Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнга Федяхина
1 Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное. (К. Д.Ушинский)
2 МБОУ средняя общеобразовательная школа 120 Ленинский район Нижнего Новгорода Копасова Любовь Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
3 Исторический контекст становления инновационного педагогического опыта Овладение читательской компетенцией - основа общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем заниматься самообразованием. Неразрывная связь со всеми предметами - влияние на качество их усвоения, в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
4 Источник педагогического опыта Противоречия: необходимостью обучать смысловому чтению, начиная с начальной школы (ФГОС, Примерные программы), формировать умения чтения как универсальных учебных действий (Концепция универсальных учебных действий), с одной стороны, и отсутствием работ, раскрывающих сущность понятия «смысловое чтение», его особенности и специфику, с другой; Неподготовленностью обучающихся к работе с печатной продукцией разных классов и современными требованиями информационного общества. Требованиями формирования социокультурной адаптивной личности ребенка и разрозненным характером знаний учащихся. Необходимостью формирования читательской компетенции обучающихся и отсутствием в действующих программах системы письменных текстов, их классификаций, форм репрезентации, содержательных характеристик.
5 Ведущая проблема преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе Каким должно быть процесса обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной школе, чтобы эффективно развивались умения читательской компетенции учащихся?
6 Теоретическое обоснование инновационного педагогического опыта Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (американские педагоги К. Мередит, Ч. Темплу, Д.Стилл, русские педагоги-практики А.Бутенко, Е.Ходос) Разные подходы в определении понятия «читательская компетенция» (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, И.М. Осмоловская и др.) Национальная программа поддержки и развития чтения (Э.А. Орлова) Международные исследования PISA, PIRLS, посвященные изучению уровня развития Reading Literacy (компетентности чтения), видов текстов.
7 Основные цели обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной школе – Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций, обеспечивающее готовность и способность учащихся к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
8 Ведущая идея опыта Успешное формирование читательской компетенции при условии использования системы методов и приемов работы с текстами разных видов, обработки информации на уроках русского языка и литературы в сочетании с разработанными дидактическими материалами.
9 Деятельностный аспект педагогического опыта Поэтапное формирование читательской компетенции учащихся основной школы 5-6 классы 7 класс 8 класс 9 класс Характер и виды чтения Осмысленное чтение, понимание, пересказ учебного текста Владение ознакомительным, изучающим, просмотровым видами чтения Владение изучающим, просмотровым чтением Понимание коммуникативной темы, цели чтения. Умение организовывать процесс чтения
10 Организация в структуре и содержании печатных изданий Ориентация в содержании учебника по оглавлению. Ориентация в содержании параграфа по шрифтовым выделениям. Ориентация в содержании учебника по оглавлению, заголовкам параграфов. Ориентация в содержании параграфа по ключевым словам. Ориентация в содержании статьи (параграфа) по ключевым словам на основе просмотрового чтения. Анализ содержания текстовой информации Выделение главной и второстепенной информации Выделение известной и неизвестной, иллюстрирующей и аргументирующей информации Подбор из текста Подбор цитат из текста Перевод информации из одной знаковой системы в другую Самостоятельное формулирование вопросов по содержанию текста. Составление сложного, простого плана. Создание текста на основе плана. Нахождение в тексте ключевых слов, объяснение их значения. Проведение маркировки текста (делить на части). Составление тезисного плана. Создание текста на основе плана, знакового конспекта. Нахождение в тексте ключевых слов, объяснение их значения. Проведение маркировки текста (делить на части). Создание текста на основе информации таблиц, схем. Создание текста на основе информации таблиц и схем. Оценивание степени понимания содержания текста. Составление конспекта текста. Создание текста на основе информации схем и таблиц.
11 Антиципация – предвидение событий Антиципация – прогнозирование содержания текста по средствам зрительной наглядности (рисункам, шрифтовым выделениям) Антиципация – прогнозирование содержания текста по его началу. Антиципация – прогнозирование содержания текста по анализу названия, содержания эпиграфа, средствам зрительной наглядности (схемам, таблицам). Антиципация – прогнозирование возможного развития основной мысли текста до его чтения. Рецензирование текста Анализ текста с точки зрения полноты и точности информации Анализ текста с точки зрения полноты и точности информации. Рецензирование чужого текста с точки зрения соответствия определенным требованиям. Рецензирование чужого и собственного текста с точки зрения соответствия определенным требованиям.
12 Приемы работы с текстом на уроках литературы Анализ образа конкретного героя. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. Составление вопросов к тексту аналитического характера. Рассказ от имени героя. Работа с иллюстрациями к произведению. Театрализация. Составление плана произведения. Творческие задания.
13 Этапы работы над текстом предтекстовый текстовый послетекстовый
14 Приемы технологии развития критического мышления Приемы активного чтения: Прием «Чтение с пометами», Прием «Толстые и тонкие вопросы», Прием «Чтение с остановками». Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием «Ассоциация» Прием «Ключевые слова», Прием «Да – нетка» Приемы графической организации учебного материала: Прием «Составление кластера», Прием «Перепутанные логические цепочки». Приемы, требующие творчества учащихся: Прием «Синквэйн», Прием «Цветопись», Прием « Пятиминутное эссе». Методы и приемы, используемые при групповой работе: Прием «Учебный мозговой штурм», Прием «Письмо по кругу». Маркировочные таблицы: Прием «Знаю – хочу узнать – узнал», Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».
15 Новизна опыта Создание системы работы по формированию читательской компетенции школьников, способствующей повышению успеваемости детей, формированию умения работать с разными видами текстов на разных школьных предметах в соответствии с новыми стандартами с использованием системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий.
16 Результативность опыта Диагностика успеваемости учащихся
17 Диагностические данные по изучению сформированности читательской компетенции у обучающихся 6 б класса (комплексная диагностическая работа).
18 Трудоемкость опыта Отсутствие конкретных методик и четких критериев оценки уровня сформированности читательской компетенции школьников. Большие затраты времени учителя при диагностике и отслеживании динамики формирования читательской компетенции учащихся. Неготовности значительной части педагогического коллектива к обучению учащихся работе с текстами, отсутствия единых подходов к проблеме формирования навыков работы с текстами учителей разных предметов.
19 Диссеминация опыта Описание опыта «Формирование читательской компетенции современного школьника» на сайте (2014 год) Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы, 2013 год.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.