Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Чепурнова
1 Судебная власть в системе разделения властей в России Представление дисциплины
2 2 Общие сведения по дисциплине Название Судебная власть в системе разделения властей в России Читается для специальностей Данная дисциплина может читаться для всех студентов юридического факультета вне зависимости от специализации и формы обучения. Сфера профессионального использования Данный специальный курс может преподаваться для всех студентов обучающихся на юридического факультета БелГУ, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и предназначен для более качественной подготовки студентов. Для студентов, обучающихся по заочной форме может применяться с применением дистанционных образовательных технологий.
3 3 Краткое описание дисциплины Понятие "судебная власть" возродилось в российской правовой науке и законодательстве недавно - в начале 90-х годов (гл. 7 Конституции РФ 1993 г.). При советском режиме даже после смерти И- В. Сталина (1953 г.) судебной власти как таковой в сущности не было: ведь совокупность судов, как уже отмечалось, - еще не судебная власть. Эта власть возникает и утверждается лишь тогда, когда гражданское общество находит в себе силы противостоять тирании, бюрократии и создать институты, защищающие права человека. Становление судебной власти - результат самоограничения государства, допускающего контроль над собой со стороны независимого и могущественного органа - суда, к деятельности которого, как правило, привлекается народ. Судебная власть возможна и эффективна лишь в контексте теории разделения властей, исключающей излишнюю концентрацию власти и гарантирующей гражданам подлинную свободу. В социалистический период российской истории (до 90-х годов) суды находились под жестким контролем партии и Советов. Должность судьи, даже самого низшего звена, была номенклатурной и замещалась по указанию соответствующего партийного органа. До 90% судей были членами КПСС и проводили в жизнь политику партии. Господствовало "телефонное право" - согласование судебного приговора или решения с парткомом и вышестоящим судьей. Народные районные (городские) судьи избирались на безальтерна тивной основе из заранее подобранных и согласованных с парткомом кандидатов. Избиратели их не знали и не контролировали. Судьи вышестоящих судов избирались соответствующими Советами, отчитывались перед ними и могли быть ими отозваны. Ситуация изменилась в начале 90-х годов в результате принятия новой Конституции РФ 1993 г. и реализации многих положений Концепции судебной реформы, предложенной Президентом РФ и одобренной Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Затем были приняты законы РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (1992 г.). "О судебной системе Российской Федерации" (1996 г.), "О мировых судьях в Российской Федерации" (1999 г.), "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (1997 г.). "О судебных приставах" (1997 г.), "О военных судах" (2000 г.) и др. Таким образом, была создана законодательная база для становления и развития судебной власти в России.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цели изучения дисциплины «Судебная власть в системе разделения властей в России»: - раскрытие роли и значения органов судебной власти в обеспечении защиты прав и свобод личности, собственности, а также законных интересов юридических лиц в сфере правоотношений, возникающих в связи с осуществлением гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства; - получение студентами прочных и глубоких знаний принципов организации судебной власти в Российской Федерации, функционирования судебных органов в системе органов государственной власти Российской Федерации; - формирование у студентов активной гражданской позиции, способности к творческому труду, научному поиску и к профессиональной деятельности. Основной задачей изучения дисциплины «Судебная власть в системе разделения властей в России» является реализация требований, установленных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по следующим вопросам: формирование у обучаемых умений и навыков практических действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями; закрепление теоретических знаний при отработке профессиональных ситуаций, практических задач и действий в ходе занятий, овладение умением реализации прикладных задач;раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отраслей права, отдельных норм и т.п.)
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Главное требование принципа разделения властей сформулировано еще Д. Локком и Ш. Монтескье; чтобы утвердить политическую свободу, обеспечить законность и устранить злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система "сдержек и противовесов", установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето поспешных решений законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве право сдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконститу ционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые могут быть урегулированы только законом. Сюда относят сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои право ограничивающие средства, отраженные в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности.и состязательности процесса, отводе судей и т. п. Кроме всего прочего фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".
6 6 Начальные знания - конституционное развитие России, - основы конституционного строя РФ, - основы правового положения граждан, - конституционный статус человека и гражданина РФ, - конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализацию и защиту, - формы правления, - государственное устройство РФ,
7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: понятие судебной власти цели и задачи судебной деятельности; историю развития судебной власти в РФ; правовые основы деятельности судебной власти в РФ; принципы организации и деятельности судебной власти в РФ; особенности взаимодействия органов судебной власти с органами законодательной власти в РФ; особенности взаимодействия органов судебной власти с органами исполнительной власти в РФ; особенности взаимодействия органов судебной власти с органами прокуратуры и предварительного расследования;В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: - самостоятельно принимать правомерные решения в конкретных ситуациях; - работать с нормативно-методической литературой, кодексами и комментариями к ним, иными подзаконными нормативными актами, регулирующими конституционно правовые отношения;
8 8 Содержание лекционного курса Тема 1. Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти. Тема 2. Судебная власть в структуре государственного аппарата. Тема 3. Судебная власть в политической системе общества. Тема 4. Место и роль судебной власти в механизме социально- юридического обеспечения прав человека. Тема 5. Президент Российской Федерации и судебная власть: механизм взаимодействия. Тема 6. Основы взаимодействия судебной власти и законодательной власти. Тема 7. Взаимодействие судебной власти и исполнительной власти. Тема 8. Взаимодействие судебной власти с органами прокуратуры и предварительного расследования. Тема 9. Судебная власть в правовом государстве.
9 9 Тема 1. «Судебная власть – самостоятельная ветвь власти». Цели и задачи изучения темы: Рассмотрение понятия судебной власти РФ. определение принципов организации судебной власти. Формирование более глубоких знаний о теории разделения властей. При изучении темы необходимо: При рассмотрении содержания понятия судебной власти в РФ следует показать его взаимосвязь с понятиями государственной власти и органами государственного управления. Формулируя понятие судебной власти, необходимо подробно проанализировать содержание и специфику предмета правового регулирования данной дисциплины, охарактеризовать качественно однородные группы общественных отношений, составляющих ее структуру. Уяснение предмета правового регулирования имеет важное познавательное и методологическое значение, поскольку он обусловливает особенности изучаемой дисциплины. Следует обратить особое внимание на отождествления понятий судебной власти и правосудия. Эти понятия хотя и взаимосвязаны между собой, однако применяются к различным государ ственно-правовым явлениям.
10 10 Тема 2. «Судебная власть в структуре государственного аппарата». Цели и задачи изучения главы темы: Дать определение государственного аппарата. Рассмотреть принципы организации и деятельности государственного аппарата. Определить специфику функционирования органов судебной власти. При изучении темы необходимо: Освещая данную тему, необходимо прежде всего дать определение государственного аппарата, указать на специфику его структуры. Важно охарактеризовать особенности взаимодействия судебной власти с иными ветвями власти.
11 11 Тема 3. «Судебная власть в политической системе общества». Цели и задачи изучения главы темы: Дать определение политической системы общества. Определить и проанализировать элементы политической системы. Рассмотреть формы и принципы взаимодействия органов судебной власти с элементами политической системы. При изучении главы темы необходимо: При изучении данной темы необходимо показать соотношение права и политики. Анализируя содержание понятия политической системы общества должны руководствоваться общетеоретическим понятием политической системы общества и на этой основе уметь различать политическую систему от правовой.
12 12 Тема 4. «Место и роль судебной власти в механизме социально-юридического обеспечения прав человека». Цели и задачи изучения главы темы: Определить роль и значение судебной власти в обеспечении прав и свобод человека. Дать понятие и классификацию прав человека и гражданина. Рассмотреть нормативно-правовую базу, закрепляющую права и свободы человека. Определить функции государственного аппарата по защите прав человека. При изучении темы необходимо: По вопросу роли судебной власти в обеспечения прав человека важно уяснить механизм их обеспечения с учетом международных стандартов.. Особое внимание сле дует уделить анализу судебной практики как мировой, так и российской.
13 13 Тема 5 «Президент Российской Федерации и судебная власть: механизм взаимодействия». Цели и задачи изучения темы: Дать понятие конституционно-правовых отношений между Президентом РФ и судебной властью. Определить особенности и виды конституционно-правовых отношений между Президентом РФ и судебной властью. Определить функции Президента РФ. Определить механизм взаимодействия Президента РФ и органами судебной власти. При изучении темы необходимо: Характеризуя конституционно-правовые отношения, следует проанализировать содержание данного понятия, раскрыть специфику изучаемых правоотношений. Обучаемые должны уметь квалифицировать конституционно-правовые отношения по научно обоснованным критериям на различные виды с указанием конкретных примеров. Рассматривая вопрос о механизме взаимодействия Президента РФ с органами судебной власти, необходимо проанализировать конституционные нормы. Следует дать краткую государственно-правовую характеристику статусу Президента РФ и судебной власти.
14 14 Контрольные мероприятия Текущий контроль научный доклад Итоговый контроль итоговый тест зачет
15 15 Глоссарий Акт судебной власти - приговор, решение, определение и др. Административное ведомство - система органов исполнительной власти специальной компетенции и руководимых ими организаций, подчиненных одному центру. Государственная власть - в демократических странах - власть, осуществляемая компетентными органами на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются: - по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и судебные; - по способу формирования - на представительные и формируемые. Государственный аппарат - совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства. Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Право на правосудие - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Обычно право на правосудие включает: - право на скорый, публичный и беспраистрастный суд; - право на защиту; - право на презумпцию невиновности; - право не свидетельствовать против себя самого и своих близких; - запрет использовать в суде доказательства, полученные незаконным путем; - право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в установленном законом порядке. Законодательство - деятельность высших органов государственной власти по изданию законов; один из основных методов осуществления государством своих функций. Законодательство - совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области. Законодательный процесс - установленный (конституцией) порядок принятия законов. Законодательный процесс распадается на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве; совокупность полномочий по управлению государственными делами: -полномочия подзаконного регулирования; -полномочия внешнеполитического представительства; -полномочия по осуществлению административного управления и др.; - система государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Коллизия законов - противоречие друг другу двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же нормотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Если имеется расхождение между общим и специальным актом, то преимущество отдается специальному акту. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом. Правонарушение - действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. За правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность. Правонарушения подразделяются на преступления, административные, дисциплинарные и гражданские и др. Правосудие - вид государственной деятельности, осуществляемой специальными государственными органами (судами) посредством рассмотрения гражданских, уголовных и других дел в установленном законом порядке. Компетенция - совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица, органа общественной организации. Конституционный надзор - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции страны. Орган, осуществляющий конституционный надзор, может признать противоречащими конституции либо весь закон, либо его часть, эти нормы теряют юридическую силу и перестают применяться судами и другими государственными органами.
16 16 Список литературы Основная Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д., Феникс Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учебное пособие. М., Юристъ Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник. – М., Зерцало Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова.-М.: БЕК,1999. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юрист, Правоохранительные органы РФ: Учебник. / Под ред. В. П. Божьева. – М., Спарк Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие / Под ред. В. К. Боброва. – М., Щит-М Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов / Составители: Сафронов А. Д., Сухинин А. В. – М., Щит-М, Судебная и правоохранительная системы: Сборник нормативных актов. – М., 2001.
17 17 Список литературы Дополнительная Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы, организации и деятельности. – М.,1998. Савицкий В. М. Организация судебной власти в Российской Федерации. – М., БЕК Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть // Рос. юстиция Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие.// Рос. юстиция N 4. Алексеев Н.С., Ларин А.М., Строгович М.С. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. - М., Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. - М., Баев О. М., Баев О. Я. УПК РФ 2001 г.: достижения, лакуны, коллизии; возможные пути заполнения и разрешения последних: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный университет, Альшевский Т.В. и др. Значение ведомственных актов МВД СССР для уголовно-процессуальной деятельности. - М., Анишина В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции.// Рос. юстиция Божьев В.П. «Тихая революция» Конституционного суда в уголовном процессе РФ. // Рос. юстиция Волженкина В. М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. - СПб., Деннис Ллойд Идея права. – М.: «Югона», Кони А. Ф. Уголовный процесс: нравственные начала. – М.: Современный гуманитарный институт, Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство). Учебное пособие. - М., Летучих В.И. Конституционный принцип обжалования в досудебных стадиях советского уголовного процесса. - Омск, Козырев Г.Н. Судебная проверка законности и обоснованности ареста. Н.Новгород Прокофьева С. М. Принцип гуманизма в уголовном судопроизводстве. – СПб., Смирнов А. В. Состязательный процесс. – СПб., Стецовский Ю.И., Ларин А.М. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. - М., Стецовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность. – М., Строгович М.С. Право обвиняемому на защиту и презумпция невиновности. - М,1984. Тыричев И.В Принципы советского уголовного процесса, - М., Химичева Г. П. Принципы уголовного процесса. – М., Шестакова С. Д. Состязательность уголовного процесса. – СПб., 2001.
18 18 Самостоятельная работа Примерная тематика научных докладов по дисциплине 1. Теория разделения властей: проблемы государственного регулирования. 2. Судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти. 3. Принципы и формы взаимодействия государственных ветвей власти в Российской Федерации. 4. Судебная власть в структуре государственного аппарата России. 5. Принципы формирования судебной власти в России. 6. Механизм взаимодействия Президента Российской Федерации и судебной власти. 7. Органы судебной власти: порядок формирования и компетенция. 8. Судьи – носители судебной власти. 9. Профессиональная подготовка судьи: проблемы и перспективы. 10. Взаимодействие судебной и законодательной властей: проблемы и пути их решения. 11. Взаимодействие судебной власти с органами исполнительной власти. 12. Взаимодействие судебной власти с органами прокуратуры. 13. Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования. 14. Международное сотрудничество органов судебной власти Российской Федерации с органами судебной власти зарубежных государств и международными организациями. 15. Правовые основы деятельности судебной власти в России. 16. Этапы становления судебной власти в России в различные исторические периоды. 17. Социально-правовой статус судей в Российской Федерации. 18. Судебная система в Российской Федерации: вопросы дальнейшего развития. 19. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти. 20. Верховный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти. 21. Суды субъектов Российской Федерации в системе органов судебной власти. 22. Районные (городские) суды в системе органов судебной власти. 23. Мировые судьи в системе органов судебной власти. 24. Арбитражные суды в системе органов судебной власти. 25. Военные суды в системе органов судебной власти. 26. Порядок назначения на должность судей в Российской Федерации. 27. Органы судейского сообщества: система и компетенция. 28. Применение судами Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении правосудия. 29. Вопросы формирования ювенальной юстиции в Российской Федерации. 30. Правовое государство и судебная власть.
19 19 Сведения об авторе ФИО:Старцева Лариса Ивановна Место работы:Белгородский Государственный Университет Ученая степень:Кандидат юридических наук Ученое звание: Должность: Доцент Кафедра:Международного права и государствоведения Контактная информация: Адрес: г.Белгород ул.Победы 85, юридический ф-т, ауд.3.22 Рабочий телефон Фамилия, имя, отчество - Мамин Андрей Сергеевич Место работы - Белгородский Государственный Университет Ученая степень - Кандидат юридических наук Ученое звание - Должность - ассистент Кафедра - Международного права и государствоведения Контактная информация: Адрес г.Белгород ул.Победы 85, юридический ф-т, ауд Рабочий телефон
20 20
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.