Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Степунина
2 Общественные дисциплины в х годах ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
3 В апреле 1930 г. В газете «Правда» был дан политический анализ четырёх рабочих книг по обществознанию, а также была поставлена задача пересмотра стандартных учебников Наркомпроса. ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом педагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники. Директивные распоряжения ЦК ВКП(б) и Наркоспроса гг. Выдвинули задачу составления нового марксистского учебника по обществоведению «как ударную политическую задачу текущего момента»
4 После принятия Советской Конституции 1936 г. в учебный план школы была введена новая обществоведческая дисциплина. Распоряжением совета Народных комиссаров СССР от 1 февраля 1937 года «в целях изучения основ советского строя советской молодёжью, готовящейся встать в ряды сознательных и активный строителей социалистического общества» с 1937/38 учебного года вводилось преподавание Конституции Союза ССР в качестве самостоятельного предмета в 7 классе средней школы. Курс обществоведения был заменен преподавание Конституции СССР.
5 Приемы изучения Конституции Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.
6 Конституция СССР. Учебное пособие для 7-ого класса средней школы. М.: Учпедгиз Эпиграф: «Человеческое счастье Это ты нам, Сталин, дал, Ты его в законе нашем Буква в букву записал, И с тобой наш ясный сокол, Мы с дороги не свернём, Мы в сердцах и на знамёнах Конституцию несём!»
7 контрасте жизни в СССР и странах капитализма одной из которых раньше была и царская Россия показывает преимущества жизни в социалистической России и несправедливости конституций капиталистических стран и, прежде всего, США, Франции и Англии
8 «В начальной американской школе восемь классов, в которых учатся дети от 6 до 16 лет. Все классы обычно ведёт один учитель. Вот описание одной из школ, взятое нами из американского журнала «Лук» за 1946 год: «В одной классной комнате занимаются ученики всех восьми классов. Пока малыши читают вслух, старшие вынуждены чем-нибудь заполнять время. Продолжительность школьного дня определяется дневным светом, – когда становится невозможно читать, учительница закрывает школу. Электричество не проведено, и даже керосиновые лампы являются редкой роскошью, их зажигают только по особо торжественным дням. Дневной свет едва проникает в класс, здесь почти всегда царит полумрак. Зимой температура в комнате падает ниже нуля, школьники и учительница дрожат от холода. Водопровод и канализация отсутствуют. « …». Более двух миллионов детей учатся в подобных школах»
9 «Свобода совести» «Советская власть объединяет и защищает всех трудящихся независимо от их религиозных воззрений и их отношения к религии, – пишет автор учебника. – Советская власть не только не преследует граждан за то, что они верят в какую-то сверхъестественную силу, но и защищает верующих от гонений за религиозные воззрения» ПРИМЕР: советское правительство «разоблачило преступления немецких фашистов, грабивших и разрушавших церкви, глумившихся над религиозными чувствами верующих»
10 Сталин и коммунистическая партия не одобряют религию. «Темные верующие массы покорно терпят всякое угнетение, – пишет автор учебника. – Если бы советские люди слушались религиозных наставлений, они никогда бы не свергли угнетателей и не построили счастливой социалистической жизни». Автор учебника называет верующих «темной» массой и открыто противопоставляет «советских» людей этой массе. «Вот почему Сталинская конституция, – пишется в учебнике, – обеспечив подлинную свободу совести, предоставила всем гражданам и свободу антирелигиозной пропаганды, т.е. право бороться против всякой религии путем убеждения, пропаганды».
11 «советский суд и его задачи» «в маленьком городке близ нашей западной границы в 1919 году появился землемер». Жил он тихо и спокойно со своей внучкой, и никто не знал, что этот Адам Адамыч, дедушка пионерки Тамуси, «был капитаном германской службы, матерым шпионом, переброшенным в Россию еще перед Первой мировой войной. Под полом его комнаты была спрятана маленькая радиостанция, с помощью которой он тайно передавал в Германию добытые им шпионские сведения». Однажды Тамуся поздним вечером застала дедушку за этим занятием. «Дедушка, что ты делаешь?!» – воскликнула она. Он бросился на внучку и задушил ее. По приговору Советского суда германский шпион был расстрелян»
12 пример одного судебного дела во Фрунзенском суде города Иваново о хищении растительного масла с фабрики имени Крупской. «Дело было очень запутанное», но все-таки было выявлено, что организатором воровской шайки оказался «благообразный тихонький человек, церковный староста», который первоначально проходил по делу свидетелем. Но с помощью тонких вопросов судья доказал, что именно он «скупал краденое масло для церковных лампад. Суд сурово наказал преступников»
13 Права и обязанности российских граждан «Блюсти дисциплину труда!» «Такая строгая дисциплина, – заканчивает эту часть статьи автор учебника, – установлена по требованию самих рабочих, не желающих терпеть в своей среде лодырей, прогульщиков, летунов и бракоделов».
14 Глава 9 Политические свободы «Царская власть душила свободу». «В старой России были особые чиновники, которые наблюдали за тем, чтобы никакие «вольные» мысли не проникали в печать» «В каждой капиталистической стране издание газет и журналов сосредоточено в руках нескольких компаний крупнейших капиталистов, «королей печати», которые держат у себя на службе целые банды наемных разбойников пера» и могут таким образом распространять через печать какие им угодно взгляды, какую угодно ложь и клевету»
15 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ 1-Учителю предлагалось приводить примеры из жизни и деятельности отдельных людей, учреждений и предприятий Советского Союза, статистические данные, законодательные акты, материал из курса истории, а также примеры из жизни народов зарубежных стран (примеры должны были служить «задачам коммунистического воспитания подрастающего поколения» 2-Газетные и журнальные статьи было рекомендовано использовать в качестве источника ярких, хорошо запоминающихся фактов и примеров «как радостной и счастливой жизни народов СССР и стран нарожднолй демократии, так и мрачной действительности из жизни трудящихся капиталистических стран» 3-Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.
16 «Особо важные статьи Конституции 1936 года» Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому по его труду».
17 НОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
18 Новые предметы В 1947 учебном году школьный учебный план пополнился двумя новыми обществоведческими дисциплинами. Официальное сообщение в "Учительской газете" гласило, что "ЦК ВКП(б) признал совершенно ненормальным, что в средних школах не преподаются логика и психология". Были выпущены учебники, намечены меры по подготовке преподавателей. Действительно, для нового советского поколения преподавателей содержание вновь введенных дисциплин было незнакомым и достаточно сложным.
19 ЛОГИКА ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что такое правильное мышление? 2. Какие два значения имеет слово логика ? 3. Что является предметом логики? 4. В чём ошибочность идеалистического взгляда на мышление? 5. Изложите материалистическое решение вопроса о мышлении. 6. В чём выражается связь мышления с языком?. 7. Для чего необходимо изучать логику?
20 § 4. Аксиома силлогизма Умозаключение в форме силлогизма, хотя бы в сокращённой его форме, является для нас привычной, естественной формой мышления. Эта естественность силлогизма объясняется тем, что он отражает обычные отношения вещей. Так, например, если карандаш находится в пенале, а пенал в сумке, то тем самым и карандаш находится в сумке.
21 ОДНАКО: В середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.