Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДмитрий Ручьев
1 Синтаксис ранних детских местоимений Софья Краснощекова Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург 26 сентября 2014
2 Освоение синтаксической системы: периодизация Период однословных высказываний (голо фраз): до 1;4-1;5; у некоторых детей позже Период двухсловных высказываний: от 1;5 до 2 лет (Телеграфный период) (Период трехсловных высказываний) – выделяется обычно на англоязычном материале [Brown 1973]) Период многословных высказываний: с 2 лет Возникновение анафоры: примерно 2;0-2;2 Возникновение сложных предложений: примерно 3 года [Цейтлин 2009], [Кларк 1984] [Лепская 1997]
3 Синтаксис местоимений: вопросы ? Как осваиваются синтаксические свойства местоимений? ? Как функционируют местоимения на каждом этапе развития синтаксиса? На раннем этапе полнозначные слова: А) Описывают ситуацию целиком, гештальт но; Б) Могут не связываться грамматически. ? Как ведут себя в это время местоимения? ? Какие синтаксические процессы затрагивают местоимения на следующих этапах? (Ср. на англоязычном материале: Структура вопросительного предложения, анафора, вложенные клаузы [Eisenbeiss 2014])
4 Syntax-first Модель syntax-first [Borer, Rohrbacher 2002]: первыми осваиваются синтаксические структуры, которые влияют на освоение морфологических показателей и развитие морфологической системы. Предположительно, эта модель работает на материале русских местоимений.
5 Материал: местоимения Местоимения, связанные с дейксисом: Личные Притяжательные Возвратные (себя и свой) Указательные Относительные + местоименные наречия, близкие к местоимениям (указательные там, здесь и т.д.; относительные где, когда) + указательная частица вот Всего 6000 контекстов.
6 Материал: дети Записи речи 14 детей (родительские дневники и расшифровки аудио- и видеозаписей из Фонда данных детской речи РГПУ им. А.И.Герцена и базы CHILDES). 4 полных корпуса (от 1;5 до 4 лет). Первая фиксация местоименного слова – 1;3 года.
7 Освоение местоимений: периодизация «ранние» местоимения: от 1;3-1;5 до 2:0-2;2 Я, мой, мы, ты, он, там, здесь, тут, это, вот «местоименный взрыв»: от 2;2 до 2;6-2;8 (частотность местоимений в речи резко возрастает) Твой, наш, его, ее, их, такой, туда, сюда, тогда «поздние» местоимения: после 2;6-2;8 Себя, свой, тот, вы, ваш, который
8 Местоимения на этапе однословных высказывания На этом этапе местоимения уже появляются. Там, тут, вот, это; реже – я, мой Ребенок: показывает на предмет и произносит местоимение. Локативные элементы сочетаются с указательным жестом; повторяет за взрослым; обычно – отвечает на вопрос. Референция: Указание на конкретный референт (все единицы) Указание на ситуацию в целом (я, мой) Голофразы-местоимения используются более ограниченно, чем голо фразы-полнозначные слова: выражения побуждения к взрослому нет, синкретизм при указании на ситуацию менее выражен. Мама: Рома, скажи «я». – Ребенок: Я. (Рома, 1;8;12) Мама: Где киска? Где собачка? – Ребенок: Там. (показывает на дверь соседской квартиры) (Боря, 1;3;15) Мама: Где папа? – Ребенок: Де («здесь»). (показывает на фотографию) (Рома, 1;3;24) Мама: Чего ты хочешь? – Ребенок: Эту. (показывает на фломастер) (Родя, 1;11;15)
9 Местоимения на этапе двухсловных высказываний: pivot-грамматика Pivot-grammar [Braine 1963] (см. также [Tomasello 2006]) Речь состоит из pivot-конструкций: Слово-ось (pivot-слово, слово-опора) + открытая позиция. Слово-ось занимает фиксированную позицию, не меняется, регулярно повторяется. Второй элемент выбирается из открытого класса слов. Например: Дай Х, Вот Х, Х моё, Х нет, …
10 Pivot-конструкции с местоимением в позиции оси На этапе двухсловных высказываний местоимения обычно выступают в функции оси pivot-конструкции. Такие сочетания крайне частотны. Подобные конструкции с местоимениями помогают осваивать синтаксический механизм предицирования. Сочетания: Это Х Вот Х (Х такой) Х там, там Х Даня! Там Даня! (Света, 1;3;20) Это тетя. (Варя, 1;7;13) Это горячий. (Варя, 1;7;13)
11 Pivot-конструкции с местоимениями в открытой позиции Такие конструкции используются реже, чем предыдущий тип. Иногда ребенок уже обладает достаточной грамматической компетенцией и способен приписывать форме местоимения правильный падеж. Дай Х (где Х = это, эту) (Ваня и бабушка рисуют машинки) Еще эту. (Ваня, 2;1;28)
12 Местоимения в других двухсловных сочетаниях Кроме pivot-конструкций, ближе к концу этапа двухсловных высказываний ребенок осваивает конструкции, в которых обе позиции заполняются словами из открытого списка. Это шаг к возникновению полноценных многословных высказываний. Эту наденем. А эту снимем. (Варя, 1;7;13) Ляг ко мне. (Саша, 1;9;25) Вывод по двум первым этапам: действительно, местоимения принимают синтаксические свойства раньше, чем морфологические. Первые сочетания включают неизменяемые или замороженные формы; местоимения в косвенных формах возникают позже, в уже отработанной позиции.
13 Местоимения на этапе многословных высказываний: основные позиции Местоимения начинают занимать позиции, характерные для полнозначных слов: Актантные позиции (субъект, объект, косвенный объект) Предикат Атрибут Сирконстантные позиции Местоимения в зависимости от семантики тяготеют к той или иной синтаксической позиции. Важное место в материале продолжают сохранять конструкции типа «это Х».
14 Актантные позиции Субъект при действии: личные местоимения 1, 2 и 3 лица. Субъект при предикате-прилагательном: местоимение он, реже этот Субъект при предикате-существительном: это, реже он. Прямой объект: он, этот Косвенный объект (адресат): местоимения 1 лица; себя Таким образом, в конструкциях с глагольными предикатами чаще всего встречаются личные местоимения; он фигурирует при прилагательных, этот – при существительных и указании на ситуацию. Для личных местоимений 1 и 2 лица не характерна позиция прямого объекта, которая, напротив, частотна для местоимений он (в основном при указании на одушевленные референты) и этот (при указании на неодушевленные референты). Платье намочила я. (Аня, 2;1;20) Мама: Соня, не обижай цветочки. – Ребенок: Они будут плакать. (Соня, 2:3:20) Почему они холодные? (Аня, 2;4;22) Это мышка в сеточку залезла (засовывает руку в сетку) (Лиза, 3;6;2). Гадкий утенок спал, а потом проснулся, и все его прогнали. (Дима, 2;8;0) А детки меня на санках катали, а я говорю, что не хочу, ещё в садике. (Саша, 2;6;12)
15 Атрибутивная и предикативная позиции Предикативная позиция: притяжательные местоимения («Х моё») Атрибут: притяжательные местоимения, этот, тот, такой. Притяжательные местоимения начинают использоваться в роли предикатов, позже – как атрибуты. Этот и тот начинают использоваться субстантивированно, в актантных позициях, позже – как атрибуты. Такой – первое местоимение, для которого атрибутивная позиция первична. Мама – моя. (Аня, 1;9;26) Забыла зонтик наш. (Лиза, 1;10;10) Открой Мите эту, буду конфеточку, открой. (Дима, 1;11;30) Вот этий медведь встретил медведя. (Ваня, 2;5;8) Он тоже хотел зайти в тот дом. (Витя, 3;6;0) Такой дом такой, башня. (Ваня, 2;3;19)
16 Сирконстантные позиции В основном – локативные употребления. Центр – наречия там, здесь и т.д.(88% от всех локативных употреблений – собственно локативные значения). Периферия – сочетания с предлогами типа в этом, в том, в нем (по 6% + дополнительные значения). Доктор ездит на вот этом. (Ваня, 2;3;19) Трактор. Дядя на нем ехаит. (Аня, 2;6;28)
17 Возникновение сложных конструкций с местоимениями: анафора С увеличением длины реплик местоимения начинают использоваться как средства связности текста. См. : [Baylin 1992], [Аврутин 2002] Основное анафорическое местоимение – он (анафора возникает уже при появлении, в 2;0); указательные местоимения анафорический используются редко, причем из них: чаще – локативные наречия (отсылка к антецедентам с локативным значением), реже – местоимения этот, тот, такой. Мою шарик. Грязный он, грязный. (Аня, 2;0;1) Дождик ходил. Он покапал. (Оля, 2;6;3) Потом лиса поймала и побежала. А птичка за ней. (4;3;15) Жвачка у меня была. В ларьке купили. Это такая шоколадка. (Аня, 2;6;7) Ехал он мимо болота, и там аист захотел поехать, и он сказал, можно. (Лиза, 3;7;4) Остановилась она, а там милиционер идет. (Витя, 3;6;0)
18 Анафора: возвратные местоимения Нет анафорическийх ошибок, ошибок в связывании, ошибок в функционировании; вызванных неверным употреблением, коммуникативных неудач. Анафорические отношения уже усвоены на «ранних» местоимениях затруднений нет. Стратегии: ребенок привязывает возвратные местоимения к я и ты; ребенок привязывает возвратные местоимения к он и существительным. Не хочу себе клипсы надевать. (Аня, 2;7;10) Львенок сейчас оторвет себе хвост. (Ваня, 2;8;17)
19 Подчинительные конструкции Возникновение – 2;5–3 года. Использование ограничено. Основное поддерживающее местоимение – такой. Такой… как, такой… где, такой… который Местоимение тот (частотное в подобных конструкциях у взрослых) – редко. Такой зеленый, как телефон. (Аня, 2,6,13) Такая знак, что у него нету колес. (Ваня, 3;3;18) Откуда мы взяли отворот такой, который сломался? (Витя, 4;0;3) Основное полнозначное слово – существительное (прилагательные, наречия – редко, с местоименным оттенком значения). Я кот, который любит винегрет и всякие вещи такие … свеклу. (Лиза, 4;1;29) Я только умею чинить, по-другому чинить разные, которые чинятся хорошо. (Витя, 3;6;25) Ошибки не связаны с анафорой. Когда оденешь, когда увидишь злых котов. (Ваня, 3,6,20) А, а там говорил крокодил, какой читал книгу. (Ваня, 3;5;27)
20 Выводы На этапе однословных высказываний возникают и используются относительно регулярно местоимения я, мой, там, здесь. На этапе двухсловных высказываний местоимения используются в основном в позиции «оси», реже – в свободной позиции; на основе pivot- конструкций осваиваются синтаксические свойства предикативных высказываний. На ранних этапах для местоимений характерна модель syntax first. На этапе многословных высказываний каждое местоимение тяготеет к своим предпочтительным позициям. С развитием синтаксической системы и появлением длинных связных нарративов возникает необходимость в анафорическом связывании. Анафора возникает около 2 лет, осваивается на местоимении он; к 3 годам анафорическийе свойства распространяются на возвратные, относительные и (в меньшей степени) указательные местоимения. Дети не допускают ошибок в использовании «поздних» анафорическийх местоимений Подчинительные конструкции с относительными местоимениями возникают в возрасте 2;5-3 лет, однако используются ограниченно.
21 Литература Аврутин С. Усвоение языка// Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2002 Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и о значениях первых слов, усваиваемых детьми// Шахнарович А.М. (сост.). Психолингвистика. М.: Наука, 1984 Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез языковой коммуникации). М.: Филол. фак. МГУ, 1997 Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009 Baylin J.F. LF Movement of Anaphors and the Acquisition of Embedded clauses in Russian// Language Acquisition (4). P. 307–335 Borer H., Rohrbacher B. Minding the Absent: Arguments for the Full Competence Braine M. The ontogeny of English phrase structure// Language P. 1–14 Brown R. A first language: The early stages. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1973 Eisenbeiss S. Syntax and Language Acquisition// T. Kits, A. Alexiadou (eds.). Syntax: an international handbook. 2nd edition. Berlin: Mouton de Gruyter, 2014 (to appear) Hypothesis// Language Acquisition P. 123–175 Tomasello M. Acquiring linguistic constructions// R.Siegler, D.Kuhn (eds.). Handbook of child psychology: Cognitive development. New York: Wiley, 2006
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.