Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Осьмакова
2 Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами международного права, прежде всего государствами, заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организациях и т.д.
3 Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы международного права, однако в конце 70-х начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев.
4 Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например, Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.
5 Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.
6 Правопреемство возникает: при объединении существующих государств; при разделе государств; при отделении части государства; при переходе части территории одного государства к другому государству.
7 Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.
8 Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы государственные долги, членство в международных организациях.
9 Применительно к международным отношениям и международному праву под правопреемством следует понимать переход в установленных международным правом случаях прав и обязательств субъекта международного права к другому его субъекту.
10 Согласно современному международному праву, правопреемство государств, как оно определено выше, порождают три блока событий (юридических фактов): передача части территории государства другому государству по соглашению между ними; возникновение нового независимого государства на бывшей зависимой территории в результате ее деколонизации; объединение государств в едином государстве и разделение государства на два или несколько независимых государств.
11 Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств. Согласно универсальной теории правопреемства государств государство- преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству- предшественнику.
12 Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.
13 Таким образом, в правопреемстве государств выделяют: правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, в отношении государственных долгов.
14 Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально- экономического и политического строя государства- предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.
15 Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства- предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.
16 Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется.
17 Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства- предшественника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.
18 Согласно теории универсального правопреемства, получившей развитие в XVIIXIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Грoция, государство- преемник полностью наследует международную личность государства- предшественника. Своими корнями эта теория уходила в римское наследственное право.
19 Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует.
20 Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства- предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства- преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам.
21 Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).
22 Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства- предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.
23 Часть II Конвенции 1983 г. регулирует правовой режим государственной собственности. Структура этой части (раздел 1 «Введение», содержащий общие положения, и раздел 2 «Положения, относящиеся к определенным категориям правопреемства государств») воспроизводится в последующих частях, касающихся государственных архивов и государственных долгов.
24 Можно выделить четыре основных элемента определения: - во-первых, объектом регулирования является государственная собственность, следовательно, положения Конвенции не затрагивают права собственности физических и юридических лиц. Помимо этого косвенного положения о защите прав и обязательств физических и юридических лиц, существует прямое положение, закрепленное в ст. 6; - во-вторых, речь идет о государственной собственности государства-предшественника. Тем самым из сферы регулирования исключается собственность иных государств. И вновь, это косвенное положение дублируется прямым указанием на отсутствие последствий правопреемства государств для собственности третьего государства, установленным в ст. 12; - в-третьих, государственная собственность определяется в довольно широкой формулировке, охватывающей «имущество, права и интересы »; - в-четвертых, критерием определения государственной собственности служит внутреннее право государства- предшественника.
25 Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства- предшественника полностью.
26 Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.
27 Правопреемство государств в отношении государственных долгов регулируется в части IV Конвенции 1983 г. В соответствии со ст. 33 «государственный долг означает любое финансовое обязательство государства предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом».
28 Как и в ранее рассмотренных дефинициях государственной собственности и государственных архивов, выделяются пять особенностей определения: - во-первых, объектом регулирования является государственный долг; - во-вторых, государственный долг государства-предшественника; - в-третьих, государственный долг означает финансовое обязательство, исключая, таким образом, иные виды обязательств; - в-четвертых, круг кредиторов ограничивается субъектами международного права, оставляя за пределами сферы регулирования обязательства государств перед физическими и юридическими лицами. Важно подчеркнуть, что это положение было объектом острых дискуссий при принятии текста Конвенции и позднее стало одной из причин отказа государств от ее ратификации; - в-пятых, финансовое обязательство должно возникать в соответствии с международным правом. В этом положении косвенно отражена непередаваемость так называемых «одиозных долгов».
29 Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства- предшественника и возникновение обязательств государства- преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов.
30 Если же государство разделяется и прекращает свое существование, и части территории государства- предшественника образуют два или несколько государств- преемников, и если государства- преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам- преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству- преемнику в связи с данным государственным долгом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.