Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнастасия Челищева
1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Д.псх.н., профессор Логинова И.О. Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
2 Основные вопросы лекции: 1. Исторический подход к становлению предмета психологии. 2. Представление о человеке в основных направлениях психологии. 3. Предмет психологии – частная проекция, срез психического как целого. 4. Человек как предмет современной психологии. 5. Современные тенденции развития психологической науки.
3 Исторический анализ становления предмета психологии Донаучный этап – уровень житейской психологии (отсутствие предмета изучения, накопление разнообразных сведений о психологической реальности). Научный этап – подразделяется на периоды развития психологической науки.
4 Период философской психологии Зарождение психологии в лоне философских идей; Поиск объяснительного принципа для психического и стремление установить общие законы (как для души, так и для природы). Выход к сознанию как предмету философской психологии.
5 Выделение психологии из философии Предпосылка – идеи европейского рационализма (направление в теории познания, которое утверждало разум решающим и даже единственным источником истинного знания; эталон научного познания мира – математика и естествознание). Знания, получаемые в это период в психологии, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости. Человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений (появление принципа детерминизма). Из психологии ушли понятия «душа», «внутренний мир человека», «субъективность». Изучается реальность психического в существенных свойствах и обобщенной форме (психические свойства, психические явления, психика).
6 Развитие психологии как естественнонаучной дисциплины Из естествознания психология заимствовала экспериментальный метод, по сути сыгравший решающую роль в оформлении ее как самостоятельной науки: «Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило ее очень мощным специальным методом научного исследования, но иначе поставило вопрос о методике психологического исследования» (С.Л.Рубинштейн).
7 Психология как самостоятельная наука Начинает свою историю с момента открытия В.Вундтом в 1879 году экспериментальной психологической лаборатории при Лейпцигском университете. Выпуска первого психологического журнала. Первой программой психологии – физиологической психологии.
8 Психология как самостоятельная наука Вундт В. – основоположник экспериментальной психологии.
9 Предмет психологии на начальном этапе развития науки непосредственный опыт человека, представленный в его сознании (изучалось сознание, состояния сознания, связи и отношения между этими состояниями, законы, которым они подчиняются; основными элементами сознания физиологической и психической природы В.Вундт полагал ощущения, представления и чувства).
10 Предмет психологии как центральная категория направления или научной школы Научное направление – это методологически обоснованное учение о психологии человека, выросшее из научной школы и характеризующееся наличием предмета исследования. Научная школа – это коллектив ученых, объединенных интересом к определенной области знания и обеспечивающих преемственность исследований.
11 Специфика научного направления или научной школы в психологии определяется через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.
12 Направления психологии Бихевиоризм Основоположник Джон Уотсон ( гг.). «С точки зрения бихевиоризма, подлинным предметом психологии человека является поведение человека от рождения до самой смерти». Формула бихевиоризма – S-R (стимул- реакция).
13 Бихевиоризм Критика бихевиоризма: «Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам» (К. Роджерс).
14 Направления психологии Психоанализ Основоположник – Зигмунд Фрейд (1858 – 1939 гг.). Человеческая психология истолковывалась как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами. Как следствие – натурализация и биологизация человеческой психологии.
15 Направления психологии Гештальтпсихология Основоположники – Макс Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), Вольфганг Кёллер (1887 – 1967 гг.), Курт Левин (1890 – 1947 гг.). …утверждала, что человек есть часть целого, особого «психологического» поля, но такая часть, которая сама характеризуется целостностью. Впервые раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека.
16 Направления психологии Гуманистическая психология Основоположники – Карл Роджерс (1902 – 1987 гг.), Абрахам Маслоу ( 1908 – 1970 гг.). …представляет собой комплексную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, считает его способным управлять собственным развитием.
17 Гуманистическая психология Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельного случая не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Принципиальным для Г.П. является видение целостной природы психической жизни человека.
18 Направления психологии Советская психология Основоположники – Л.С.Выготский (1896 – 1934 гг.), А.Н.Леонтьев (1903 – 1979 гг.). …утверждала общественно- историческую и социальную сущность человека и деятельностный способ его существования, предметом психологии считала психику человека.
19 Советская психология Культурно- историческая концепция развития человека (ключевое понятие – высшая психическая функция). Развитие человека – это развитие высших психических функций. Теория деятельности (ключевое понятие – деятельность). Развитие человека – это процесс развития его деятельности.
20 Предмет общей психологии – частная проекция психического как целого Направления науки: - Бихевиоризм - Психоанализ - Гештальтпсихологи я - Гуманистическая пс. - Советская пс. Предмет изучения: - Поведение - Бессознательное - Целостные структуры психики - Личность, индивидуальность - Психика
21 Способы построения предмета науки Редукционизм – сведение богатого духовного опыта человека, многогранной духовной жизни, осмысленного внутреннего мира субъекта к его отдельным сторонам. Атомизм – стремление найти простейшие элементы, «кирпичики» психического, с помощью которых можно построить целостную психологическую конструкцию. Схоластичность – принципиальная оторванность от жизни.
22 Частная проекция психического приводит к абсолютизации отдельных категорий; выявлению особенностей психической жизни, не имеющих значения за пределами науки; невозможности построить целостную систему психологической науки.
23 Трудность решения проблемы поиска предмета науки Отдельные проекции целостной психологии человека в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления; Каждая научная школа и направление строила свое представление о человеке; Односторонность и неполнота представлений о психологии человека в отдельных научных школах ограничивали возможность решения жизненно важных проблем реальных людей.
24 Предмет психологии обусловлен историческим развитием психологической науки; находит выражение в разных абстрактных проявлениях психологии человека.
25 Современные представления о предмете психологии Психологический мир человека – это мир в человеке и человек в мире (психическое столь же внутренне, сколько внешне). Объективное и субъективное не противопоставляются друг другу, а взаимодополняют друг друга в процессе практического освоения человеком мира.
26 Предметом современной психологии выступает человек: Психология – это наука о человеке как явлении, продолженном в объективный мир и в этой про должности обретающего и открывающего свою сущность. Человек как предмет психологического исследования выступает определенным образом – в процессе формирования собственно человеческого в нем, которое порождается, производится каждым актом взаимодействия, включенного в деятельность, направленную на мир, на другого, на самого себя, выступающую как средство самоосуществления, самореализации, саморазвития.
27 Предметом современной психологии выступает человек: Человек, понимаемый как психологическая система, выступает не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей продленности в ту часть этого мира, которая им «освоена», т.е. имеет для него значение, смысл, ценность. Человек как психологическая система включает в себя субъективную компоненту (образ мира), деятельностную компоненту (образ жизни) и саму действительность – многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни.
28 Современные тенденции развития общей психологии Основная – антропологизация – ведущая тенденция современной психологии (и других наук о человеке); Производные – гуманизация, гуманитаризация – это проявления антропологизации.
29 Проявление тенденций Выдвижение на первый план проблем человека, а не его психики; Смена предмета психологической науки; Поиск «баланса» между индивидуальным и абстрактно-всеобщим; Проблема целостности человека; Социальный заказ, ориентированный на поиск механизмов «человеко образования»: избирательности, самостроительства, содержания жизнь изменяющих процессов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.