Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКлавдия Вельмукина
1 Управление качеством Дисциплина для направления подготовки ( ) – Радиотехника Автор: Исаев Владимир Александрович, профессор кафедры РС НовГУ Великий Новгород, 2014
2 Лекция 12 Результаты самооценки деятельности организации по модели ФМОМ
3 Результаты самооценки деятельности ОАО «261 РЗ» по модели ФМОМ Организационная самодиагностика основных функций менеджмента: прогнозирования/планирования, организации, мотивации, контроля и координации
4 ГОСТ ISO (8.4 Анализ данных) Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников. Примечание: ГОСТ ISO Термины, относящиеся к документации Информация (information): Значимые данные.
5 Распределение баллов самооценки деятельности ОАО «261 РЗ» по модели ФМОМ
6 Характеристика состояния менеджмента Уровень Оценка (балл) Характеристика состояния менеджмента I(0-20) Управление ведется бессистемно, цели не определены, либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса II(21-40) Система менеджмента имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Руководству необходимо, проявив инициативу, отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы менеджмента на основе качества III(41-60) Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес- процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать значимость потребителя и значимость персонала IV(61-80) Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования V(81-100) Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной
7 Результаты (средние оценки) деятельности ОАО «261 РЗ» по модели ФМОМ (максимальное значение – 20 баллов)
8 Результаты самооценки деятельности ОАО «Квант» по модели ФМОМ Организационная самодиагностика основных функций менеджмента: прогнозирования/планирования, организации, мотивации, контроля и координации
9 Распределение баллов самооценки деятельности ОАО «Квант» по модели ФМОМ
10 Характеристика состояния менеджмента Уровень Оценка (балл) Характеристика состояния менеджмента I(0-20) Управление ведется бессистемно, цели не определены, либо слишком расплывчаты. Для дальнейшего развития необходимо в корне пересмотреть принципы ведения бизнеса II(21-40) Система менеджмента имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Руководству необходимо, проявив инициативу, отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы менеджмента на основе качества III(41-60) Система менеджмента на предприятии сформировалась. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации бизнес- процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Совершенствуя систему управления, следует учитывать значимость потребителя и значимость персонала IV(61-80) Постоянное совершенствование качества менеджмента ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей, используя бенчмаркинг и другие стратегии совершенствования V(81-100) Достигнуты максимальные результаты по всем направлениям управленческой деятельности, система менеджмента является эталонной
11 Результаты (средние оценки) деятельности ОАО «Квант» по модели ФМОМ (максимальное значение – 20 баллов)
12 5 Ответственность руководства 5.4 Планирование Цели в области качества Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества
13 ГОСТ ISO Планирование Цели в области качества Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.
14 SMART - критерии качественных целей: S = simple (простота, понятность цели); M = measurable (её измеримость); A = action trigger (цель должна быть инициатором действий); R = realistic (цель должна быть досягаемой); T = time focused (ограниченность достижения цели во времени). Намерения обычно БЕССРОЧНЫ, РАСПЛЫВЧАТЫ и НЕИЗМЕРИМЫ, цели – ОГРАНИЧЕНЫ ВО ВРЕМЕНИ, КОНКРЕТНЫ и ИЗМЕРИМЫ Намерения обычно заявляются ВСЕМ, цели – СТАВЯТСЯ КОНКРЕТНЫМ СУБЪЕКТАМ
15 ГОСТ ISO Планирование Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества Высшее руководство должно обеспечивать: a) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества; b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
16 ГОСТ Р ИСО
17 Приложение 1 Аудит политики и целей в области качества и анализа со стороны руководства
18 Аудит политики в области качества Политику в области качества и результативность ее применения можно достоверно оценить только основываясь на результатах всего аудита. Методы аудита должны включать: - интервью высшего руководства для понимания его подходов и приверженности качеству (см. Руководство APG Как проводить аудит процессов высшего менеджмента) - оценку на основании записей об анализе руководством приверженности и вовлеченности высшего руководства в формулирование, внедрение, отслеживание выполнения и обновление политики в области качества - оценку того, смогло ли руководство изложить политику понятными словами и донести до всех уровней организации, с соответствующими задачами на каждом уровне и для каждой функции - проведение интервью с сотрудниками с целью убедиться, что они обладают требуемой степенью осведомленности, понимания и знания того, каким образом политика в области качества организации связана с их собственной деятельностью, не обращая внимания на терминологию, которую используют люди при этом - установление свидетельств результативного распространения политики в области качества через соответствующие коммуникационные каналы.
19 Аудит целей в области качества Аудиторам необходимо убедиться, что цели в области качества на высшем уровне организации установлены, что они связаны с политикой в области качества, в основном согласованы, увязаны и согласуются с общими целями бизнеса, включая ожидания потребителей. Если это не так, аудитор должен дополнительно оценить приверженность высшего руководства качеству. Достижение целей в области качества необходимо измерять и документировать. Не существует какого-то определенного способа устанавливать или документировать целей в области качества, т.к. это может проявляться в бизнес-планах, результатах анализа со стороны руководства, годовом бюджете и т.д. Аудиторы сами вправе определять, удовлетворяет ли его то, как документированы цели качества.
20 Аудит целей в области качества (продолжение) Аудиторы должны собрать свидетельства способа, которым цели в области качества соответствующим образом каскадируются на структуру и процессы организации, связывая общие стратегические цели с целями менеджмента и далее с конкретными операционными действиями. При аудите рекомендуется проверять документированные цели в области качества на этапе анализа документации. До окончания аудита аудиторы должны убедиться в том, что цели в области качества реалистичны и значимы, и что организация выделила ответственному персоналу ресурсы, необходимые для их достижения. Подтверждения этого необходимо получить на всех уровнях организации. Цели в области качества не являются статичными, их необходимо изменять в соответствии с текущим состоянием бизнеса и задачей постоянного улучшения.
21 Аудит анализа со стороны руководства Стандарт ISO 9001 требует от высшего руководства проводить анализ системы менеджмента качества организации через запланированные промежутки времени с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Анализ может проводиться на отдельном совещании, но это не является требованием стандарта. Существует множество способов, которыми высшее руководство может проанализировать систему менеджмента качества; это такие как получение и изучение отчетов, формируемых представителем руководства или другим персоналом, обмен информацией в электронном виде, или же как часть обычных совещаний руководства, на которых также рассматриваются вопросы, связанные с бюджетом и целями. Анализ со стороны руководства – это процесс, который должен выполняться и проверяться на основе процессного подхода.
22 Аудит анализа со стороны руководства (продолжение) Раздел стандарта ISO 9001 определяет входы процесса анализа со стороны руководства и эта информация должна быть использована. Однако этим перечень того, что может быть включено в анализ, не исчерпывается. Эта информация не может рассматриваться отдельно или вместе, но только в контексте общего анализа бизнеса. Аудиторы должны знать, что исходные данные могут выступать в различной форме, например, как отчеты, диаграммы тенденций и так далее. Выходом процесса анализа со стороны руководства должно быть свидетельство решений, принятых в отношении: - изменения политики и целей в области качества; - планов и возможных действий по улучшению; - изменения ресурсов, пересмотра бизнес-планов, бюджетов
23 Аудит анализа со стороны руководства (продолжение) Процесс анализа со стороны руководства – не просто некий ритуал, производимый исключительно для удовлетворения требований стандарта и аудиторов; он должен быть составной частью процессов управления бизнесом организации. Общий анализ менеджмента – это комплексный процесс, проводимый на разных уровнях организации. Это всегда двухсторонний процесс, инициируемый высшим руководством и с исходными данными, полученными со всех уровней организации. Мероприятия в рамках анализа могут варьироваться от ежедневных, еженедельных или ежемесячных совещаний в структурных подразделениях до просто обсуждений или отчетов.
24 Приложение 2 Аудит идентификации процессов
25 Отличие понятий процесса и работы Если проверяемая организация не делает различий между понятиями процесса и работы, аудитор должен объяснить, в чем состоит разница, используя пояснения (раздел 2.4) и определение (3.4.1) в ISO 9000, как справочную информацию. Аудитор должен быть способен адаптироваться к ситуации в проверяемой организации. Это ответственность аудитора – понять системы и подходы проверяемой организации. В ходе аудита аудитор должен определить, имеется ли только проблема разного понимания терминов или же реальное упущение во внедрении процессного подхода проверяемой организацией. Возможно, потребуется выпуск записи о несоответствии, если проверяемая организация не полностью выполнила требования, установленные в разделе 4.1 стандарта ISO 9001.
26 Процесс имеет установленные цель (цели), вход(ы), выход(ы),функции и ресурсы Если проверяемый не понимает, что процесс должен иметь установленные (но не обязательно измеримые) цель (цели), вход(ы), выход(ы), функции и ресурсы, то аудитор должен попытаться переформулировать вопросы, избегая использования профессиональной лексики менеджмента качества, например так: Можете ли Вы пояснить Ваши действия? Какая основная деятельность выполняется в Вашем подразделении? Какая информация необходима Вам для начала работы? Откуда она поступает? Кто получает результаты Вашей работы? Каким образом Вы узнаете, правильно ли Вы выполнили свою работу? И т.д.
27 Должен проводиться анализ, мониторинг и/или измерение и улучшение процессов Если в результате применения методов аудита, описанных выше, отсутствуют любые записи или иные доказательства демонстрирующие, что проводится анализ, и/или мониторинг, и/или измерение, и/или улучшение процессов, то это выглядит как несоответствие требованиям раздела 4.1 ISO 9001.
28 Проверяемая организация/аудитор полагает, что каждый раздел или подраздел ISO 9001 должен определяться как отдельный процесс Если аудитор полагает это правильным подходом, то он должен обратиться к соответствующим документам ISO (в особенности к руководству ISO/TC 176/SC 2 N544 ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on the Concept and Use of the Process Approach2), которые прямо утверждают обратное. Если проверяемая организация полагает указанный в заголовке подход правильным, то рекомендуется применить методы аудита, описанные выше в разделе 2 (Процесс имеет …).
29 Является ли процессный подход, как он описан в разделе «Введение» стандарта ISO 9001, требованием стандарта? Описание процессного подхода в разделе «Введение» стандарта ISO 9001 является чисто информационным и не устанавливает само по себе набора дополнительных требований. Раздел 4.1 определяет шаги, необходимые для внедрения процессного подхода в рамках системы менеджмента качества. Примечание к разделу 4.1 дает примеры процессов, необходимых для системы менеджмента качества. Методология аудита должна быть ориентирована, таким образом, на анализ процессов организации.
30 Список литературы 1. ГОСТ Р ИСО «Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества».- М.: Стандартинформ, ISO/TC176/SC2/ 524R2. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on «Outsourced Processes». Пакет документов по введению и поддержке ИСО 9000:2000: «Руководство по использованию пункта 1.2 «Применение» ИСО 9001:2000». 3.ISO/TC176/SC2/ 630R2. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on «Outsourced Processes». Пакет документов по введению и поддержке ИСО 9000:2000: «Руководство по применению процессов аутсорсинга». 4.ISO/TC 176/SC 2/ 544R3. Guidance on the Concept and Use of the Process Approach for Management Systems.Пакет документов для внедрения и поддержки стандартов серии ISO 9000:Руководство по концепции и применению процессного подхода для систем менеджмента.
31 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.