Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Якиманская
1 Психоконсультационная программа «Профессиональный диалог» Авторы: социальный педагог Мануйлова М.Н, педагоги-психологи Валеева Р.Р., Качалкин Д.В. Москва, 2014 г.
2 В своей жизни человек неоднократно сталкивается с таким понятием, как выбор. Верный выбор помогает улучшить качество жизни, стать счастливым. Именно поэтому период профессионального самоопределения так волнителен для подростков и их родителей. Когда же выбор профессии совершен, волнений не становится меньше, ведь одномоментное решение развертывается в целую профессиональную жизнь, первом этапом которой становится получение профессии. Основной целью работы по профориентации психолога в колледже является оказание квалифицированной помощи в сопровождении профессионального становления студентов. В данном случае необходимым условием положительного взаимодействия специалиста и студента будет являться то, насколько их общение будет конструктивным, так как конструктивность в межличностном общении выступает одним из важнейших аспектов проявления взаимодействия. Обучение навыкам общения должно стать важной частью воспитания и обучения, особенно в подростковом возрасте. Оно призвано помочь людям ориентироваться в непростых жизненных ситуациях и находить из них достойные выходы. Такое обучение дает возможность каждому «примерить» на себя манеру поведения человека уверенного, но не агрессивного, уважающего другого и себя самого. Актуальность
3 Цель Основная цель психоконсультативной работы - развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе профессионального самоопределения. Задачи - Развить навыки общения в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения; - Развить способности к рефлексии и к анализу данных самонаблюдения; - Сформировать чувство уверенности в своих силах; - Сформировать интерес к окружающим людям; - Развить умение выходить из конфликтных ситуаций; - Сформировать чувство понимания и сопереживания другим людям.
4 Приемы и методы работы в ходе психоконсультирования: - приемы актуализации субъектного опыта; - методы диалога и полилога (разговор многих участников, при этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому); - игровые методы; - рефлексивные методы и приемы; - тренинговые упражнения; - методы диагностики и самодиагностики. Основная форма организации психоконсультаций: беседа.
5 В процессе психоконсультационной работы студенты должны освоить: - понятия «навык», «общение», «конструктивное общение», «потребность в общении», «эмпатия»; - отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения на вербальном и невербальном уровнях, причины неуверенного поведения; - особенности восприятия собеседниками друг друга при вербальном и невербальном общении; - умение вести диалог с «заказчиком», «клиентом», «работодателем», «коллегой», - свои сильные и слабые стороны в сфере общения (что помогает и что мешает им успешно общаться в профессиональном плане). Студенты должны уметь: - применять на практике навыки уверенного поведения, правила интерпретации языка тела и речевой коммуникации, способы расположения к себе собеседника; - владеть эффективным слушанием; - выражать и принимать благодарность; - предлагать другому свою помощь и самому просить о помощи.
6 Навыки конструктивного общения формируются с помощью специальных тематических упражнений, сочетающих в себе единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. То есть предлагаемая обучающимся информация должна быть органически взаимосвязана с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией, а также с обусловленным ею поведением.
7 Конструктивное общение Конструктивное общение побуждает человека к развитию, совершенствованию, указывает средства для эффективного взаимодействия с другими людьми. Средства улучшения общения должны быть эффективны и удобны в использовании, то есть образцы конструктивного общения должны быть доступны для пользователя в практическом отношении. Идея конструктивного общения призвана прояснить природу общения для того, чтобы эффективнее использовать его развивающие и диагностические возможности. Конструктивность выступает индивидуальной характеристикой партнеров по общению. Результатом конструктивного общения как эффективной технологии является эффективность, продуктивность общения, то есть "внешний" продукт общения (то, что можно увидеть, услышать, зафиксировать). С внешней стороны результаты общения выражаются непосредственно в высказываниях или действиях партнеров по общению (принято решение, получен ответ на вопрос, спланирована совместная деятельность, выполнены соответствующие действия). С внутренней стороны результаты общения выражаются в изменениях мыслей, намерений, установок, интересов, чувств, убеждений и других чисто психологических характеристик собеседников. Общение с использованием техник называется конструктивным, оно позволяет понять и принять собеседника, распознать его состояние, дать ему «обратную связь» в виде сочувствия.
8 Основные этапы программы: 1. Диагностический этап, 2. Психоконсультационная работа (7 занятий), 3. Итоговая диагностика
9 Диагностика: начальная и итоговая Для исследования начального уровня сформированности конструктивного поведения используются следующие методики: 1. Методика «Q-сортировка». В. Стефансона. Она предназначена для диагностики основных тенденций поведения в реальной группе и представления о себе. 2. Методика Т. Лири «Исследование межличностных отношений». Для представления основных социальных ориентации, при исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование- подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. 3. Опросник ДДО (дифференциально- диагностический опросник «Я предпочту») Е. А. Климова – для выявления склонностей и профессиональных интересов. Полученные результаты предопределяют направленность работы психоконсультанта над повышением уровня конструктивного общения.
10 Правила конструктивного общения: 1) Постарайтесь подчеркнуть, что вы относитесь к собеседнику с уважением. Постарайтесь чтобы ваше лицо не было равнодушным, упрямым, сердитым, все люди предпочитают чтобы собеседник смотрел им в глаза. Если переминаетесь с ноги на ногу, смотрите на часы, на дверь, но ни как не в лицо собеседнику. Люди интуитивным образом чувствуют неискренность даже когда им по полной программе демонстрируют внешнее уважение. 2) Постарайтесь подчеркнуть, что у вас с собеседником есть что-то общее – это сделает ваши отношения более доверительными. Например, такими фразами: «Меня это тоже интересует». «Да мы оба рассеяны» и т.д. 3)Проявляйте интерес к проблемам собеседника. Кивать головой, выражать свое отношение вслух, сочувствовать, задавайте вопросы и т.д. 4) Дайте собеседнику возможность выговорится. Если собеседник чем-то расстроен, потрясен, восхищен – дайте ему успокоиться и «остыть». Возможность выговориться часто способствует снижению напряжения. 5) Используйте техники «вербализации эмоционального состояния». Вербализация т.е. проговаривание вслух то, что чувствуете вы, и то, что чувствует ваш собеседник. Например такими фразами: «Мне очень приятно, что мы нашли общий язык», «Я рада, что нам удалось договориться». 6) Постарайтесь занять позицию «на равных» с собеседником. Не используйте такие фразы как: «Я умнее», «Я старше», «Я в этом лучше разбираюсь». 7) Используйте техники слушания. Конструктивному общению очень мешает неумение слушать собеседника (не перебивайте, не отвлекайтесь, не комментируйте и т.д.).
11 Когда вы применяете в общении с коллегами по работе все эти техники, осваивается конструктивное общение, которое улучшает отношения между людьми т.к. предполагает, что вы: -расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле; -уважайте их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения; -уважайте принятые ими решения; -уважайте их ценности и их опыт.
12 Конструктивный спор Обязанности руководителя спора состоят в следующем: он начинает спор постановкой вопроса или комментариями по проблеме. Приглашает присутствующих высказать свое мнение. Предоставляет слово желающим выступить. Строго следит за тем, чтобы спор шел в русле конструктивного спора. Цель спора. Участники ставят перед собой цель: найти оптимальный вариант решения проблемы, найти истину. Ставят перед собой цель доказать (тезис), что предложенный вариант решения проблемы, действительно является оптимальным. Критерии конструктивного спора. Основные правила конструктивного спора: Конструктивный спор – это творческое обсуждение, а не осуждение. Полемисты должны уметь разграничивать общее для спорящих и разделяющее их. Сначала нужно указать на то, с чем все согласны, затем по пунктам и по возможности точно сформулировать те положения, которые вызывают несогласие. Следует помнить, что прежде чем критиковать оппонента, надо его правильно понять. Критерием понимания является верное изложение чужого мнения. Участники спора должны строго соблюдать основные требования культуры спора. Правила общения: Выслушивают партнера не перебивая его, и стараются понять то, что следует из его высказываний. Не поняли – переспрашивают. Ясно и неагрессивно высказывают свое одобрение или порицание. Вопрос Кто виноват? заменяют вопросом Что мы можем сделать для улучшения ситуации?. Правила решения проблем. Проблему ясно определяют и четко формулируют. Для успешного решения проблемы обладают достаточным уровнем знаний. Результатом спора является принятие оптимального варианта решения проблемы, нахождение истины.
13 Благодаря систематическим занятиям программы «Профессиональный диалог» создаются условия для формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся в процессе профессионального самоопределения.
14 И наконец… На одной из пирамид египтологи прочитали такие утверждения: Каждый человек уникален Каждый человек удивительно сложно устроен Каждый человек несовершенен по своей природе Каждый человек бесконечно любим Любите, уважайте не только себя, но и других людей, умейте понять другого и вам обязательно скажут: «Какой приятный собеседник!»
15 Контактная информация: Головное подразделение ГБОУ СПО Колледжа архитектуры и строительства 7: Москва, Усиевича, 31. Телефон: (499)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.