Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлексей Левышев
1 Методика и техника проведения прикладных социологических исследований Методология, методика, метод, инструмент
2 1. Методология, методика, метод, инструментарий, технология 2. Прикладная социология: цели, задачи 3. Социологический метод 4. Виды социологических исследований, функции 5. Программа социологического исследования 6. Опрос 7. Наблюдение 8. Анализ документов
3 Методология (от метод и логия), наука, учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, применяемых в отдельных науках.
4 Методика – система способов. Набор КОНКРЕТНЫХ инструкций, регламентирующих действия индивида в пространстве и времени. Методика – ОБЩИЙ свод правил, алгоритм, приемы изучения чего-то, способ или путь теоретического исследования.
5 Метод (греч. methodos) в самом широком смысле слова«путь к чему- либо», СПОСОБ достижения определенной цели
6 Основная функция метода внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
7 Инструментарий метода совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода Процедура метода одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя) Техника метода специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур) Технология метода последовательность процедур и техник используемого метода
8 Каждый метод – безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности: недооценивать метод и методологические проблемы, считая это все незначительным делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки (методологический негативизм); преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращая метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия (методологическая эйфория).
9 Основные различия теории и метода Теория 1. Теория – результат предыдущей деятельности; 2. Главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.д.); 2. Теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта; 3. Теория нацелена на решение проблемы «что собой представляет данный объект». Метод 1. Метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; 2. Главные функции метода – регуляция и ориентация действительности; 3. Метод – система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности; 4. Метод направлен на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.
10 Классификация методов научного познания Философские методы; Общенаучные подходы и методы исследования; Частнонаучные методы; Дисциплинарные методы; Методы междисциплинарного исследования.
11 Структура методологии 1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика; 2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; 3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности; 4.Временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
12 Прикладная социология это составная часть социологии как науки – Цель – познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития Причина – потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике
13 Методы социологии Общенаучные Диалектический – явление берется в развитии, во взаимосвязи с др. явлениями Метафизический – явление берется так как оно есть, в статике и вне взаимосвязи с др. явлениями Методы соц.исслед. Наблюдение Изучение документальных источников Опрос (в виде анкетирования и интервьюирования) Тестирование Контент-анализ Социометрия Социальный эксперимент Вторичный анализ данных
14 Общенаучные методы в социологии В социологии применяется в основном диалектический метод: 1. Исторический (логический) метод исследования. Изучение объекта в его развитии, т.е. исторически. 2. Системный метод. Изучение объекта в единстве его взаимосвязей с другими объектами, в единстве всех его структурных образований и зависимостей. 3. Метод сравнительного анализа. Подразумевает установление различий и сходства изучаемых объектов. 4. Метод количественного анализа (формализация). Изучение явления по его форме, отвлекаясь от содержания.
15 Социологический метод состоит из ряда элементов: Области приложения Процедуры применения Инструментария Критериев оценки правильности применения метода Критериев оценки достоверности полученных результатов
16 Методы социологических исследований 1. По методам фиксации единичных событий: а) наблюдение (внешнее, участвующие) б) изучение документов или контент-анализ (личные или общественные документы) в) опросы (анкетирование, интервью) г) социальный эксперимент 2. По методам сбора первичной информации: а) сплошное обследование б) выборочное обследование 3. По методам анализа первичной информации: а) качественный анализ на базе индукции и дедукции, абстрагирования, идеализации и т.д. б) количественный анализ на базе статистического поиска закономерностей, социального моделирования и т.п.
17 Методы социологических исследований связующее звено теоретической социологии с общественной практикой «Методика и техника социологических исследований» методы, способы и приёмы проведения эмпирических исследований Программа соц.исслед. Количественное измерение исследуемых социальных характеристик Конструирование соответствующего инструментария Сбор и анализ первичной эмпирической информации Написание аналитической записки
18 Виды социологических исследований Выбор методов социологического исследования зависит от цели, задач, сложности и масштабности проводимого исследования По глубине анализа: Разведывательное – простой вид анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает небольшие совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом инструментарии Описательное – более сложный вид, по своим целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Аналитическое – углублённый вид, ставит своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, свойства, остроту и другие свойственные ему черты.
19 Виды социологических исследований По цикличности: Точечное – ориентировано на выявление количественных характеристик того или иного процесса или явления в период его изучения Повторное – ориентировано на выявление изменений характеристик объекта в течение определенного периода времени Панельное – предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени Лонгитюдное – в течение длительного времени, регулярно и через заданный промежуток времени (перепись населения)
20 Виды социологических исследований По условиям проведения: Полевые исследования – осуществляются в естественной для исследуемой общности обстановке (на предприятии, в деревне, в ВУЗе и т.п.) Лабораторные исследования – проходят в специально созданных условиях (фокус- группы, метод «длинного стола»)
21 Практическая значимость теоретической и прикладной социологии в обнаружении, описании и формулировке ранее скрытых внутренних процессов жизнедеятельности коллективов (общностей) и общества в целом расширении объёма и качества информации о социальной жизни проверке научных гипотез, планов и представлений отборе правильного управленческого решения, социальные последствия которого уже известны
22 Функции социологического исследования 1. Методологическая – определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования 2. Методическая – разработка общего логического плана исследования, переход от теоретических положений к сбору конкретно-социологической информации 3. Организационная – разделение социологического труда, контроль за последовательностью проведения основных этапов исследования
23 Разработка программы социологического исследования 1. Описание проблемной ситуации 2. Формулировка исследовательской проблемы 3. Определение объекта и предмета исследования 4. Логический анализ основных понятий 5. Определение цели и задач исследования 6. Формулировка рабочей гипотезы
24 Программа социологического исследования Подготовка концептуальные переменные Переменные – варьируемые факторные характеристики объекта исследования независимые переменные – факторные характеристики рассматриваются как причины каких-либо явлений или изменений зависимые переменные – если характеристики и признаки изменяющегося объекта являются следствием, обусловленным внешними причинами Цель – выделение и объяснение устойчивых взаимосвязей между различными характеристиками
25 Теория и методология выборки Обоснование выборки кого (что) будут исследовать? Выборка - из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию Сплошная выборка – весь изучаемый массив Выборочная – часть Репрезентативность – измеряемые характеристики выборочной совокупности респондентов будут проецироваться на всю генеральную совокупность Доверительная вероятность – заранее допускаемая погрешность выборки Доверительный интервал – показывает, насколько можно быть уверенным в полученных результатах (с какой вероятностью случайный ответ попадет в доверительный интервал)
26 Теория и методология выборки Типы выборки случайная (вероятностная) простой случайный отбор систематический отбор кластерный отбор стратифицированный отбор неслучайная (невероятностная) метод снежного кома, метод основного массива, метод стихийного отбора, квотная выборка Объём выборки число случаев, включённых в выборочную совокупность Единица наблюдения – элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации Структура выборки – процентные пропорции признаков объекта
27 Инструментарий социологического исследования переход от теоретических конструкций к эмпирическим показателям: анкеты, интервью, наблюдение и т.д. показатели должны быть доступны наблюдению и измерению и отражают различные социально-психологические характеристики объекта Индикаторы – доступные наблюдению и измерению признаки изучаемого социального объекта условием для выбора индикатора является наличие прямой (хуже косвенной) связи между индикатором (поступком, действием) и той характеристикой, которую он, по мнению социолога, должен обнаружить индикатором может быть либо сама характеристика, либо ее состояние
28 Анализ результатов Описание объекта и предмета, гипотез и исследовательских задач Обоснование системы показателей, выборки и инструментов сбора первичной информации Практические выводы и рекомендации Язык отчёта должен быть понятен В приложении к отчёту: статистические таблицы, обоснование и расчёт выборки, образцы методического инструментария для сбора информации, графики, таблицы Способы анализа и обобщения результатов: Количественные – упорядочение данных по какому-то одному статистическому признаку (регрессионный, факторный и др. ) Качественные – типологизация, моделирование, создание и разработка теорий, социальное прогнозирование
29 Опрос
30 История происхождения 1820… «Соломенный опрос» (Straw-Polls) Джон Селден (John Selden, 1584–1654) «…возьмите солому и подбросьте ее в воздух вы сможете увидеть, куда дует ветер» газета «Harrisburg Pennsylvanian» (1824) президентские выборы в США Первый общенациональный опрос (США) журнал «Литературный дайджест» (Literary Digest) в 1916 г. 1920, 1924, 1928, 1932, и… млн. открыток, 2,3 млн. ответов Альфред Лэ́ндон и Франклин Рузвельт
31 Наблюдение Научное наблюдение – это целенаправленное восприятие, обусловленное научными целями и задачами. объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента) невключенное (простое) наблюдение, исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вмешиваясь в ход его протекания включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, предполагает непосредственный контакт исследователя с объектом наблюдения, когда событие анализируется как бы «изнутри» нейтральное отношение к происходящему умение выделять значимые для исследования признаки корректно их интерпретировать.
32 Анализ документов применяется для сбора первичной информации Документ – любая зафиксированная информация ( тексты, рукописи, книги, периодические издания, фотографические снимки, киноленты, магнитные записи, компьютерные файлы, устные сообщения, статистические данные и т. п.) В зависимости от статуса документы носят: Официальный характер – административные инструкции, распоряжения, указы, законы, статистическая информация Неофициальный характер – личные архивы, дневники, воспоминания, личные фотографии и др. Сообщения средств массовой информации? Исходя из источника информации: Первичные – непосредственно фиксируются события (переписка, записи, результаты наблюдений) Вторичные – представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.