Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталия Гурова
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
2 Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности Определение понятия «внимание»
3 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности Способствование целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями Активизация значимых и торможение несущественных в данный момент психологических и физиологических процессов Функции внимания
4 Физиологические основы внимания (Ухтомский А.А.) Доминанта – временно господствующий в коре больших полушарий головного мозга очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, подавляет возбуждение в других нервных центрах, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага.
5 Основные характеристики внимания Избирательность ОбъемРаспределение КонцентрацияУстойчивость Переключаемость
6 Виды внимания Непроизвольное возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта Произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью Послепроизвольное возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности
7 Причины возникновения непроизвольного внимания Неожиданность раздражителя Относительная сила раздражителя Новизна раздражителя Движущиеся предметы Контрастность предметов или явлений Внутреннее состояние человека (привлекает все то, что более или менее соответствует имеющимся в настоящий момент в сознании представлениям или мыслям )
8 Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств Определение понятия «ощущение» ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ощущений ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ ВНЕШНЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АКТ СОЗНАНИЯ ОСНОВА БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
9 Орган ощущений (рецептор) РАЗДРАЖИТЕЛИ ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТР В КОРЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ОЩУЩЕНИЕ Физический процесс Физиологический процесс Психический процесс АНАЛИЗАТОР Возникновение ощущений
10 Строение органов зрения и слуха
11 Функции основных зон полушарий большого мозга
12 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ ДИСТАНТНЫЕ КОНТАКТНЫЕ Вкусовые Температурные Тактильные Осязательные Зрительные Слуховые Обонятельные Органические Ощущения боли Ощущения равновесия Ощущения движения
13 АДАПТАЦИЯ Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя Сенсорная адаптация
14 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ Взаимодействие между ощущениями одного вида Взаимодействие между ощущениями различных видов Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (сенсибилизация) Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов (синестезия)
15 Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Определение понятия «восприятие»
16 Перцептивные действия Измерительные (позволяют оценить величину воспринимаемого предмета) Соизмерительные (позволяют сопоставить размеры нескольких объектов) Построительные (отвечают за построение перцептивного образа) Контрольные (позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета) Корригирующие (исправляют ошибки в образе) Тонически-регуляторные (поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия)
17 ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ По форме психической активности По форме существования материи По ведущему анализатору преднамеренное непреднамеренное восприятие пространства восприятие времени восприятие движения зрительное слуховое осязательное обонятельное вкусовое кинестетическое
18 Свойства восприятия, определяющие его продуктивность Объем (количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени) Скорость (время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления) Точность (соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком) Надежность (вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени)
19 Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Определение понятия «память»
20 Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах: запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание - непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) - целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Процесс запоминания
21 Осознание цели запоминания Понимание смысла запоминаемого Анализ материала Выявление наиболее существенных мыслей Обобщение Запоминание этого обобщения ЭТАПЫ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ
22 Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. - сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от того места, которое они занимают в общем ряду информации; - первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние (краевой эффект памяти). Процесс сохранения
23 Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем; бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Процесс забывания
24 Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта; воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия; припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач; реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Процесс воспроизведения
25 ВИДЫ ПАМЯТИ Особенности запоминания и воспроизведения материала Характер деятельности Способ запоминания двигательная эмоциональная образная словесно- логическая произвольная непроизвольная механическая смысловая Продолжи- тельность хранения материала ультракороткая кратковременная долговременная оперативная
26 ОБЪЕМ (количество запоминаемого и сохраняемого в памяти материала) ТОЧНОСТЬ (показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала) СКОРОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ (показатель времени, затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (показатель максимального времени от предъявления информации до осуществления цели действия) ЛАБИЛЬНОСТЬ (показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала) ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ (устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ
27 Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Специфика мышления Дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования Лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира Позволяет предвидеть будущее, оперировать возможным, планировать практическую деятельность Определение понятия «мышление»
28 ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Мышление всегда имеет опосредованный характер Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах развития природы и общества Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме Мышление человека связано с практической деятельностью
29 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ Мысленное объединение частей или свойств в единое целое АНАЛИЗ ОБОБЩЕНИЕ Мысленное расчленение объекта на составляющие его части СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними
30 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных КЛАССИФИКАЦИЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ Распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними АБСТРАГИРОВАНИЕ Сосредоточение на частных аспектах предметов или явлений
31 Схема решения проблемной ситуации посредством мышления Проблемная ситуация Мышление Анализ Продукты мышления Синтез Сравнение Обобщение и др. Суждения Умозаключения Понятия Мыслительные операции Познавательный процесс Результат Формы реализации
32 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ По форме По характеру решаемых задач По степени новизны и оригинальности наглядно- действенное наглядно-образное абстрактно- логическое словесно- логическое теоретическое практическое репродуктивное продуктивное По степени развернутости дискурсивное интуитивное
33 ГЛУБИНА (степень проникновения в сущность явления, процесса) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (умение видеть новую проблему, поставить новый вопрос и решить задачу своими силами) ГИБКОСТЬ (умение изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи) КРИТИЧНОСТЬ (способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности) БЫСТРОТА (способность находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени) КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ
34 Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Основные функции воображения ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ (АНТИЦИПАЦИЯ) КОМБИНИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАМЕЩЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОНИКНОВЕНИЕ ВО ВНУТРЕННИЙ МИР ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА Определение понятия «мышление»
35 ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ Построение образа конечного результата предметной деятельности субъекта Создание программы поведения при неопределенной проблемной ситуации Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность Создание образов, соответствующих описанию объекта
36 ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ АКТИВНОЕПАССИВНОЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ
37 ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ Изменяет облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна перестановка элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в связи с этим обладает огромной художественной и научно- познавательной ценностью. МЕЧТА Образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером. Особенностью мечты является построение тех образов, которые неосуществимы. ФАНТАЗИЯ
38 ФОРМЫ ВООБРАЖЕНИЯ Обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением. ГРЕЗЫ Мысленное «блуждание» фантазии в бодрствующем состоянии. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальности. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ
39 Образность воссоздающего воображения Рефлексивные возможности, творческие возможности Способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям Способность предвидения событий и их эмоционального переживания Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность Индивидуально-типологические особенности воображения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.