Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗинаида Дронина
1 Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы» Автор: Пудикова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ5» г. Нижневартовска ХМАО-ЮГРЫ
2 Визитная карточка Стаж работы -29 лет -Стаж работы в МБОУ «СОШ5» – 28 лет. Награды: Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования, 2006 год. Образование – высшее, Тобольский государственный педагогический институт, 1979
3 Актуальность проекта Актуальность проекта обусловлена: возрастающими требованиями к уровню овладения знаниями и коммуникацией учащимися современной средней общеобразовательной школы; повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения и к развитию межкультурной коммуникации; отсутствием конкретных пособий для внедрения регионального компонента конкретно в нашем регионе. Актуальность проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений. Актуальность проекта для МБОУ «СОШ5» состоит в том, что он реализуется в рамках «Программы развития школы», «Программы воспитательной работы школы».
4 Инновационность Инновационность данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме. Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль по применению на уроках краеведческого материала.
5 Цель проекта: создание условий для реализации краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средства развития коммуникативных компетенций.
6 Задачи проекта: изучить и проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной теме; разработать образовательный модуль по применению краеведческого материала на уроках русского языка и литературы; сформировать банк исследовательских и проектных работ учащихся; разработать авторскую программу дополнительного образования «Мой край – Югра!»; обобщить результаты мониторинга.
8 Гипотеза процесс развития и формирования коммуникативных компетенций будет эффективен, если при организации учебной деятельности будет использован краеведческий материал.
9 Продукт педагогического проекта Информационный блок Методический блок Исполнительский блок Контролирующий блок 1. Доклад «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» 2. Статья «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы» 1. Брошюра «Методические материалы для учителей литературы». 2. Педагогический проект. 3. Программа дополнительного образования «Мой край- Югра» 1. Сборник «Творчество народов Севера». 2. Сценарии уроков с использованием краеведческого материала. 1. Банк исследовательских и проектных работ учащихся. 2. Анкеты и тесты по изучаемым темам.
10 Продукт педагогического проекта Сборник «Творчество народов Севера»
11 Цели и задачи литературного краеведения: воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа; развивать культуру чтения школьников; развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства; способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать речевую культуру школьников; учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края; формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание.
12 Класс Раздел программы Вид деятельности Краеведческий материал 5 класс Из мифологии. Конкурс рисунков, выразительное чтение и пересказ легенды или мифа. Легенды и мифы народов Севера, ханты и манси. 6 класс Из устного народного творчества. Исследовательская работа. Творческий проект «Книжки-малышки «Загадки народов Севера». Проектная работа. Легенды, мифы, предания народов ханты и манси. Загадки, пословицы и поговорки народов Севера. 7 класс Из устного народного творчества. Исследовательская работа. Творческий проект «С восхищением о Югре!». Проектная работа. Встреча со сказителями народов ханты - манси. Экскурсия в краеведческий музей. Легенды, мифы, предания народов ханты и манси. Загадки, пословицы и поговорки народов Севера. 8 класс Поэзия 19 века Конкурс стихов. Презентация. Исследовательская работа. Связь жизни и творчества русских писателей с округом, областью. 9 класс Древнерусская литература. Региональный компонент. Родная природа в произведениях писателей 20 века. Устный журнал. Исследовательская работа «Становление литературы ХМАО-Югры». «Поэзия Нижневартовска». Встреча с поэтами и писателями города Нижневартовска с В. Акимовым, Еленой Слипченко. Древняя литература народов ханты и манси. Поэты города Нижневартовска, Сургута: Куваева Н.Л., Н. Смирнов, В.А.Мазин, В.И. Малышева, С. И. Майорова, Альбина Кузьмина. 10 класс Жизнь и творчество Достоевского. Исследовательские и проектные работы. Творческий проект «Литературные места ХМАО – Югры» или «Памятники писателям и поэтам в городах ХМАО - Югры». Достоевский и город Омск. Тобольск и поэты – декабристы. Связь жизни и творчества русских писателей с округом, областью. 11 класс Новейшая современная поэзия и проза. Конкурс чтецов. Устный журнал «Творчества Маргариты Анисимковой» Маргарита Анисимкова «Порушенная невеста».
13 Краеведческая тематика на уроках вызывает коммуникативную активность в результате следующих факторов: учащиеся знают, о чём говорят; учащиеся говорят о том, что им дорого. Поэтому при выборе краеведческого материала учитываются: реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь; заинтересованность учащихся в данном материале; неполнота информации о данном материале; привязанность данного материала к программной теме; социализирующая ценность данного материала; тесный контакт с родителями учащихся в выполнении заданий.
14 Дидактический материал 1. Составление небольших устных и письменных рассказов о своей семье, дедушках и бабушках, нашем городе, округе, области («Я и моя семья», «О чем поведала старая фотография», «Улица, на которой я живу», «Имя моего города».) Эти задания ребята выполняли охотно, привлекая своих родителей, дедушек и бабушек, старожилов города. 2. Разработка исследовательских работ и социальных проектов на основе краеведческого материала. 3. Составление текстов по различным темам русского языка на основе краеведческого материала. 4. Работа с текстами (анализ) писателей ХМАО-Югры.
15 Мероприятия, проводимые в рамках предметных недель: «ХМАО – центр культуры северных народов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»: «Русский Север - сокровищница народной культуры» (устный журнал); «Памятники истории и культуры родного края» (заочная экскурсия); «Лирика нижневартовских поэтов (литературный альманах); КВН между командами родителей и учащихся «Моя малая родина»; «В краю оленьих троп. Быт, традиции» (библиотечный урок).
16 Формы использования краеведческого материала на уроках русского языка: Словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру ХМАО-Югры, но и языковой материал: топонимику местности, фольклор народов, проживающих в ХМАО- Югре, отрывки из произведений местных поэтов и писателей. 2. Исследовательские работы по топонимике: название городов, сел, поселки, улиц, озер и рек. 3. На уроках развития речи даю ребятам задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Мой любимый уголок города» или «Улица, на которой я живу».
17 Исследовательские и проектные работы: «Честь и достоинство в менталитете русского народа на примерах истории и литературы». «Сказки и загадки. Отражение в них жизни русского народа и народов Севера» «Топонимика рек и озер ХМАО- Югры». «Экскурсия по ХМАО- Югре» «Литературные места моего города»
18 Ресурсы Кадровые: Для разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, окончила Тобольский государственный педагогический институт, 1979 г, по специальности «Учитель русского языка и литературы». Прошла следующие курсы повышения квалификации: 1.«Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы», 72 учебных часа, г. Ханты- Мансийск, АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования», 2011 год. Удостоверение Материально- технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям. Программно- методические ресурсы: рабочие учебные программы образовательной области «Русский язык» и «Литература» на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов «Мой край - Югра». Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, презентации. Государственная библиотека Югры. Раздел ГБ Югры. Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г.Нижневартовск
19 План реализации проекта Мероприятия Сроки выполнения Ответственные 1 Изучение теоретического материала по выбранной теме учебный год Пудикова Л.В. 2 Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах. В годы реализации проекта Пудикова Л.В. 3 Изучение опыта коллег по формированию коммуникативных компетенций через использование краеведческого материала. Внедрение в личную педагогическую практику приемов и методов новых технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта учебный год Пудикова Л.В. 4 Разработка уроков, дидактического материала с краеведческим материалом учебный год Пудикова Л.В. 5. Анкетирование учащихся и их родителей. Цель: выявить актуальность, востребованность программы. ноябрь, 2010Пудикова Л.В.
20 Результативность
22 Воспроизводимость педагогического проекта На портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru имею мини - сайт учителя Пудиковой Л.В. В 2011 году выступила на школьном методическом объединении докладом по теме «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» и презентовала брошюру «Творчество народов Севера». Руководила пунктом проведения ЕГЭ в г. Нижневартовске. Работала в составе жюри межрегионального конкурса исследовательских работ «Открытие мира» в 2013 году. В 2012 году выступила с докладом на Всероссийской научно- практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-ЮГРЫ, НГГУ» от 26 марта 2012 года, г. Нижневартовск с докладом «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных компетенций». Принимала участие с детьми в работе III Окружной научной конференции «Новое поколение и Общество знаний» 1 ноября 2013 года, г. Сургут.
23 Перспективы дальнейшего развития проекта В перспективе создание брошюры по обобщению опыта использования краеведческого литературного материала. Разработка занятий по русскому языку с использованием краеведческого материала. Создание сайта для публикации методической копилки и работы с учениками по формированию их ключевых компетенций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.