Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗахар Чиняев
1 Технология переработки нефти, природного и попутного газа Лекция 6.1 Товарное производство НПЗ Лектор – к.т.н., доцент кафедры ХТТ Юрьев Е.М.
2 Товарное производство НПЗ
3 Основные понятия Общая задача товарного производства: прием, подготовка, хранение, отгрузка товарных нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, автоцистерны и другие транспортные системы.
4 Размещение товарного производства на НПЗ Товарное производство должно быть спроектировано с учетом расположения НПЗ на территории местности, с учетом наличия и типа транспортных путей, с учетом типа назначения НПЗ, его мощности и ассортимента товарных продуктов. Ключевые критерии: -Мощность установок по сырью, тонн в год (наличие первичной, вторичной переработок); - Требуемая суммарная мощность товарно- сырьевой базы, м 3 ; -Требуемое количество постов на железнодорожной эстакаде; -Требуемое количество постов на авто эстакаде; -Расстояние до жилой зоны; -Расстояние до рек.
5 Товарное производство на Омском НПЗ р. Иртыш Север Юг Подъездные железнодорожные пути Сортировочная станция Границы НПЗ Условная граница товарного производства Резервуары для хранения нефтепродуктов
6 Особенности товарного производства на НПЗ К основным операциям товарного производства относятся такие как: 1)Приготовление товарной продукции, в т.ч. методом компаундирования (от англ. Compound – составной, смешанный, смешение). 2)Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах; 3) Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом; К вспомогательным операциям относятся: 1) Изготовление и ремонт нефтяной тары; 2) Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений; 3) Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.
7 Особенности товарного производства на НПЗ Потребность в емкости хранилищ определяется: -Числом и видом продуктов; -Методом сбыта; -Источником сырой нефти; -Местоположением и мощностью НПЗ; Стоимость резервуарных парков: долларов на 1 м 3 емкости (для жидких НП); долларов на 1 м 3 емкости (для СУГ); Хранилища рассчитаны, как правило, на: -13-суточный запас нефти; -25-суточный запас нефтепродуктов (исходя из соображений остановки на ремонт не менее 1 раза в месяцев); Общая емкость хранилищ должна быть равна 50 м 3 в расчете на 1 м 3 пропускной способности НПЗ в сутки.
8 Основные зоны товарного производства на НПЗ Зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады. Зона водных нефть грузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные. Зона хранения представлена: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными. Зона оперативная, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.
9 Способы хранения нефтепродуктов Сжиженные углеводородные газы ранее хранили, как правило, в шаровых резервуарах. Сейчас, в основном, хранят в цилиндрических вертикальных или горизонтальных резервуарах. Жидкие нефтепродукты, в том числе и вязкие, обычно хранят в РВС (резервуар вертикальный стальной). Объем резервуара, м Диаметр резервуара, мм Высота стенки, мм Толщина стенки, мм /65/76/97/108/1011/16 Типовые размеры РВС
10 Сжиженные углеводородные газы При производстве сжиженных углеводородных газов (СУГ), как правило, производится смешение следующих потоков: Установка каталитического крекинга или гидрокрекинга Газофракционирующая установка (абсорбционно-газофракционирующая установка) Пропан технический Пропановая (пропан- пропиленовая) фракция Бутановая (бутан- бутиленовая) фракция Пропан-пропиленовая фракция Бутановая фракция (непрореагировавшая) Установка алкилирования изобутана бутиленом Производство сжиженных углеводородных газов Смесь пропана и бутана технических Бутан технический
11 Сжиженные углеводородные газы С установок, где газовая фракция была получена, она поступает в емкости, цилиндрические и шарообразные. Продукт, соответствующий требованиям нормативного документа и имеющий паспорт качества откачивается по трубопроводу на эстакаду налива в железнодорожные цистерны. Для налива предусмотрены: -коллектор бытового газа со стояками налива; -коллектор пропан-пропиленовой фракции со стояками налива; -коллектор бутана со стояками налива.
12 Сжиженные углеводородные газы Кроме того, после получения паспорта сжиженный газ может быть откачан на узел налива в автоцистерны, оборудованный наливными колонками и площадкой под газовозы. Для сбросов углеводородных газов с парка сжиженных газов служит факельная система. Сбросы производятся периодически, при ручном стравливании и освобождении технологических блоков от газов, а также в аварийных ситуациях от предохранительных клапанов в факельную систему завода.
13 Сжиженные углеводородные газы. Требования безопасности Особенностями сжиженных углеводородных газов являются: высокий объёмный коэффициент расширения жидкости, значительно превышающий коэффициенты расширения бензина, керосина и воды; низкая плотность; высокая упругость паров, возрастающая с ростом температуры жидкости. Газообразные углеводороды имеют: плотность, значительно превышающую плотность воздуха; медленную диффузию в атмосферу, в особенности, при отсутствии ветра; невысокие температуры воспламенения относительно большинства других горючих газов; низкие пределы воспламеняемости (взрываемости) в воздухе. Циркулирующие в технологическом оборудовании углеводороды находятся, как правило, под высоким давлением (0,05-2,0 МПа), что может привести к выбросу большого количества вредных, взрывопожароопасных веществ при разгерметизации систем перекачки. Обращение в технологическом оборудовании углеводородных газов в сжиженном состоянии с низкой температурой кипения, может привести к низкотемпературным ожогам обслуживающего персонала (обморожениям). Высокие скорости транспортирования веществ в оборудовании и коммуникации парков и эстакады налива могут привести к накоплению статического электричества, разряд которого может служить источником загорания, взрыва.
14 Компаундирование товарных нефтепродуктов Компаундирование - смешивание двух или нескольких видов топлив, масел, видов или других составных жидкостей для получения специальных продуктов заданных качеств. Фактически, компаундирование – смешение нескольких однотипных потоков- «полуфабрикатов» с целью получения нефтепродукта заданного качества (регламентируется ГОСТ и другими нормативными документами) Бензин риформинга Бензин крекинга Изомеризат Алкилат МТБЭ Товарный бензин с ОЧ=95 Компаундирование товарного бензина с ОЧ=95
15 Компаундирование товарных нефтепродуктов Суть процесса компаундирования заключается в выборе рецептуры (соотношения компонентов) и аппаратуры смешения, которые обеспечивали бы заданный выход и качество продукта. Кроме того, система компаундирования должна быть гибкой по отношению к возможным перепадам расхода какого- либо из смешивающихся компонентов и даже к его внезапному отсутствию. Например, перечень потоков из которых готовится товарный бензин на автоматической станции смешения бензинов (АССБ): Установка атмосферно- вакуумной перегонки нефти АССБ Фракция «НК – 62 о С» Фракция «62 – 85 о С» Фракция «85 – 140 о С» Фракция «140 – 180 о С» Фракция «НК – 185 о С» Установка комплексного производства ароматики Фракция «НК – 62 о С» Фракция «62 – 85 о С» Фракция «85 – 140 о С» Фракция «140 – 170 о С» Установка физической стабилизации бензинов Фракция «НК – 80 о С» Фракция «НК – 180 о С» Бензин – рафинат Установка коксования Бензин коксования Газофракционирующая установка Бензин газовый Установка гидроочистки дизельного топлива Бензин-отгон Низкооктановые компоненты.
16 Компаундирование товарных нефтепродуктов Установка каталитического крекинга АССБ Фракция бензиновая, МТБЭ Установка гидрокрекинга Фракция бензиновая Установка алкилирования Алкилат Установка производства ароматики Фракции С 8 и С 9 Толуольный концентрат Установка изомеризации Фракция изо-пентановая Установка каталитического риформинга Бензин-реформат Высокооктановые компоненты. Присадки. Жидкая антиокислительная присадка агидол–1 (ионол). Твердая антиокислительная присадка агидол–12.
17 Бензины автомобильные Для коррекции ДНП – в бензины добавляют н-бутан (реже – изобутан), насколько позволяют ограничения на ДНП (но не в летний период); Для коррекции ОЧ - в бензины добавляют оксигенаты; В США: ОЧ на АЗС – среднее арифметическое между ОЧи и ОЧм. Массовые расходы по компонентам : 1)Риформат (ОЧи – ) + прямогонный бензин; 2)Бензины кат крекинга и гидрокрекинга (тяжелые бензины КК и ГК можно направить на риформинг); 3)Изомеризат, алкилат; 4)Бутан + оксигенаты; 5)Легкий прямогонный бензин (н-С5, н-С6);
18 Бензины автомобильные Реформулирование бензина: 1. Этилированный бензин отказ от соединений свинца; 2. Бензин на основе реформата отказ от ароматических соединений (в т.ч. бензола); 3. Бензин с добавкой оксигенатов отказ от эфиров, спиртов; 4. Бензин с балансовым количеством изомеризатов, алкилатов (из оксигенатов – только этанол). Сегодня (в США и Европе) топливо для ДВС должно иметь такую же полноту сгорания, что и топлива с высоким содержанием оксигенатов.
19 Бензины автомобильные Компоненты, критические по содержанию S: -Бензин кат крекинга -ГО сырья снижает содержание S (без снижения ОЧ); -ГО непосредственно бензина КК снижает содержание S (снижается ОЧ за счет высокого выхода олефинов); Компоненты, критические по содержанию общей ароматики и бензола: -Риформат; -Бензин КК; -Прямогонный бензин; Компоненты, критические по содержанию олефинов: -Бензин КК; -Бензин коксования; -Полимербензин; Компоненты, критические по термохимической стабильности: -Изоалкены; -Алкены; -Ароматика;
20 Компаундирование товарных нефтепродуктов Приготовление товарных бензинов на АССБ происходит по принципу смешения в потоке нескольких компонентов, путем их одновременной подачи в один из 3-х финальных трубопроводов смешения, согласно заданной рецептуре в объёмных %. Перемешивание смеси компонентов происходит при их прокачке через диафрагмовый смеситель, установленный на каждом из 3-х финальных трубопроводов. Максимальная производительность типовой АССБ при приготовлении – 1100 м 3 /час. Единовременно АССБ может производить приготовление только одной марки бензина по одному из финальных трубопроводов
21 Компаундирование товарных нефтепродуктов Кроме того, современные АССБ могут работать в ручном режиме. При этом сначала в резервуар для приготовления бензина закачиваются все компоненты, а затем осуществляется их циркуляция подсоединенными насосами. При приготовлении необходимо соблюдать порядок закачки компонентов в резервуары. Последовательность, как правило, должна быть такой, чтобы в первую очередь закачивались компоненты с большей плотностью, а затем – с меньшей плотностью. При необходимости – возможна закачка компонентов в любом порядке, однако время перемешивания циркуляционным насосом должна составлять в этом случае не менее 5-6 часов. Толуольный концентрат и фракции ароматических углеводородов С 8, С 9 должны закачиваться либо в первую очередь, либо во время циркуляции смеси для их лучшего перемешивания. При необходимости (когда необходимо исправление показателей качества партии бензина) возможно дополнительное добавление компонентов с последующей циркуляцией смеси в резервуаре. После окончания циркуляции смеси компонентов в резервуаре производится отстой нефтепродукта в течение 2-х часов, освобождение от воды и механических примесей (дренирование производится в промышленно-ливневую канализацию). Контроль качества нефтепродукта в резервуаре производится товарной лабораторией.
22 Компаундирование фракций дизельного топлива Установка атмосферно- вакуумной перегонки нефти Станция смешения фракций дизельного топлива Прямогонная дизельная фракция Установка гидроочистки дизельного топлива Легкий вакуумный газойль Фракция дизельного топлива с установки каталитического крекинга Фракция дизельного топлива с установки коксования Приготовление товарных марок дизельного топлива проводят с помощью процесса компаундирования аналогично приготовлению товарных бензинов. При этом, как правило, смешиваются следующие фракции: -Прямогонная дизельная фракция; -Гидроочищенная дизельная фракция; Последняя получается путем очистки смеси следующих компонентов: -Прямогонной дизельной фракции; -Легкого вакуумного газойля; -Фракций дизельного топлива, полученных в результате вторичных процессов (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование и др.).
23 Компаундирование фракций авиационного керосина Приготовление товарных марок реактивного топлива также проводят с помощью процесса смешения. При этом, как правило, смешиваются следующие фракции: -Прямогонная керосиновая фракция (в т.ч. гидроочищенный); -Керосиновая фракция гидрокрекинга; -гидроочищенный легкий газойль коксования;
24 Компаундирование фракций котельного топлива Установка каталитического крекинга Станция смешения фракций котельного топлива Прямогонная фракция котельного топлива Установка коксования Тяжелый газойль Приготовление товарных марок котельного топлива проводят с помощью процесса смешения. При этом, как правило, смешиваются следующие фракции: -Прямогонная фракция котельного топлива (мазут, температура начала кипения – °С ); -Тяжелый газойль (температура начала кипения – °С); Тяжелый газойль получается путем смешения соответствующих продуктов различных установок: -Каталитического крекинга; -Гидрокрекинга; -Коксования; -Деасфальтизации (в технологии производства нефтяных масел) и т.д. Установка атмосферно- вакуумной перегонки нефти
25 Список использованной литературы 1. Мановян А.К. Технология переработки природных энергоносителей. М.: Химия, КолосС, Технология и оборудование процессов переработки нефти и газа : учебное пособие / С. А. Ахметов [и др.]. СПб. : Недра, с. 3. Ахметов А.С. Технология глубокой переработки нефти и газа: учебное пособие. Уфа: Гилем, 2002
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.