Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗахар Шкурат
1 Материалы для дистанционной программы повышения квалификации учителей-предметников системы общего образования по вопросам функционирования русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды на основе информационных технологий natalia©getmanenko Научный отдел РОСНОУ 1 Лекция Русский язык в системе межпредметных связей. Работа с терминологией учителей- предметников.
2 Роль русского языка в системе межпредметных связей школьных дисциплин при обучении детей-билингвов. Способы работы с научной терминологией на уроках физико- математического и естественно-научного циклов: алгоритм введения новых научных понятий-терминов. Работа с разными типами словарей на уроках физико- математического, естественно-научного и общественно- политического циклов. natalia©getmanenko Научный отдел РОСНОУ
3 Межпредметные связи - взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
4 В широком смысле слова: межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные (общепредметные) знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов. В узком (предметном) смысле слова: межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
5 русский язык – родной язык и культура, иностранные языки, история, культурология, обществоведение. русский язык – литература, родная литература (эпос); русский язык – цикл естественных наук (география, зоология, ботаника, биология и др.), цикл точных наук (математика (алгебра, геометрия и др.), физика, астрономия, химиия. русский язык - музыка, рисование, физкультура, труд. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
6 Создание учения о терминологии в русской лингвистической науке связано с именем выдающегося лингвиста В.В.Виноградова, когда в 1947 году в работе «Русский язык» им была сформулирована суть термина: «Если слово становится средством логического определения, тогда оно научный термин». [Виноградов, 1947]. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
7 Словесный комплекс; Специальный объект; Специальное понятие; Языковой знак; Слово; Специальное слово; Словесный комплексный мотивированный знак; Лексикализованное сочетание; Сокращение; Функция; Член терминологической системы; Единство знака и понятия; Лексическая единица. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
8 Точность; Однозначность в пределах одной терминологической системы; Отсутствие идеографических синонимов; Отсутствие эмоционности (что отличает его от профессионализма); Мотивированность, которая определяется тем, что термины – это вторичные наименования; Номинативность – функция обозначения специального понятия, которая реализуется независимо от контекста; Дефинитивность – значение термина формулируется в виде логического определения; Системность – свойство занимать определенное место в системе терминов, которое, в свою очередь, обусловлено определенным местом специального понятия, обозначаемого термином в системе специальных понятий; Систематичность – свойство отражения системности на морфологическом, словообразовательном и категориальном уровнях. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
9 Эффективная работа с научной терминологией на уроках физики и математики, зоологии и химии, обществоведения и истории является фундаментом усвоения прочных знаний и хорошо сформированных умений. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
10 А) Методы работы при введения понятия, термин которого уже включен в словарный запас учащихся – корректировочная методика. Б) Методика работы над понятиями, при толковании которых достаточно использовать правила словообразования: В) Методы введения специальных понятий. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
11 Выяснение значения слова. Введение научного понятия, формирование нового семантического поля (корректировка сформированного ранее понятия). Сравнение между существующим и предложенным понятиями. Вывод о новом понятии и закрепление за ним термина и словесного определения. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
12 в новом слове - термине учитель предлагает найти корень слова или корни слова; просит учащихся вспомнить лексические значения однокоренных слов; учащиеся по предложению учителя формулируют обобщенное значение нового слова; формулируются определения понятия. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
13 анализ речевого материала учащихся; актуализация известных понятий, обладающих определенным набором свойств, воссоздание умственных образов, имеющихся у учащихся; объяснение нового понятия в сравнение признаков нового понятия с признаками известных; создается аналогия со схожими признаками имеющейся ассоциации; сравнение признаков нового понятия с известным; дается характеристика особенностей и формулируются свойства новой аналогии. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
14 Типы словарей Толковые ПравописныеДвуязычные Специальные Функцииобъяснение слов определяют нормы написания и произношения русского языка словари для переводов с одного языка на другой словари терминов Примеры Толковые словари русского языка словари типа: «Слитно- раздельно» «Строчная- прописная»: орфоэпические словари и др. русско- ненецкий словарь и ненецко- русский и др. словарь физических терминов; словарь медицинских терминов и др. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
15 Вселенная в алфавите Антропонимические словари Диалектные (областные) словари Грамматические словари Словари сочетаемости слов Идеографические, семантические и ассоциативные словари Лингвострановедческие и культурологические словари Морфемные и словообразовательные словари Обратные словари Орфографические словари Орфоэпические словари Синонимические словари Словари антонимов Словари лингвистических терминов Словари названий жителей и многие другие Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
16 Словарная статья состоит из заголовочного слова, его грамматической характеристики, рекомендаций по пунктуационному оформлению и иллюстративной зоны. При необходимости статью дополняют зона «Не смешивать!», зона дополнительного комментария, отсылочная зона. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
17 Учителю-предметнику жизненно необходимо сформировать умения и навыки для самостоятельной работы школьников со справочной литературой, т.к. обладать всеми знаниями невозможно, но важно знать, как устроены источники и где эти знания можно добыть. Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
18 Спасибо! Вопросы? Комментарии? Научный отдел РОСНОУ natalia©getmanenko
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.