Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТимофей Янин
1 Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками Л.А.Роменская, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ОАОУ НИРО ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
2 ОБЩЕНИЕ Общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как один из продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения какого- либо результата. Общение – один из важных факторов развития ребенка.
3 Формы общения ребенка со взрослыми на возрастных этапах: Младенчество - период развития до 1 года. Малыш интересуется, находящимся рядом с ним взрослым, через него познает окружающие его предметы, манипулирует ими (играет, гремит, грызет). Если в первые месяцы жизни у ребенка основная потребность в ласковом, доброжелательном к нему отношении, то ближе к году возникает потребность от ласк к совместным действиям с предметами (игрушками). Взрослый показывает, как играть с ними. Форма общения этого периода – ситуативно-личностная
4 Ранний возраст с 1 г. до 3 л. Взрослый - посредником между ребенком и миром предметов. Организует и поддерживает совместную игру, выступает партнером предметной деятельности, игры. Общается с ребенком, в свою очередь малыш нуждается в помощи взрослого, в его поддержке и оценке. Взрослый помогает познавать не только мир предметов, но и человеческие отношения. Средствами общения ребенка со взрослым еще выступают действия (покатать, постучать, почитать, показать). У детей развивается предметная деятельность, они переходят от действий к процессуальным играм, развивается речь. быстро развивается, проявляет во всем активность, любознательность, интерес ко всему эмоционально воспринимает окружающий его мир. возникает потребность познания этого мира через предметную деятельность с игрушками (катает машинку, собирает пирамидку, пересыпает песок в ведерко, играет в мяч). На 2 г. - ребенок переходит к орудийным действиям (лопатка, миска, сачок). Важно внимание взрослого, которое придает уверенности в собственных силах, ощущения важности совершаемых малышом дел. На 3-ем г. - активно исследует предметы, их свойства (бумага рвется, мнется, намокает, шуршит, скользит), она бывает разноцветной, разной формы и размера. Из кубиков и кирпичиков можно построить большой (для мишки) и маленький (для мышки) домики, узкие и широкие дорожки, стульчики и пр. Дети овладевают элементами сюжетной игры. Проявляют интерес к книгам. Втыкая коробочку одну в другую, учатся соотносить формы и размеры. Проявляют большой интерес к действиям взрослого и отображают увиденное в своих играх. Форма общения – ситуативно-деловая
5 Период с 3 до 5 лет стремятся к сотрудничеству, совместным играм, с удовольствием обсуждают какие-то события. С интенсивным развитием речи в этом возрасте у них возникают бесконечные вопросы (возраст почемучек) об интересующих их предметах и явлениях. Ребенок – чувствителен к оценке взрослого, очень обидчив. в 4 года потребность общения со сверстниками становится для детей первостепенным, что связано с развитием сюжетно-ролевой игры, приобретающей коллективный характер, и другими детскими видами деятельности. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. взрослому необходимо удовлетворять интересы детей, помогать расширять представление об окружающем мире, доступное их пониманию. Начинают интересоваться тем, что далеко от них, недоступно их взору (другие планеты, космос, ракеты, страна Африка и пр.) Форма общения - внеситуативно- познавательная
6 Возраст 5-7 лет познают больше социальный мир, мир человеческих отношений, а не предметный мир, мир людей, а не вещей. Ведущий вид детской деятельности – игра. Она в большей степени самостоятельна и ребенок может обходиться без взрослого. Познание окружающего мира формируется на основе личностных мотивов (хочу узнать, где располагается Африка, и кто там живет, почему кожа у людей другого цвета, какие животные обитают). Основным средством общения становится речь. Она развернута, насыщена прилагательными, простыми и сложными оборотами, появляется много новых незнакомых слов, она выразительна. Дети познают особенности своей личности. У них возникает потребность в признании и общественно значимой деятельности (надо убрать нашу территорию – будет чисто; я буду помогать О.В., ей же тяжело делать всё одной и полы мыть, и посуду, да еще игрушки за нами убирать). К концу дошкольного возраста ребенок участвует в совместной деятельности с разными партнерами. Форма общения – внеситуативно- личностная
7 Взрослые Взрослый-партнер в этот период взросления ребенка удовлетворяет его потребность в познании социального мира, в познании самого себя, других взрослых и ровесников, которые встречаются в его жизни, налаживании отношений с этими другими людьми (вступить в контакт, договориться, уступить, поддержать беседу и пр.). В этот период возникает привязанность друг к другу и дружба (мой друг - Сережка, мы с ним вместе играем, а иногда деремся по-нарошку, не больно; я играю со своей подругой Галей в домики: я мама, а она -доченька, мы идем гулять в парк на качели). Взрослые являются для старших дошкольников источниками информации о мире, о людях и их жизни, явлениях природы и др.. Дети внимательно присматриваются к ним, подражают (буду как дядя Саша – шофёром; хочу стать летчиком – я смотрел фильм; моя мама красиво рисует и я тоже буду как мама). Главное средство общения – речь.
8 Конфликты Общение ребенка со взрослыми и сверстниками имеет разный характер. Со взрослым ребенок бывает сдержан в высказываниях, действиях, поступках, со сверстниками наблюдается эмоциональная насыщенность при общении (разные возгласы, междометия, которые не услышим при общении со взрослым); нестандартность и не регламентированность коммуникативных проявлений; доминирование спонтанных действий и инициатив над ответными; нечувствительность к проблемам других детей, нежелание сопереживать им. Контакты с ровесниками, конечно, развивают детей, но они являются источником конфликтов, споров. В любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. В младшем возрасте для ребенка важно обладать игрушкой, она более привлекательна, чем сверстник и является причиной ссоры. В дальнейшем ребенку интереснее играть вместе со сверстником. Возникают детские сообщества. В старшем возрасте они начинают понимать, что у других людей могут быть свои интересы, желания и постепенно к дошкольникам приходит понимание и осознание другого человека, хотя они по- прежнему ссорятся, а нередко и дерутся, выясняя, кто главнее, отстаивая свою позицию и действия.
9 Как решать конфликты Взрослым необходимо показывать и подсказывать разные способы решения конфликтов в детском коллективе, оказывать содействие в их разрешении (примеры нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций; инсценировки положительных и отрицательных действий и поступков разных героев; обсуждение). Обсуждая поступок персонажа (сказки, рассказа), ребенок оказывается в проблемной ситуации, которую ему необходимо помочь разрешить персонажу, сделать самостоятельный выбор, тем самым он присваивает правила поведения в разных жизненных ситуациях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.