной до его конечной точки – смысл, которому подчинены все отдельные повороты, – бывал для него так же скрыт, как для лошади». Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 27
28 КАК УЧИТЬ? актуальны приемы снятия стресса в учебном процессе В.А. Сухомлинский: «Не лучше ли будет, если в начале урока как то незаметно, в беседе учитель скажет, кто сегодня будет отвечать?» необходима двойная – контролирующая и обучающая – функция средств контроля Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 28
29 КАК УЧИТЬ? максимум оценок – минимум отметок Психолог Б.Г. Ананьев видел психологический смысл школьной отметки в переходе оценки в самооценку. Сейчас «система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха, во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся, в-четвертых, содействует возникновению и упрочению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов» (А.Б. Воронцов. Практика развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М.,1998, с. 146). Оценивать следует не «степень незнания» (т.е. ориентировать школьника на негативное подкрепление, на «уход от двойки»), а степень знания, ориентировать школьника на позитивное подкрепление. минимизировать экзамены Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 29
30 КАК УЧИТЬ? В отношении домашних заданий максимальная отработка тренировочных заданий на уроке. Если задавать уроки на дом, то только для одной из трех целей: а) выравнивание (если учащийся отстал от класса и т.д.); б) дифференциация (например, задания особой сложности для ученика с ярко выраженными математическими способностями); в) самостоятельная организация своей деятельности. Н.К. Крупская говорила, что «при заданиях на дом нельзя вводить уравниловку» А.Б. Воронцов, опираясь на опыт работы по системе Эльконина– Давыдова, пишет: «Фактически постепенно должна стираться жесткая граница между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной индивидуальной учебной деятельности учащихся... Домашняя работа становится неотъемлемой частью работы учащихся по освоению учебного материала. Он сам определяет необходимое количество времени, объем, содержание такой работы» Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 30
31 КАК УЧИТЬ? Мотивация учения Опора на внутреннюю мотивацию, учет в учебном процессе реальных (внутренних) мотивов учебной деятельности, их дифференцированности применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования. Опора на мотивы успешности, на возникающее у ученика ощущение продвижения вперед. В этой связи чрезвычайно важна управляемая рефлексия учащихся над системно организованным учебным материалом. Л.С. Выготский: «...Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал». Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 31
32 КАК УЧИТЬ? 1. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. 2. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя все более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 32
33 КАК УЧИТЬ? 1. Проведение уроков нового типа 2. Необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке 3. Использование новых технологий, в т.ч. информационных Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 33
34 Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 34
35 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1. выступают основой образовательного и воспитательного процесса 2. овладение учащимися ими создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться 3. это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению Подразделяются на регулятивные, познавательные, коммуникативные Регулятивные учебные действия - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 35
36 РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 36
37 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 37
38 ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 38
39 КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 39
40 МОДЕЛЬ УРОКА Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 40
41 МОДЕЛЬ УРОКА Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 41
42 Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планировани е Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществлен ие контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществлен ие коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 42
43 РАДИ ЧЕГО УЧИТЬ? В контексте ученика 1. Для себя 2. Для страны Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 43
44 В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИКА ФГОС ФГОС ООО становится основой объективной оценки качества образования На основе Стандарта строится система внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится государственная итоговая и промежуточная аттестация обучающихся. Деятельности работы методических служб как самого образовательного учреждения, так и всей системы образования основана на ФГОС. Лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования строится на основе Стандарта. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 44
45 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - требования к к результатам обучающихся: 1. личностные 2. метапредметные 3. предметные Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 45
46 КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ СТАНДАРТ К ЛИЧНОСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ? 1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемун ародов Российской Федерации в условиях многонационального государства, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 46
47 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 47
48 КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ СТАНДАРТ К МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ? 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; вного пользования словарями и другими поисковыми системами. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 48
49 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, смысловое чтение; 10) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; 12) развитие мотивации к овладению культурой акти Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 49
50 КАКИЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ СТАНДАРТ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ? 1. Предметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования с учетом требований Стандарта, образовательных потребностей и интересов обучающихся, специфики изучаемых учебных предметов, входящих в состав предметных областей, в том числе на углубленном уровне, должны обеспечивать успешное обучение при получении общего образования. 2. Они включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 50
51 ФГОС – «Портрет выпускника основной школы»: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 51
52 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 52
53 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Соловьева Ю.А. педфорум ПШН 53
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.