Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbizo.ucoz.ru
1 Научно-практический семинар Тема: «Инновационные педагогические технологии в системе уроков изобразительного искусства и черчения».
2 Главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно- ориентированного образования в котором личность ученика находится в центре внимания педагога. Учение, познавательная деятельность, а не преподавание, являются ведущими в тандеме «учитель – ученик».
3 Проведем анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода к обучению по следующим принципам: –Принцип педагогического общения;Принцип педагогического общения; –Принцип опережения в обучении;Принцип опережения в обучении; –Принцип опорных сигналов в обучении;Принцип опорных сигналов в обучении; –Принцип самоанализа в обучении.Принцип самоанализа в обучении.
4 Принцип педагогического общения Традиционный подход Личностно-ориентированный подход Прямая передача готовых знаний путем объяснения учебного материала и иллюстраций. Обучение детей путем вовлечения их в творческий учебный труд. Учение- тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей. Учение носит радостное чувство успеха и умственного развития. Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся. Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета. Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда
5 Принцип опережения в обучении Традиционный подход Личностно-ориентированный подход Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменять время, отведенное на изучение материала, не позволяет творческой инициативы. Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета. Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода Опережение программы ученикам доставляет удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию. Класс в целом становится ленивым, бездумным, безответственным. Класс становится думающим, трудолюбивым.
6 Принцип опорных сигналов в обучении Традиционный подход Личностно-ориентированный подход Деление детей на сильных и слабых Отказ от деления детей на группы сильных и слабых. Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленной проблемы и не умеющим думать. Развитие у учащихся способности к мышлению. Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных. Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество.
7 Принцип самоанализа в обучении Традиционный подход Личностно-ориентированный подход Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежат учителю. Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу. Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу. Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися. Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом. Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества.
8 Школа должна создать условия для формирования личности. Эта задача решаема не только посредством содержания образования, но и через использование новых педагогических технологий. Только широкое внедрение новых технологий позволит изменить саму парадигму образования.
9 В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого Techne – искусство, мастерство, умение и -логия – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
10 Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов).
11 Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект. С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология». Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
12 Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся ЗУН+СУД Познавательные и творческие способности. Технология проблемного обучения. Технология игрового обучения. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Технология проведения учебной дискуссии.
13 Технологии дифференцированного обучения ЗУН+СУД ЗУН+ эстетически-нравственное развитие. Технология внутриклассной дифференциации (Н.П. Гузик). Технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). Технология уровневой дифференциации (В.В. Пикан).
14 Технологии индивидуализации обучения ЗУН+СУД Адаптивная система обучения (А.С. Границкая) Технология индивидуализированного обучения (И. Унт) Технология обучения на основе индивидуально- ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков) Технология проектного обучения. Технология программированного обучения. Информационная технология обучения. Технология коллективного способа обучения (В. Дьяченко). Технология модульного обучения. Технология проблемно-модульного обучения. Технология В.М. Монахова
15 Реализация идеи личностно- ориентированного обучения направлено на стремление воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания учителя, в ходе педагогического процесса предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество и самостоятельную целенаправленную деятельность.
16 Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются: Обучение в сотрудничестве Метод проектов Разноуровневое обучение Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению Все методы предусматривают возможность рефлексии.
17 Разноуровневое обучение Условие возникновения: перегрузка детей с последующим отрицательным отношением к образовательному процессу. Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение с опорой на зону ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Результат: - максимальное использование своих возможностей - учитель уделяет внимание на учащихся разных категорий Условия эффективности: учет особенностей субъектного опыта учащихся особенностей личностно-смысловой сферы Психического развития (памяти, мышления, восприятия) Уровня обученности (знания, способы деятельности) Подготовка материала предусматривает планирование в содержание и результат нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями стандарта Принципы: добровольный выбор учеником уровня усвоения материала (не ниже стандарта) взаимопомощь самостоятельная работа в индивидуальном темпе взаимообучение, взаимопроверка коррекционная работа по устранению пробелов
18 Обучение в сотрудничестве Целевые установки: -переход от педагогики требований к педагогике доверительных отношений -гуманно-личностный подход к ребенку -единство обучения и воспитания Концепция сотрудничества: Ученик – субъект деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик-учитель» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы( содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическим и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей и т. д.)
19 Метод проектов Н.Г.Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; научить пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; способствовать приобретению коммуникативных умений, работая в различных группах; развивать исследовательские умения ( выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивать системное мышление. теоретические позиции проектного обучения в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
20 Этапы работы над проектом - Разработка проектного задания Выбор темы проекта Выделение подтем в тем проекта Формирование творческих групп Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Определение форм выражения итогов проектной деятельности - Разработка проекта - Оформление результатов - Презентация - Рефлексия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.