Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНикита Торопов
1 МУ «Информационно-методический центр системы образования Ейского района»
2 При активной работе обучающихся в группах развиваются: личностно-мотивационные компетенции (при самостоятельном определении целей и методов работы, выборе методов работы и используемых источников, выполнении и координации деятельности), компетенции в области планирования деятельности (при планировании и осуществлении работы, формулировке проблемы, сборе и интерпретации данных), компетенции в области принятия решений, самоконтроля и коррекции результатов деятельности (учащиеся начинают лучше понимать суть и структуру знаний, начинают видеть их личностный смысл).
3 Обучение происходит более целенаправленно и эффективно, в нем взаимосвязаны все компоненты учебной деятельности. Лучше всего запоминается тот материал, который человек объяснит другому. Работа в микрогруппе дает всем обучающимся возможность оказаться в роли педагога и направлять остальных в работе. В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость. Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и обучающимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении, не слушая других, то группа в целом проигрывает.
4 При организации работы по микрогруппам педагогу важно обращать внимание на: организационные условия; особенности собственной деятельности; контроль и оценивание работы учеников.
5 Формирование групп педагогом может и должно осуществляться в различных вариантах: Учитель называет только количественный состав групп, а группы создают сами учащиеся (могут также указываться учебные задачи, вид деятельности и др.). Учитель заранее готовит карточки, различные по цвету или форме, а учащиеся берут их и образуют соответствующие группы. Первый и второй варианты обеспечивают количественно равные группы, но недостаток их в том, что группы могут оказаться неравнозначными по силам. В младших классах можно использовать прием скрытого отбора учителем учащихся в группы, когда группы целенаправленно создаются при помощи различных игровых приемов. Учитель во время подготовки к занятию сообщает учащимся вопрос по теме. Вопросы расписываются на карточки, различные по сложности под разными номерами (1, 2, 3 и т. д.). Во время урока учащиеся, зная значение номера, сами делают выбор, объединяясь в группы. Учитель называет учебные задачи, консультантов и предлагает учащимся распределиться по группам.
6 Столы или стулья в помещении должны быть расставлены «островами», чтобы группы не мешали работе друг друга и каждый участник в группе видел остальных и мог свободно общаться с ними. Если такой возможности нет или работа по микрогруппам является лишь элементом урока, то проще всего организовать группы по соседству, объединив для работы 4-8 учеников, сидящих рядом.
7 Количество участников в каждой микрогруппе должно быть от трех до семи человек. Оптимальным считается выбор пяти участников, тогда в обсуждении будет высказано большое количество идей, что позволит рассмотреть поставленный вопрос со всех сторон, и в то же время группа сохранит свою целостность.
8 Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например: организатор отвечает за работу группы в целом; спикер выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь записывает высказанные идеи и решения; критик высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения; контролер проверяет, все ли поняли принятое решение.
9 При организации работы по микрогруппам в первый раз учитель должен познакомить обучающихся с функциями каждой роли и периодически напоминать их. Наиболее эффективно для достижения метапредметных результатов чередование ролей - каждый ученик в течение четверти выполняет каждую из ролей (на основе самостоятельного выбора или по указанию учителя). Состав групп (ученики, работающие в одной группе) должен периодически меняться. Частоту смены определяет учитель в соответствии с целями, которые он решает в обучении. С одной стороны, частая смена состава микрогрупп может снизить эффективность работы, так как время будет тратиться на «притирку» участников друг к другу. С другой стороны, результатом смены участников будет развитие толерантности, навыков общения и установление более сплоченных взаимоотношений в группе в целом.
10 Задачи группам должны быть поставлены максимально четко, исключая двусмысленное понимание. Особенно важно это делать на первых этапах работы. Впоследствии, когда группы будут работать на более высоком уровне творчества и самоорганизации, возможно ставить не конкретные задания, а лишь описывать проблемное поле, в котором группа сама вычленит проблему. Если обсуждение идет эффективно (группа выдвигает много идей, распределенные роли выполняются, группа контролирует время работы, помнит о цели обсуждения и др.), то учителю лучше не вмешиваться в ход работы. В случае неэффективной работы вмешательство педагога необходимо. При вмешательстве в работу группы целесообразно применять методы «мягкого» вмешательства - перефразирование услышанного вместо прямого вопроса, вопросы на уточнение, просьба привести пример... Педагог должен стимулировать интеллектуальную деятельность школьников в группе, развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений.
11 Группы не могут эффективно функционировать, если школьники не имеют и не пользуются определенными социальными навыками и навыками общения. Педагоги обучают их этим навыкам так же целенаправленно и тщательно, как навыкам учебным. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание конфликтов.
12 Вводная часть: а)постановка задачи, проблемы (создание проблемной ситуации); б)инструктаж о последовательности работы; в)раздача дидактического материала по группам. Групповая работа: а)знакомство с материалами, планирование работы в группе; б)индивидуальное выполнение задания; в)обсуждение индивидуальной работы в группе; г)обсуждение общего задания группы; д)подведение итогов группового задания и его оформление. Заключительная часть: а)отчет групп о выполненной работе, о решении поставленной перед коллективом задачи; б)анализ выполнения поставленной задачи группами и коллективом в целом; в)общий вывод о групповой работе и достижении цели, поставленной в начале занятия.
13 подготовка вопросов друг другу, как вариант - постановка вопросов после изложения нового материала (может использоваться прием ТОЛСТЫЕ и ТОНКИЕ вопросы); ответы на вопросы учителя, поставленные до изучения нового материала, как дополнение - обобщение и выработка совместного краткого ответа; составление задач или упражнений; подбор фактов или примеров для доказательства теоретических положений; соединение изучаемого материала с уже имеющимися знаниями; высказывание предположений о дальнейшем развитии событий; попытки разрешить теоретический конфликт; подбор дополнительного материала к уроку; взаимопроверка домашнего задания, теста или самостоятельной работы; выполнение лабораторных работ, написание отчетов по ним; выполнение проектов.
14 «Зигзаг» («Ажурная пила»): Перед уроком преподаватель дробит текст на несколько смысловых частей. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время урока учитель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 5 человек. Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоит разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения: попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 5. Затем первые номера собираются в отдельную группу, вторые - в отдельную, и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала они читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и потом доложить их всей аудитории.
15 «Зигзаг» («Ажурная пила») 1 фрагмент 2 фрагмент 3 фрагмент 4 фрагмент 5 фрагмент Работа над текстом
16 Проблемы, возникающие при оценивании работы в группе: и педагогу, и участникам сложно объективно оценить индивидуальный вклад участников в работу (то, что традиционно оценивается); кроме результата в виде знаний и умений группа нарабатывает и метапредметные результаты - коммуникативные, исследовательские, социальные компетенции, для которых до сих пор не выработаны четкие критерии оценки и которые невозможно оценить в пятибалльной системе.
17 Классификация видов оценивания: Учителем: индивидуальные оценки каждому участнику - оценка группы в целом. Учащимися: самооценка – взаимооценка. Оценка только содержания - оценка содержания работы и других компетенций (результатов). Для установления положительной взаимозависимости и взаимопомощи в группе можно ввести следующие методы оценивания: Учитель организует индивидуальные отчеты, тестируя, допустим, каждого второго ученика и выставляя среднюю оценку всей группе. Учитель по собственному выбору предлагает одному случайно выбранному члену группы дать ответ за всех и на основе его ответа ставит оценку всем.
18 Вид оценивания выбирается сообразно целям занятия: Если основной целью урока было усвоение определенного предметного материала и учитель хочет оценить знания, которые приобрел каждый ученик на уроке, то целесообразно провести в конце занятия привычную форму оценивания - тест или самостоятельную работу. Если основной целью занятия было формирование метапредметных компетенций и учитель хочет, чтобы сами ребята оценили содержание работы и другие результаты, то тогда каждая группа до начала работы получает лист, в котором описаны критерии оценки и указаны фамилии членов группы. В этом листе после окончания работы ученики проставляют оценки себе и всем другим участникам группы в соответствии с критериями.
19 Группам необходимо отдельное время, чтобы обсудить, успешно ли они идут к своей цели, успешно ли поддерживают эффективные рабочие взаимоотношения среди членов группы. Педагоги организуют эту деятельность, предлагая время от времени такие задания: перечислите по меньшей мере три поступка или действия отдельных членов группы, которые обеспечили успех всей группе, или назовите что- то одно, что могло бы завтра принести группе еще больший успех. Учителя также ведут учет всех достижений членов группы и устанавливают обратную связь с микрогруппами и группой в целом, сообщая им о результатах их совместной работы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.