Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСемен Шаньгин
1 Формирование УУД на уроках русского языка как средство достижения результативности обучения Казанцева Марина Михайловна, Казанцева Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ с. Петровского МКОУ ООШ с. Петровского Уржумского района Кировской области Уржумского района Кировской области
2 Специфика русского языка как школьного предмета 1. Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. 2. Русский язык является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов; 3. На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование, развивают логическое мышление, открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки; 4. На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи, необходимых в реализации образовательных и воспитательных задач при преподавании всех учебных предметов; 5. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
3 Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий (совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход ( развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности)Авторы: Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.
4 Универсальные учебные действия и средства их формирования на уроке Личностные Личностные Познавательные Познавательные Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Регулятивные Средства: 1. Образовательные технологии 2. Формы организации деятельности 3. Методические приёмы Основная педагогическая задача формирования УУД: организация условий, инициирующих детское действие
5 Личностные УУД Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). (Л.С. Выготский). Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности) Смыслообразование (т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом) Нравственно – эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
6 Познавательные УУД Общеучебные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации - знаково-символические - моделирование Логические Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
7 Коммуникативные УУД планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ) разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация) разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация) управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий) управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий)
8 Регулятивные УУД целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы) оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы) саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий). саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий).
9 Этапы формирования УУД 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД; 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
10 Средства формирования личностных УУД текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл - текстовые упражнения, несущие духовно-нравственный смысл задания на умение доказать свою позицию - высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией с аргументацией - анализ характеров и поступков героев - все задания, сопровождаемые инструкцией: «Объясни…»«Докажи…» «Обоснуй свое мнение… А также: участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений, формирование портфолио
11 Средства формирования познавательных УУД задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации правила и определения в виде схем, таблиц, алгоритмов правила и определения в виде схем, таблиц, алгоритмов система работы с различными словарями система работы с различными словарями все задания, сопровождаемые инструкцией: все задания, сопровождаемые инструкцией:«Сравни…» «Разбей на группы…» «Найди истинное высказывание…» занимательные и нестандартные задания занимательные и нестандартные задания
12 Средства формирования регулятивных УУД Методические приемы: – опора на личный жизненный опыт обучающихся; – использование занимательного игрового материала; – создание проблемной ситуации в процессе целеполагания; – моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»; – составление своего плана решения учебной задачи; – поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос); – прием взаимоконтроля, самоконтроля; – использование «графика продвижения», который позволит учащимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности; – использование листов самооценки; – прием взаимооценки Технологии, формы организации деятельности технологии: - проблемно-диалогическая технология; - технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов). Формы работы: фронтальная, групповая. Технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, само- и взаимооценки
13 Средства формирования коммуникативных УУД Методы, ориентированные на устную коммуникацию Все виды пересказа Все формы учебного монолога и диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты Обсуждение, дискуссия, диспут Групповая работа, работа в парах Групповая работа, работа в парах Методы, ориентированные на письменную коммуникацию Сочинения и изложения Сообщения Доклады Письма
14 Показатели достижения личностных результатов на уроках русского языка - осознание себя как гражданина России, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; – знание о языке как основе речевой деятельности, – осознание себя носителями языка как части культуры, – развитие чувства языка, – первичные навыки работы с информацией, – умения различных видов устной и письменной речи, – овладение орфографией и пунктуацией, – понимание и анализ текстов, – овладение родным языком в соответствии с уровнем развития личности и её потребностями
15 Показатели достижения предметных результатов освоения курса русского языка : 1. Овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; 2. Освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); 3. Умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); 4. Способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); 5. Умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; 6. Умение самостоятельно проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.
16 Показатели достижения метапредметных результатов при усвоении: Коммуникативных УУД: 1. Осознавание речи (говорение, слушание, письмо, чтение) как способа устного и письменного общения людей; 2. Умение участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; 3. Понимание зависимости характера речи от ситуации общения, построение своего диалогического и монологического высказывания с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Регулятивных УУД: 1. Способность регулировать свою деятельность: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; 2. Умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить в них коррективы; 3. Адекватно оценивать свои достижения, анализируя их, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
17 Показатели достижения метапредметных результатов при усвоении: Познавательных УУД: 1. Осознавание познавательных задач, поставленных на уроке; 2. Умение искать, получать и использовать информацию в целях усвоения знаний по различным учебным дисциплинам; 3. Читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; 4. Фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной 5. Пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; 6. Выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, доказывать, делать выводы и т.д.
18 Результаты формирования познавательных УУД учащихся 4 класса (I полугодие учебного года) Диагностики: Диагностики: методики «Кодирование», «Визуальные аналогии», рассказ по серии картинок, задания «Предметы и их признаки»,
19 Результат формирования регулятивных УУД учащихся 4 класса (I полугодие учебного года) Диагностики: методики Диагностики: методики «Проба на внимание», «Выполнение задания с использованием последовательности, заложенной в образце», методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
20 Результат формирования коммуникативных УУД учащихся 4 класса (I полугодие учебного года) Диагностики: Задание «Рукавички», «Левая и правая стороны», «Составь рассказ»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.