Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИрина Полуянова
1 «С ЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ » Учитель: Кравченко Л.И. Вышковская СОШ
2 Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется.
3 Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителями.
4 П РИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД СЛОВАРЁМ СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА РЕКОМЕНДУЕТ ИСХОДИТЬ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ : 1. Работа над словарём имеет большое воспитательно- образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности. 2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей. 3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте. 4. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
5 П РИ РАБОТЕ В КЛАССЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ : I. Хорошие результаты в этот момент даёт печатание слов. Для этого следует завести тетради для печатания. Эффект дает печатание слов в строгой последовательности: Произносим слово орфографически. Печатаем его, находим ударный слог. Делим на слоги и выделяем примыкание. Определяем, сколько в слоге букв и звуков. Графически это слово записываем.
6 II. Традиционно словарные слова усваиваются путём механического запоминания их графического облика. Новое слово записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически и. записывается в тетради. Затем многократно повторяется на следующем уроке. Такая методика ориентирует на формальное заучивание и не обеспечивает прочного запоминания. Попробуем изменить характер запоминания. Подать задание в виде загадки: Угадайте, о ком идёт речь: Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос. (Медведь).
7 III. Наиболее распространённым видом словарной работы остаются диктанты. Приведем некоторые виды диктантов и методику их проведения. Причём диктанты можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово на карточке и записывают его. Картинный диктант: I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные. II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово. III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово.
8 IV. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарной работы должны занимать упражнения лексического характера, т. е. упражнения, которые в большей мере объясняют значение изучаемого слова. Можно предложить следующие упражнения. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения. Сирень (кустарник) посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М. Рудерман). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень (цветок). (А.Плещеев). Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов. Бот и лето подоспело - земляника покраснела. (М. Ивенсен). Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков).
9 V. При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением. Например: Объясните значение выделенных слов. Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот, это к солнцу поворот. Здесь можно дать и задания по развитию речи. Например: написать по памяти, составить словосочетание, предложение с любым из слов. VI. Знакомя детей с лексическим значением слов, учитель может рассказать о том, что одни слова устаревают и на смену им приходят новые. Например: И в светлицу входит царь, стороны той государь.
10 VII. Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа "Знаешь ли ты?" Например: Как произошло слово завтра. Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день. "Были все готовы за утро бой затеять новый ". (М.Лермонтов). Какое из слов появилось в нашей речи раньше. Обоснуй ответ. электровоз, паровоз, тепловоз; космонавт, пилот, лётчик, авиатор; VIII. Развивают любознательность детей задания типа " Это интересно". Слова; комбат, комдив, комбриг - сложносокращённые слова, а образованы они путём сочетания двух слов. А вот слова - телефон, телеграф, телевизор телескоп - интересны нам тем, что первая часть слога к нам пришла из греческого языка и обозначает - далеко.
11 IX. Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность учителю показать богатство русского языка, обогатить речь детей, и умело их использовать. Например: Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там". Почему так говорят, например: "медведь на ухо наступил; исчезнуть с горизонта". А вот знакомство с "волшебными словами" (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу. X. Для активизации и обогащения словарного запаса учащимися при изучении слов из "Словаря" учитель может предложить игры типа: "Кто больше": к данным словам подберите однокоренные или имена прилагательные, например: герой, песок, осина. "Кто быстрее": подберите противоположные по значению слова, например: дом, день. "Кто правильнее?": кого так называют - шофёр, тракторист, агроном и т.д. Текст - повествование на тему, например: " Как приготовить салат, винегрет". Текст - рассуждение, например: " Почему я хочу стать художником".
12 XI. При проведении словарной работы можно использовать задания со словами словарика: Перечислить (написать) названия птиц, животных, учебных вещей и др. Кто больше назовёт (напишет) слов на тему "Поле", "Сад", "Огород". Назвать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова. Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос что? кто? (II класс). Назвать (написать) существительные мужского, женского, среднего рода (III класс). Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, дом. Образовать новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик, и др. Такие и подобные задания выполняются и устно, и письменно. XII. Ответы на вопросы: I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания выполняются по- разному: I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради. II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы. III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).
13 XIII. Дописать предложения. I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут и..., и... (заяц и медведь). 3. В конуре живёт... (собака). 4. Дети катаются на... (коньках). 5. Столица нашей Родины... (Москва). 6. Мы изучаем... (русский язык). Такой вид работы проводится тоже по - разному. I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают слова. II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слева и дописывают предложения. III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова. XIV. Использование загадки в словарной работе. 1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). 2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз). 3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). 4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей). 6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова). 7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.