Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаргарита Степунина
1 Приоритетные направления методической деятельности центральных библиотек Консультирование
2 Отказ от командно-административной системы методического руководства не отрицает положительного опыта, достигнуто за годы советской власти. «Cоздание и развитие методических служб одно из достижений советского библиотечного дела, подлинная инновация в мировом библиотековедении». Отказ от командно-административной системы методического руководства не отрицает того положительного опыта, достигнуто ею за годы советской власти [ Ю. Н. Столяров].
3 Приоритетные направления деятельности библиотек - методических центров выявление и распространение инноваций; система повышения квалификации библиотечных кадров; создание нормативно-инструктивной базы; консультирование.
4 Принципы методического обеспечения деятельности библиотек Принцип научности. Он означает, что все методические решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно-обоснованными и экспериментально проверенными, т. е. должны быть результатом научно-исследовательской работы и направлены на совершенствование работы библиотек и преодоление противоречий в их деятельности.
5 Принцип активности - поиск и освоение библиотечных инноваций. Методические центры не должны ограничиваться пассивной помощью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу через методические рекомендации, информацию об инновационном библиотечном опыте, результатах НИР и т. д.
6 Принцип «рекомендательности». Методические решения и рекомендации не должны быть обязательными или директивными. Они являются лишь рекомендациями, советами или пожеланиями, из которых библиотекари имеют право выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и условиям работы конкретной библиотеки.
7 Принцип дифференцированного подхода. Методические центры строят свою деятельность с учетом специфики типов библиотек, профессий, образования и практического опыта библиотечных кадров, условий, в которых они работают. Особое внимание при этом необходимо уделять молодым, начинающим библиотекарям.
8 Методические центры всегда выделяют главное звено (или несколько звеньев), на которое обращается особое внимание, но это не означает, что можно забыть о других направлениях работы библиотек.
9 Методическое обеспечение чаще всего направлено на развитие автоматизированных технологий и маркетинговую деятельность библиотек.
10 Принцип непосредственной связи с библиотеками - методическое обеспечение должно строиться на основе изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте. Для совершенствования деятельности библиотек важно оперативно выявлять недостатки и новшества, а затем своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, обеспечивать методическими рекомендациями для повышения уровня их работы.
11 Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.
12 Методическое обеспечение должно основываться на аналитической работе - на систематическом анализе состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной системы в целом. Таким образом, принятие решений базируется на методическом мониторинге, т. е. на отслеживании изменений в деятельности библиотек и определении уровня их работы.
13 В результате аналитической деятельности методистов осуществляется консультационно- методическая помощь не только по просьбе библиотекарей, но и по инициативе и рекомендациям методистов.
14 ЦБ-методические центры в силу своего статуса сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек.
15 Как преодолеть несоответствие между сохраняющейся системой руководства и инновационным характером методической работы? Формирование профессиональных консультационных организаций, как самостоятельных составляющих методической работы – управление изменениями. Динамика изменений в окружающей среде сегодня настолько высока, а потребности библиотек настолько различны, что диапазон консультирования очень широк и многоаспектен.
16 Консультирование профессиональная помощь руководителям и специалистам в решении сложных, нестандартных проблем.
17 В США, Дании, Финляндии и некоторых других странах управленческое консультирование уже давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед ними задачи, усваивать и внедрять инновации. Консалтинговая организация современной методической работы органично вписывается в традиционную деятельность методистов, поскольку консультирование всегда было частью методической работы.
18 Специфика консультационной деятельности Она является разновидностью экспертной помощи, которая оказывается по заказу руководителей филиалом и имеет для него рекомендательную направленность. Консультант исходит из конкретных проблем библиотеки, начиная работу с диагностики, выявляет вопросы, типовые решения которых адаптируются к специфике заказчика, тем самым облегчается освоение нововведений.
19 Одна из главных функций консультанта - повышение квалификации руководителей и библиотекарей. Образовательный характер, способность распознавать общие тенденции, причины как традиционных, так и новых проблем, находить их решение, делают управленческое консультирование связующим звеном между теорией и практикой библиотечного дела.
20 Имидж консультанта Методист как высококлассный специалист адекватно оценивает и осознает свою компетентность, стремится соответствовать уровню ожидаемых от него требований, что может быть достигнуто только непрерывным повышением собственного образования.
21 Организационная структура консультационного центра эксперты-методисты, т. е. специалисты отделов по основным направлениям деятельности библиотеки; подразделение специальных услуг (консультирование по юридическим вопросам, социальным и психологическим аспектам руководства коллективами, методам и формам управления).
22 Методист-консультант носитель общечеловеческих и общесоциальных ценностей, т. к. в своей работе он использует все накопленные знания; помощник при выработке каких-либо решений. Методист-консультант формирует условия для принятия этих решений другими, т. к. его главной задачей является запуск механизмов самоорганизации и саморазвития.
23 Консультант – учитывает правовые, экономические, политические, психологические, экологические и другие аспекты; – предвидит соответствующие последствия своих консультаций; – разбирается во всех уровнях управления, поскольку все они взаимосвязаны;
24 – привлекает экспертов и специалистов для решения узкопрофессиональных проблем; – работает с творческим "ядром" организации, способствуя становлению управленческой команды; – использует групповые методы работы, позволяющие органично соединять исследование, обучение и практическое решение; – никому и нигде не говорит, кого и по какому вопросу он консультирует, если это не оговорено специально, поэтому ему доверяют библиотекари.
25 Следовательно, консультирование – это неформальная деятельность, которая является искусством. В экономической системе большинства стран профессиональные консультационные услуги платные.
26 Условия реализации платного консультирования Платными могут стать услуги, заказанные низовыми библиотеками, например, целевые методические пособия, информационные или обучающие семинары. Персонификация: каждый случай оплаты должен рассматриваться с учетом желания библиотекаря получить консультации, его профессиональной пригодности и материальных возможностей.
27 Благодарим за внимание! Дергилева Татьяна Владиславовна, канд. пед. наук, Артемьева Елена Борисовна Д-р пед. наук
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.