Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеоргий Листратов
1 Руководитель ОМКК, доцент А.В.Запорощенко Проректор по учебной работе, д.м.н. С.В.Поройский ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ВолгГМУ
2 Вопрос практической подготовки студентов - постоянный контроль руководства ВолгГМУ, деканов факультетов и заведующих кафедрами Заседание ЦМС: 2, декабрь 2012 г.: «Оценка качества подготовки специалистов на педиатрическом факультете» - декан пед.факультета, профессор Н.В.Малюжинская 4 март 2013 г.: «Самостоятельная работа студентов в рамках формирования практических навыков» - декан стомат.факультета, д.м.н. С.В.Поройский 3 от г.: «Формирование практических навыков и умений у студентов во время прохождения практики (учебной и производственной)» - руководитель отдела пр.практики, доцент П.Р.Ягупов, руководитель ОМКК, доцент А.В.Запорощенко Заседание Ученого совета: от г.:«Становление инновационной системы освоения практических навыков в ВолгГМУ» - 1-й проректор, профессор В.Б.Мандриков Ректорат: от 24 марта 2014 г.: «Проблемы и перспективы совершенствования системы освоения мануальных навыков на лечебном и педиатрическом факультетах – 1-й проректор, профессор В.Б.Мандриков; руководитель ОМКК А.В.Запорощенко
3 Освоение практических навыков – место в образовательном процессе (ОПОП, компетенции) /ФГОС ВПО, г., 1118 по специальности «Лечебное дело»/ Семинары (философия, биоэтика, правоведение, экономика и др.) Лабораторные практикумы (физика, математика, химия, биохимия и др.) Практические занятия (биология, анатомия, н.физиология, микробиология, фармакология, оперативная хирургия и топографическая анатомия и др.) Клинические практические занятия (клинические дисциплины – общая хирургия, госпитальная терапия, клиническая фармакология и др.)
4 Обучение студентов практическим навыкам возможно во время проведения практических занятий по конкретным учебным дисциплинам учебных практик производственных практик в Центрах практической подготовки вуза
5 1. Обучение студентов во время реализации учебных дисциплин Проблемы: уровень освоения практических навыков студентами оставляет желать лучшего Пути решения проблемы: Активнее привлекать возможности кафедр и лечебных учреждений, на территории которых эти кафедры находятся Продолжать использовать практику учета освоения студентами практических навыков и умений («Книга учета практической подготовки», «Свидетельство практической подготовки» и т.д.). Активнее использовать опыт проведения занятий по освоению студентами практических навыков (на примере подготовки зарубежных студентов на клинических кафедрах)
6 2. Практика (разделы ОПОП – обязательные, представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся) Учебные практики: -по всем кл.дисциплинам на практич. занятиях в амбулаторно- поликлинических учреждениях (не менее 25 час.) -уход за больными терапевтического и хирургического профиля
7 Производственные практики (5) -Помощник младшего мед.персонала (4 недели, II семестр) -Помощник палатной м/с (3 недели, IV семестр) -Помощник процедурной м/с (3 недели, VI семестр) -Помощник врача (6 недель, VIII семестр) -Помощник врача амбулаторно- поликлинического учреждения (4 недели, X семестр)
8 Проблемы (учебные и пр.практики) Самое важное – потеря контроля над студентами Не всегда достаточный уровень доступности практики в лечебных учреждениях для студентов Проведение практик в сжатые сроки и в условиях дефицита времени и физических сил Отсюда следует, что степень участия студентов в диагностических и лечебных мероприятиях во время прохождения практик (как учебных, так и производственных) ниже среднего (!)
9 Пути решения Реальное распределение студентов по базам практики Привлечение достаточного количества баз практики Активное использование клинических баз практики (например: клиники 1 ВолгГМУ) Осуществление руководства практикой опытными преподавателями кафедры, с активным привлечением будущих работодателей (главных врачей ЛПУ, заведующих отделениями, практических врачей) Жесткий постоянный контроль над прохождением студентами практики со стороны кафедр Осуществление регулярных проверок дневников практики студентов с соответствующими замечаниями и рекомендациями
10 Центры практической подготовки (4) Межкафедральный фантомный центр освоения практических навыков на стоматологическом факультете (2007) Центр скорой и неотложной помощи (2009) Симуляционный центр по акушерству, гинекологии и перинатологии (2013) Симуляционный центр по сердечно- сосудистой хирургии (2014)
11 Центры практической подготовки (задачи) Оптимизация и контроль качества высшего профессионального образования путем формирования и совершенствования практических навыков и умений у обучающихся и выпускников университета с привлечением более широкого спектра манипуляций на фантомах Дальнейшее изучение и внедрение передового опыта работы Российских и зарубежных аналогов Центров практической подготовки и Симуляционных центров Организация обучения студентов на базе Центра по формированию практических навыков при работе на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствии с утвержденными рабочими программами ВПО ФГОС 3-го поколения (например, 3, 5 курсы лечебный факультет) Дальнейшее проведение практических занятий с учащимися послевузовской профессиональной подготовки (интернами и клиническими ординаторами) Выделение специальных часов в расписании работы Центров практической подготовки, предусматривающих внеаудиторную самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя
12 Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе г.Архангельск Северный государственный медицинский университет 2012 г учебное пособие: Е.Ю.Васильева и др. (283 с.) В рамках проекта Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов» 6 медицинских вузов РФ: ПМГУ им. И.М.Сеченова (Москва) СГМУ (Архангельск) ОМГМА (Омск) ДГМУ (Владивосток) ИАПО (Иркутск) ВолгГМУ (Волгоград) 5 европейских вузов (Франция, Германия, Италия, Люксембург)
13 Стандарты контроля качества обучения I. Устные формы контроля текущей аттестации: 1. Устный опрос 2. Коллоквиум 3. Доклад 4. Ситуационная задача 5. Практические умения и навыки 6. Клинический разбор II. Письменные формы контроля текущей аттестации: Кейс Тест Студенческая история болезни Этапный эпикриз Эссе Конспект Реферат Проект
14 Стандарты контроля качества обучения /продолжение/ III. Устные формы контроля промежуточной аттестации: Устный экзамен Устный зачет IV. Письменные формы контроля промежуточной аттестации: Письменный экзамен Курсовая работа V. Государственная аттестация выпускников (ГИА) Устные формы контроля ГИА Письменные формы контроля ГИА (портфолио, ВКР и др.)
15 Средства и методы контроля освоения практических навыков –Тестирование (желательно на компьютере) –Деловая игра (желательно в виде компьютерной программы) –Анализ кейсов –Ролевая игра –Командная работа –Аттестация (экзамен) –Дневник (анализ и собеседование) –Отчеты о прохождении практики, включающие перечень выполненных манипуляций с указанием их количества, текстовый отчет, содержащий анализ условий прохождения практики с выводами и предложениями –Индивидуальные задания (академические, клинические, мини- истории болезни и др.) –Отзыв, характеристика, подписанные руководителями практики от организации, заверенные печатью организации
16 Средства и методы контроля освоения практических навыков и умений Книга учета практической подготовки студента (как приложение к зачетной книжке)
17 Производственная практика («Помощник врача скорой и неотложной помощи») - 5 курс лечебный факультет /ГОС/ Умение Уровень усвоения Кол-во ОценкаДата Подпись преподавателя 1Искусственная вентиляция легкихIV30 2Непрямой массаж сердцаIV30 3Наложение различных повязокIV10 4Методика записи ЭКГIV5 5Методика электроимпульсной дефибрилляции сердца III5 6Составить план обследования больного и пострадавшего при каждом ведущем синдроме или заболевании в до госпитальных условиях и условиях скорой медицинской помощи (СМП) IV24 7Диагностика основных терапевтических патологических состояний, встречающихся в работе врача СМП III1212
18 Специальность – «Медико-профилактическое дело» Производственная практика («Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи») – 3 курс медико-профилактический факультет /ФГОС/ Подпись руководителя производственной практики: _______ Умение Уровень усвоения Кол-во ОценкаПриме- чания 1Искусственная вентиляция легкихIV*30 2Непрямой массаж сердцаIV30 3Тройной прием СафараIV30 4Прием СелликаIV15 5Обеспечение проходимости дыхательных путейIV30 6Методы оксигенотерапииIII10 7КоникотомияIII5 8Помощь при обструкции дыхательных путейIV5 9Методика записи ЭКГIII5 10Временная остановка кровотечения (жгут, давящая повязка и др.) IV10 11Наложение различных повязокIV Наложение шин, транспортная иммобилизацияIV5
19 Свидетельство практической подготовки (ВГМИ, 1985) Правила учета практических навыков: Текущий учет приобретаемых практических навыков студентами, слушателями послевузовской профессиональной подготовки ведется преподавателями ежедневно (во время дежурств, практических занятий, учебной и производственной практик, практической подготовки клинических ординаторов) в журнале преподавателя. Практические навыки оцениваются дифференцированно преподавателями кафедр и руководителями производственной практики в день зачета. Выполнение навыков под контролем оценивается как удовлетворительное, самостоятельное выполнение – оценкой «хорошо», умение применить полученные навыки – оценкой «отлично» и заносится в свидетельство Объем практической работы по каждому навыку, приобретаемому слушателями и студентами, определяется преподавателем индивидуально для каждого. Перечень навыков определяется программами, утвержденными Минобрнауки РФ При переводе из вуза в вуз свидетельство направляется по месту учебы в установленном порядке В период 6 курса в 12 семестре проводится аттестация по практической подготовке. По окончании 6 курса свидетельство заверяется выпускающей кафедрой и является. Наряду с зачетной книжкой, документом-допуском к Государственной Итоговой аттестации
20 1. Практика в качестве младшего и среднего медицинского персонала по уходу за больными Общий уход за больными п/п Навыки 1 курс 2 курс 3 курс Оценка ПодписьОценка ПодписьОценка Подпись 5Смена нательного и постельного белья 14Уход за ротовой полостью (протирание, орошение, аппликация) 15Уход за больными при рвоте 16Измерение температуры тела и ее графическая запись 21Наружное применение лекарств (нанесение лекарств, растирание кожи)
21 2. Кафедры внутренних болезней Навыки, приобретаемые в процессе учебы и производственной практики п/ п Навыки Пропедевтика внутренних болезней Факультетская терапия Госпитальная терапия Поликлиническая терапия Оценка ПодписьОценка ПодписьОценка ПодписьОценка Подпись 1Обследование больного: - собирание анамнеза - внешний осмотр больного - пальпация грудной клетки - сравнительная перкуссия легких - аускультация легких - измерение АД - исследование пульса - осмотр и поверхностная пальпация живота -соматометрия и т.д….
22 2. Кафедры внутренних болезней Навыки, приобретаемые в процессе учебы и производственной практики /продолжение/ 2Общетерапевтические манипуляции: - подкожные инъекции - внутримышечные инъекции - внутривенные инъекции - пункция плевры - расчет дозы, разведение лекарственных средств и т.д…. 3Освоение некоторых диагностических методов: - запись или расшифровка ЭКГ - определение основного обмена и т.д…. 4Трактовка основных лабораторных исследований: - общий анализ крови - общий анализ мочи - анализ желудочного содержимого и т.д….
23 Средства и методы контроля освоения практических навыков (ГОС) где * - правила учета практических умений: I – иметь представление и уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению II - участие в выполнении манипуляции (исследований, процедур и т.п.) III - выполнение манипуляции под контролем преподавателя (медицинского персонала) IV - самостоятельное выполнение манипуляции
24 Средства и методы контроля освоения практических навыков (ФГОС ВПО) выделяется 3 уровня освоения практических навыков: ознакомительный (1 уровень), репродуктивный (2 уровень), продуктивный характер (3 уровень) 1 уровень - Ознакомительный - происходит узнавание ранее изученных объектов, свойств, простое воспроизведение информации 2 уровень - Репродуктивный - происходит выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством, студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература 3 уровень - Продуктивный - студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. ; студенты проводят планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания
25 Средства и методы контроля освоения практических навыков ГОС (II)ФГОС (III) Уровень освоения 1 уровень - иметь представление и уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению 1 уровень - Ознакомительный 2 уровень - участие в выполнении манипуляции 2 уровень - Репродуктивный 3 уровень - выполнение манипуляции под контролем преподавателя 4 уровень - самостоятельное выполнение манипуляции 3 уровень - Продуктивный
26 Векторы –Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм обучения (специальность «Лечебное дело» - не менее 5%, «Педиатрия» - не менее 5% и т.д.) с целью формирования мануальных навыков у студентов (например: работа в малых группах; обучающие игры /ролевые/; экскурсии; соревнования; использование и анализ видео- аудиоматериалов; практические задачи; кейс-методы /анализ конкретных ситуаций/; разбор ситуаций из практики и др.) –Унифицирование и модернизация документа учета и освоения практических навыков и умений –Постоянный контроль за уровнем освоения студентами конкретных манипуляций и практических навыков с объективной фиксацией данного уровня в «Книгу учета практической подготовки студента», «Свидетельство практической подготовки» и др. –Активное привлечение возможностей Центров практической подготовки (в т.ч. отдельных кафедр). –Активное внедрение симуляционного обучения, отвечающих требованиям образовательных стандартов (в т.ч. и в Симуляционных центрах), у обучающихся факультета послевузовской профессиональной подготовки –Внедрение элементов симуляционного обучения у студентов всех факультетов ВолгГМУ –На протяжении всего обучения студентов следует вести отработку и закрепление мануальных навыков и умений (например: общеврачебных), а также постоянное знакомство с новыми технологиями (как в пределах одной, так и нескольких кафедр)
27 Наиболее перспективной является интенсификация подготовки
28 Я слышу и я забываю Я вижу и я запоминаю Я делаю и я понимаю!!! Конфуций
29 РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ВолгГМУ (Проект) Заслушав и обсудив доклады руководителя ОМКК, доцента А.В.Запорощенко и проректора по учебной работе, д.м.н. С.В.Поройского по вопросу «Оценка качества знаний и умений студентов в ВолгГМУ», Центральный методический совет постановляет: Заведующим кафедрами ВолгГМУ в рамках преподавания учебных дисциплин, модулей, проведения учебных и производственных практик у студентов всех курсов, факультетов и направлений обеспечить преемственность процесса формирования практических навыков, умений и, в конечном итоге, профессиональных компетенций, на всех этапах образовательного процесса. Признать обоснованным использование в качестве средств учета и контроля за качеством освоения практических навыков и умений «Книгу учета практической подготовки студента». С учетом новых учебных планов и новой трактовки уровней усвоения навыков переработать, модернизировать и оптимизировать «Книгу учета практической подготовки студента», оптимизировать, издать типографским способом и использовать в образовательном процессе при реализации программ как ВПО, так и СПО. Заведующим профильными кафедрами вуза проводить дальнейшее совершенствование практической подготовки студентов и учащихся послевузовской профессиональной подготовки (в рамках практических занятий, учебных и производственных практик) с привлечением возможностей Центров практической подготовки. Рекомендовать применение существующих в ВолгГМУ систем оценки качества знаний и умений для мониторинга качества учебного процесса по направлениям подготовки. Исполнители: деканы факультетов, руководитель отдела производственной практики, руководители направлений подготовки, заведующие кафедрами. Срок исполнения – постоянно. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого проректора, профессора В.Б.Мандрикова.
30 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.