Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПолина Терехова
1 20 11 г Развитие когнитивной психологии в Европе и Азии.
2 поскольку интеллект в некотором смысле представляет собой конспект человеческой деятельности то есть того, что делает из нас людей. Роберт Дж. Стернберг Когнитологи особенно интересуются разумом человека,
3 План: I Введение II Основная часть 1. Основные представители когнитивной психологии в Европе 2. Иследования когнитивной психологии в Европе. III Итоги IV Литературы
4 - Фредерик Чарлз Бартлетт ( ) - Жан Пиаже ( ) - Александр Романович Лурия ( ) « Когнитивная революция» «Три кита» в Европе:
5 Фредерик Чарльз Бартлетт ( ) C детства Бартлетт занимался самообразованием в библиотеке. Он рано увлекся социальной антропологией и в 1914 стал заместителем заведующего Психологической лабораторией в Кембридже, преподавателем экспериментальной психологии, и в 1922, после отставки Мейерса, стал заведующим лабораторией. Бартлетт более всего известен своими исследованиями в области памяти и социальной психологии и особенно книгой Remembering (1932), где он анализирует результаты экспериментов по влиянию социальных факторов на память. В отличие от современных методов использования бессмысленных слов, Бартлетт использовал осмысленные слова раздражители для изучения влияния прошлого опыта на ассимиляцию нового материала. Это привело к разрыву с немецкой традицией, представители которой не полагались на интроспекцию. Бартлетт занимает выдающееся место в истории английской психологии. Возглавив небольшую лабораторию в 1922, спустя 30 лет он уже руководил более чем 70-ю сотрудниками, а большинство самых важных психологических исследований, выполненных в Англии в середине ХХ века, принадлежали его ученикам.
6 Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже По мнению американских исследователей, конструктивизм можно разделить на два основных направления когнитивное и социальное. Когнитивно-конструктивистское течение берет за основу генетическую эпистемологию Жана Пиаже. Пиаже называл себя представителем эпистемологии (дословно – учение о знании), потому что он изучал знание и познание. Он называл эпистемологию генетической, потому что считал, что структурирование знания внутри нас определено нашими генами, и с возрастом виды и способы этого конструирования меняются.
7 Согласно теории Пиаже, познание детьми окружающего мира происходит через ассимиляцию (уподобление) и аккомодацию (приспособление). Как полагал Пиаже, формирование ментальных механизмов у ребенка может прояснить их природу и функции у взрослых. Другими словами, эволюционные законы свойственны как разуму ребенка, так и научной мысли (процесс сменяемости научных идей, теорий, гипотез), т.к. детская психология в динамике воспроизводит процесс социализации индивида. Ж.Пиаже, биолог по образованию и ранним научным интересам, в решении основного вопроса психологии исходил из принципа равновесия организма со средой (так называемая проблема сохранения Пиаже). Какая- то потребность побуждает активность организма в соответствии с имеющейся (наследственно или приобретенное) схемой действия. На основе этой деятельности происходит ассимиляция - усвоение (присвоение (уподобление тому, что есть)) нового знания, умения. В ходе ассимиляции схема каждого субъекта модифицируется, подгоняется под особенности конкретного предмета. Этот процесс приспособления, подгонки Пиаже называл аккомодацией. Ассимиляция и аккомодация образуют единый процесс адаптации, завершающийся равновесием ("тело стремится к покою" - физический закон!).
8 С р а в н и т е л ь н о е р а з в и т и е Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет).
9 Александр Лурия ( ). Сделал фундаментальные открытия в нейропсихологии и написал книгу о Ш. Александр Лурия ( ). Сделал фундаментальные открытия в нейропсихологии и написал книгу о Ш. Ш. (С. В. Шерешевского), чьи способности изучал выдающийся русский психолог А. Р. Лурия (Luria, 1960, 1968). Это полу клиническое исследование началось в середине 1920-х годов, когда Ш. работал газетным репортером. Он несколько раз менял работу пока, наконец не стал профессиональным мнемонистом. Ш. мог безошибочно воспроизвести списки слов, возраставшие до 30,50 и 70 единиц, с тем же безупречным результатом. Как пишет Лурия, «чтобы запечатлеть в памяти таблицу, состоящую из 20 чисел, Ш. требовалось от 35 до 40 с... таблица из 50 чисел требовала несколько больше времени... от 21/2 до 3 мин» (Luria, 1968). Типичный эксперимент Лурия описан ниже. [Ш.] потратил 3 мин на изучение таблицы, которую я нарисовал на листе бумаги, попеременно останавливаясь, чтобы перечитать то, что он представлял себе в уме. Наиболее яркий пример выдающейся памяти (который также является одним из прекрасно документированных) это случай
10 Э к с п е р и м е н т Л у р и я Ш. Таблица X01X Лурия пишет: Единственное различие между этими двумя попытками состояло в том, что в более поздней ему потребовалось больше времени, чтобы «оживить» всю ситуацию, в которой проводился первоначальный эксперимент: «увидеть» комнату, в которой он сидел, «услышать» мой голос, «воспроизвести» образ самого себя, смотрящего на доску. Но самый процесс «чтения» таблицы занял у него едва ли больше времени, чем в предыдущем случае... Ему потребовалось 40 с, чтобы воспроизвести эту таблицу (то есть вызвать из памяти все числа в правильной последовательности). Он делал это в ритмичном темпе, едва останавливаясь между числами... За 35 с он прочитал числа, образующие диагонали (группы из четырех чисел, идущие зигзагом через таблицу), и за 50 с пробежался по числам, образующим горизонтальные ряды. Всего ему потребовалось 1 мин 30 с, чтобы преобразовать все 50 цифр в одно пятидесятизначное число и прочитать его без запинки. Когда несколько месяцев спустя Лурия снова попросил Ш. воспроизвести эту таблицу, тот сделал это так же точно, как и в первый раз.
11 Педагог психолог Ельбаева Зарина Уразбаевна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.