Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Неёлов
1 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 ГОЛИКОВА С.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, К.П.Н.
2 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 В каждом из пяти содержательных блоков-модулей сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов 2
3 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 Задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7) 3
4 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 За счёт изменения структуры каждого из пяти содержательных блоков-модулей в каждом варианте КИМ блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7) 4
5 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 под номером 21 введено задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина 5
6 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 О бщее количество заданий работы сократилось на 1 задание (36 вместо 37). Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60). 6
7 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1, 2, 5–7, 10, 13, 14, 17, 18, 23: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. 7
8 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 Усовершенствованы критерии оценивания заданий: 32 (бывшее С5), 35 (бывшее С8), 36 (бывшее С9). 8
9 ИЗМЕНЕНИЯ В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут 9
10 ЧАСТЬ 2 – ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ЧАСТЬ 2 – ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ Общие правила: 1) Внимательно прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования – что сделать и как записать ответ. 2) Обратить внимание на то, что нужно назвать – указать, сформулировать и т.п. признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.) 3) Зафиксировать, какое количество данных элементов нужно привести. 10
11 ЗАДАНИЯ НА УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Модель условия Конструкция требования Проблемная ситуация Ответ на несколько взаимосвязанных вопросов Социальный факт (явление Подтвердить или опровергнуть несколькими аргументами суждение Статистические данные Интерпретировать данные условия: -сформулировать доказательства и ответить на вопрос -определить социальный объект и привести несколько доказательств - определить социальный объект и привести несколько групп признаков -сделать несколько выводов Проблемное (спорное) высказывание Схема 11
12 Задания Задания объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания 28 и 29 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Ученик должен прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос и грамотно и четко записать в бланк ответов ЕГЭ. Задание 30 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание 31 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Отвечая на задания 30 и 31 следует помнить: не всегда нужно искать ответ в тексте. Необходимо сформулировать ответ самостоятельно на основе той обществоведческой информации, которой он владеет, и записать его в бланк ответов ЕГЭ 12
13 1)приведение положений, не предусмотренных критерием ответа ( например, определения науки, не содержащиеся в тексте ); 2)переписывание больших фрагментов текста, хотя и содержащих требуемый элемент ответа, но без вычленения его из окружающего контекста; 3)пересказ требуемых фрагментов текста своими словами. Строго говоря, ошибкой это является не всегда, но зачастую при таком пересказе адекватность и точное соответствие смысла формулировок учащегося содержанию текста утрачивается; 4)отсутствие ответа на поставленный вопрос или необходимого количества обоснований; 5)ответ на вопрос и обоснования не разграничиваются и смешиваются, тем самым требуемая структура ответа не соблюдается. 13
14 1)уклонение от темы, подмена вопроса; 2) отсутствие прямого ответа на поставленный вопрос, хотя наличествуют аргументы и суждения, требуемые в задании; 3)предъявление в качестве ответа дословных фрагментов текста или пересказ их собственными словами вне связи с поставленным вопросом или с требуемыми аргументами; 4)предъявление в качестве аргументов рассуждений общего характера; 5) отсутствие конкретных примеров, когда это требуется в задании; 6)подмена обществоведческих знаний обыденными представлениями, неоправданное уклонение в публицистичность, избыточная демонстрация эмоций. 14
15 Задание – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Определение понятия и составление с ним двух информационных предложений, отражающих определенные теоретические обществоведческие данные. Например: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, со ставьте два предложения: одно предложение, содержащее ин формацию о структуре религии, и одно предложение, раскры вающее любую функцию религии в обществе. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содер жащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права. 15
16 Задание 32 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два пред ложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре религии, и одно предложение, раскрывающее любую функцию рели гии в обществе. одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет ре гулирования одной из отраслей российского права. одно предложение, содержащее информацию о методах эмпириче ского познания, и одно предложение, раскрывающее сущность раци онального познания. одно предложение, содержащее информацию о структуре общего об разования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института. одно предложение, содержащее информацию о структурных компо нентах избирательной системы, и одно предложение о типах избира тельных систем. одно предложение, содержащее информацию о функциях налогов, и одно предложение, раскрывающее особенности косвенных налогов. 16
17 1. Называние несущественных признаков понятия. 2. Указание не характеристик конкретного социального объекта, а более общих родовых признаков класса, куда входит этот объект. 3. Называние одних и тех же признаков в различных формулировках. 4. Называние признака понятия и его конкретизация, уточнение, которое не может считаться самостоятельным признаком. 5. Описание отдельных проявлений того или иного социального явления, не могущих считаться его признаком (например: «признак массовой культуры её часто показывают по телевизору», «в административной системе много чиновников и бюрократов»). 17
18 Задание 33 С6 – задание, требующее конкретизации приведенных положений, оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Разновидности задания: 1. Предполагает приведение примеров социального объекта, процесса или взаимосвязи. Например: Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами административного права. 2. Назвать некоторое количество характеристик социального объекта и проиллюстрировать их фактами из общественной жизни. Например: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. 18
19 Задание 33 19
20 не вычленяются отдельные элементы правильного ответа, требуемые в задании, в частности, положения и примеры смешиваются. Экспертам приходится производить в дальнейшем вычленение отдельных элементов на своё усмотрение; конкретные примеры подменяются общими положениями, в результате зачастую содержательно верный ответ не отвечает на требования задания и оценивается в «0» баллов; не выражена связь между примером и теоретическим положением, пример существует обособленно и отражает социальную ситуацию, процесс, явление, которые необходимо проиллюстрировать; при выполнении задании С6 первого варианта детально расписанные примеры не раскрывают требуемую черту, роль, и т.п. того или иного социального явления, процесса или взаимосвязь между ними. Скажем, примеры содержат детализированные описания экологических бедствий, но нет обоснования их глобального характера, т.е. не показывается проявление типичных черт, глобальных проблем человечества, как того требует задание. 20
21 Задание 34 С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Например: 1)13-летний гражданин России решил устроиться по трудовому договору в фирму курьером. Однако ни одна из фирм, в которые он обращался, не приняла его. Правомерны ли действия фирм? Нормы какого юридического документа позволяют квалифицированно ответить на этот вопрос? Приведите обоснование своего мнения. 2) По данным ООН, в мире около 113 млн. детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн. человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн. человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн. человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу. 21
22 Задание 34 22
23 экзаменуемые не отвечают на поставленный вопрос, а пускаются в отвлечённые рассуждения; приводимые аргументы очень низкого качества, основаны не на знании теоретических положений курса, а на обыденных, а зачастую обывательских представлениях, рассуждения подменяются гипертрофированным выражением эмоций; экзаменуемые не дают чёткого ответа в тех заданиях, где содержится вопрос, а сразу переходят к аргументации; учащиеся не определяют социальный объект, признаки которого им надо распознать по условию задачи; выводы из приведённых в условии данных, сделанные учащимися, носят чрезмерно общий характер, не вытекают из конкретных реалий, описанных в условии или представленных в нетекстовом виде (таблицы, диаграммы). 23
24 С8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Составление сложного плана как вид деятельности не всегда используется в практике преподавания обществоведческого курса, хотя оно выступает действенным средством систематизации знаний, обобщения изученного. Выполнение данного задания связано не только со знанием содержательной стороны вопроса, но и с умением определить логику раскрытия содержания, сформулировать пункты плана, установить аспекты содержания, обозначенные в тех пунктах, которые требуют детализации и должны быть раскрыты в подпунктах. 24
25 Задание С 8 Примерная структура плана: 1. Понятие о … 2. Характерные признаки, отличительные черты, основные принципы. 3. Основные функции (детализировать в подпунктах). 4. Основные виды, типы, формы (детализировать в подпунктах). 5.Тенденции, специфика развития в современном обществе. 6.Тенденции, специфика развития в современной России. 25
26 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Это наиболее трудоёмкое, объёмное задание, но оно даёт выпускнику возможность получить наибольшее количество первичных баллов сравнительно с другими (с 2010 г. 5 баллов, ранее 4 балла). В тоже время оно и наиболее сложно в проверке. Задание предлагается выполнить на альтернативном, содержательном материале: к выбору учащихся предлагается пять тем сочинений-эссе, соотносящихся с одной из пяти базовых наук обществоведческого курса. 26
27 Задание требует от выпускников: 1) умения формулировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам, 2) понимать смысл высказывания, предъявленного в афористичной форме, видеть за ним конкретную обществоведческую проблему, 3) логично выстраивать собственный текст, 4) различать причины и следствия, тезисы и аргументы, делать обоснованный вывод. 27
28 28
29 Как вы понимаете данное высказывание? Что, по вашему мнению, хотел сказать автор? Для начала полезно попытаться пересказать мысль автора своими слова. Именно с определения смысла высказывания – осуществляется выбор темы для написания эссе! Задача 1. РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Критерии оценивания ответа на задание 36Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1 балл Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 баллов 29
30 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Высказывание Смысл высказывания 1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пьерон) 2.. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский) 3. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо) 4.. «Прогресс есть замена одних неприятностей другими». (X. Эллис) Индивид и личность, индивидуальность Биосоциальная сущность человека Роль игровой деятельности Противоречивость прогресса 30
31 5. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением» (Р.Дарендорф). 7. Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти» И. Кант 8.. «Самое прекрасное в природе - отсутствие человека» (Б. Карман) Неравенство людей Правовой нигилизм, соблюдение законов, Правовая культура Соблюдение прав человека, Правовое государство Деятельность человека, в том числе и разрушительная 31
32 Основная мысль автора Не стоит повторять дословно слова автора, главное - раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что... «Автор обращает наше внимание на то, что... » «Автор убежден в том, что... » В своем высказывании автор имел ввиду, что.. Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Смысл данного высказывания состоит в том, что Автор обращает наше внимание на то, что… Мысль автора состоит в том, что Например по теме : «Прогресс есть замена одних неприятностей другими». (X. Эллис) Мы гордимся тем, что живем в век научно-технического прогресса. Неужели Эллис отрицательно относился к прогрессу? Наверное, в своем высказывании автор имел ввиду его противоречивость. Мысль автора заключается в том, что наряду с положительными сторонами прогресс имеет и отрицательные моменты.. 32
33 Цитата«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования» Лао-Цзы Проблема (тема), поднятая автором Актуальность данной темы Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти Данная тема актуальна в современное время, так как от взаимоотношений государства и граждан зависит политический режим, установленный в государстве, а значит и уровень доверия народа к власти Смысл высказывания Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависит прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество Начало работы над ЧЕРНОВИКОМ ПРИМЕР
34 34
35 35
36 36
37 37
38 38
39 39
40 40
41 41
42 42
43 43
44 44
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.