Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПавел Каймаков
3 Воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления
4 она обучает гибкому чтению разных текстов; даёт ориентиры чтения; закладывает ориентиры осмысления текста
5 Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… -вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста. Цель - учим самостоятельно понимать текст. Средство - приёмы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.
6 Одним из базовых требований к содержанию образования является достижение учащимися уровня ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
7 Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты рефлексировать на содержание текстов: - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
8 ГРАМОТНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ владение навыками и умениями чтения и письма способность человека свободно использовать эти навыки для получения информации из текста: -ЧТЕНИЕ -ПОНИМАНИЕ -КОМПРЕССИЯ -ТРАНСФОРМАЦИЯ -ПЕРЕДАЧА
9 1. Человек самостоятельный: способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации. 2. Человек познающий: обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию; владеющий современными информационными технологиями. 3. Человек, умеющий жить среди людей способный к гражданскому самоопределению; толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.
10 Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) под текстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
11 Общение через текст в жизни 1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст) 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других Традиционные способы работы с текстом в школе А. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?) Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.) В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов не понятна?...)
12 Выпускник начальной школы осваивает ряд читательских умений анализировать заглавие текста, самостоятельно озаглавливать текст; составлять к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развёрнутый ответ; самостоятельно работать со словарём текста, семантизировать незнакомое слово; находить и истолковывать под текстовую информацию; вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст подробно, сжато, творчески.
13 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации
14 Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении для того чтобы: -задать вопрос автору по прочитанному (В), -предположить ответ (О), -при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя (П). -Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. ДИАЛОГ С АВТОРОМ
15 Три маленьких хрюшки Отчаянно кричат Пора помыть им ушки, А хрюшки не хотят Напрасно мы купали В корыте поросят Они от нас сбежали И в лужице лежат
16 Берестяная трубочка. М.Пришвин До чтения: Понятно заглавие? Можно ли найти трубочку на рисунке? Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту. Я нашел удивительную берестяную трубочку. В (Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?) Когда чёловек вырежет себе кусок берёсты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили) Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?) 2. И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!) Как же он туда попал? В
17 1. Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, под текстовую и концептуальную информацию 2. Определите роль данного текста на уроке 3. Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) 4. Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) 5. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
18 1. Текст озвучивает учащийся, комментирует его учитель. 2. Комментарий должен быть кратким и динамичным, он должен усиливать эмоциональную реакцию 3. Комментарий не должен превращаться в беседу 4. Учитель может прервать чтение ученика там, где это необходимо, используя разные способы: - рефрен - включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели?») - вопрос, сжатый максимально («Догадались почему?») (необходимо избегать слов «Стоп!», «Достаточно», «Хватит», «Остановись здесь») 5. Незнакомые слова лучше семантизировать (определять значение из контекста )
19 Прихрамывая, они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись среди каменной россыпи. В (Что случилось с героями рассказа? Почему они идут прихрамывая?) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями... П (На какой вопрос ответили) -Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, - сказал один. Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Его спутник, только что вступивший в молочно-белую пенящуюся по камням воду, ничего ему не ответил. В (Почему путник говорит именно о двух патронах?) О (Как вы думаете?) Он окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался один… Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман… Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линии. Ни деревьев, ни кустов, ни травы – ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни. В его глазах появилось выражение страха… П (Проверьте предположения!)
20 Им владело только одно желание: есть. Он помешался от голода. Ему было все равно куда идти, лишь бы идти по ровному месту. Под мокрым снегом он ощупью искал водянистые ягоды, выдергивал стебли камыша с корнями... Он чувствовал только голод, и ночью ему снились пиры, званые обеды и столы, заставленные едой… Он очень ослаб… Когда он приготовился к дневному переходу, то выкинул все, что казалось ему лишним. Достав тяжелый мешочек из оленьей кожи и взвесив его в руках, он, в конце концов, захватил его с собой… В (Что за мешочек несет человек с собой и почему так бережет?) …Он развязал ремешок, и из мешочка посыпался крупный золотой песок и самородки. Он разделил золото пополам, спрятав одну половину на видном издалека выступе скалы, а другую взяв с собой... К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и вторую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье.П (На какой вопрос ответили?) К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли свою добычу. Час назад этот был живой олененок. Может быть, подумал человек, и от него к концу дня останется не больше. Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть – уснуть. Смерть – это конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!).
21 Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь. Шел, не разбирая времени, и ночью и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед.... П (На какой вопрос ответили) ( Почему же Джек Лондон назвал рассказ «Любовь к жизни»? (выход на под текстовую информацию) Чем привлекает жизнь героя рассказа? Богатством? Покоем? Возможностью поесть досыта? Дружбой? Красотой? Почему, несмотря на то, что персонаж рассказа так привлекателен для нас, хотя и не совершает, казалось бы, ничего героического? А в чем ценность жизни для нас с вами? (концептуальная информация) После чтения: Почему человек вышел победителем в поединке с дикой «унылой и страшной» природой? Любовь к какой жизни заставляет людей терпеть страдания и лишения, отказываться от сытости и комфорта, и даже жертвовать собой? (МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, обществознание) Что называют в науке антропологии «феноменом культуры»?
22 Цель чтения – усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, формулирование обобщённых выводов, заключение по поводу основной мысли текста.
23 Виды и приемы чтения Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Изучающее чтение Цель Самое общее представление о содержании и смысле текста Извлечение основной информации Проникновение в смысл при помощи анализа Конечный результат Решение: читать или не читать текст Решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать Понимание всех уровней текста Приёмы -анализ заголовка, прогнозирование темы; -анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются, шрифтовых и графических выделений; - знакомство со структурой текста; - просмотр первого и последнего абзаца текста; -знакомство с оглавлением; - чтение аннотации (если есть) -чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существенных, первом и последнем предложении каждого абзаца; -выделение по ходу чтения значимой информации; -расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? – непонятно, надо вернуться; ! – интересно, важно и т.д.) -Выделение смысловых частей текста; - прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное; - выделение ключевых слов; - выявление под текстовой информации; - определение принадлежности к тому или иному стилю; - составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста; - составления плана, графика, схемы; - переработка текста: создание вторичного; - читательские комментарии к тексту.
24 1. Работа с текстом до чтения Результат: мотивация к дальнейшему, более подробному изучению текста. 2. Работа с текстом во время чтения 1) Первичное чтение (целостное, элементароно-аналитическое восприятие и первичное понимание). 2) Вторичное чтение (осмысление прочитанного) 3) Перечитывание (просмотровое чтение). 4) Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления логической структуры текста). 5) Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению). Результат: индивидуальная интерпретация прочитанного. 3. Работа с текстом после чтения. 1) Завершение работы (обсуждение прочитанного). 2) Закрепление (пересказ) Результат: сформированное знание о предмете.
25 1. Определи для себя цель чтения. 2. До начала чтения: - прочитай заглавие, постарайся предположить тему, содержание и построение текста; - определи количество частей по количеству абзацев. 3. Во время чтения: - задавай вопросы автору и ищи ответы на них в тексте; - обращай внимание на слова, выделенные шрифтом; - определи, на какой вопрос отвечает каждый абзац; запиши эти вопросы; - определи главную и второстепенную информацию. 4. После чтения: - определи, достигнута ли цель чтения: ответь на вопросы, которые ты поставил к каждому абзацу; - отметь то новое, что ты узнал из этого текста; - расскажи содержание текста по плану, выделяя главное.
26 Текст и вопросы по ходу чтения Вопросы к каждому абзацу Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из трёх целей: (какие же это три цели?) общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь. В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нём выделяются разновидности (какие? сколько их?), которые называются стилями: разговорный стиль, книжные стили (научный, художественный и др.) (для каких же целей используется язык в разговорном стиле, в научном, в художественном?). Научный стиль – это стиль научных статей и книг, учебников и учебных пособий. (Это письменные формы. А существует ли научный стиль в устной речи?) Жанры устной научной речи – это научный доклад или сообщение, лекция, выступление в научном диспуте. Признаки научного стиля: использование специальной лексики (терминов), употребление слов в их прямых значениях (а почему в научном стиле нельзя употреблять слова в переносных значениях?), чёткое построение предложений и др. (Есть ли другие признаки?) 1. Для каких целей используется язык? 2. Что такое стили? 3. В каких жанрах устной и письменной речи существует научный стиль? 4. По каким признакам можно узнать текст научного стиля?
27 § 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог: Это лишайники – особая группа живых организмов. В Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других? Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П (Мы нашли ответ на вопрос?) Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте. (То есть по-другому…) На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных профессий В (Каких именно профессий и почему?) О. Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П (ответ на вопрос «почему?»).
28 Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную экосистему, которая может жить самостоятельно П (На какой вопрос мы нашли ответ). Как же устроены эти удивительные организмы? (Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте) Лишайники состоят из гиф гриба, между которыми живут водоросли П. Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли. Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос? Мы нашли ответ? Какой? Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)
29 1. Чтение задачи детьми (про себя). 2. Выделение числовых данных. 3. Выделение важных слов-помощников. 4. Обсуждение всей найденной информации. 5. Соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой. 6. Рассказывание задачи по рисунку или схеме. 7. Составление плана решения через наглядную опору или пиктограмму.
30 В детский сал привезли 47 кг яблок. Это на 15 кг больше, чем апельсинов. Из 29 кг яблок сварили компот. Сколько килограммов свежих фруктов ещё осталось? 47 кг Яблоки ? 29 кг
31 Последние результаты PISA (2009) удручают В 2000 году Россия занимала место (в зависимости от предмета), в 2003 году – 20–30 места, в 2006 – , в 2009 – 40-43
32 Насколько уверенно вы себя чувствуете при решении следующих задач по математике? Вычислить, пользуясь расписанием движения поездов, сколько времени займет поездка из одного города в другой 68 % Вычислить, на сколько подешевеет телевизор после снижения его цены на 30% 72% Вычислить, сколько квадратных метров плитки понадобится для покрытия пола 69% Понимать графики, публикуемые в газетах 65% Решать уравнения вида 3x + 5 = 17 91% Найти по карте истинное расстояние между двумя городами, если масштаб карты 1: % Решать уравнения вида 2(x+3)= (x + 3)(x - 3) 80% Определить расход бензина автомобилем 63%
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.