Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНикита Цыверов
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА КАТЕГОРИЮ ТЕМА: «Развитие творческих способностей через организацию проектной деятельности младших школьников в рамках ФГОС» РУКОВОДИТЕЛЬ: Виноградова Е.П., к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПК ППРО ОГПУ ВЫПОЛНИЛА: Левицкая С.Ю., учитель начальных классов МОАУ СОШ 4 г.Новотроицка Оренбург 2014
2 Условие возникновения опыта Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 ). Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
3 Актуальность и перспективность опыта Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно- трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
4 Теоретическая база опыта Что такое творчество? - воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Под творчеством ученика мною понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Ведь творчество, индивидуальность, художество проявляются даже в минимальном отступлении учеником от заданного образца.
5 Новизна опыта Новизна опыта выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления. Образовательный потенциал заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов. Работа над проектной деятельностью способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
6 Новизна опыта На своих занятиях я использую как традиционные методы, так и нетрадиционные. Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил: Служить примером для подражания. Поощрять сомнения. Разрешать делать ошибки. Поощрять разумный поиск. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Готовить к препятствиям. На своих уроках и во внеурочной деятельности создаю условия, при которых ученик испытывает череду эмоций: Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?» Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!» И, наконец, восторг: «И я так могу!»
7 Ведущие педагогические идеи. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения». Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику. Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.
8 Технология опыта В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования на основании проекта базисного учебного плана, в части внеурочной деятельности учащимся предлагается как одно из направлений – проектная деятельность. Одно из наиболее теоретически разработанных направлений – это проекты в рамках образовательной области «Технология». Проектная деятельность здесь рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: 1. направлены на достижение конкретных целей; 2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. в определенной степени неповторимы и уникальны.
9 Технология опыта Цели: 1. углубление общеобразовательной подготовки по предмету «Технология»; 2. развитие творческих, изобретательских, рационализаторских способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественного труда через проектную деятельность. Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: а) умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; б) способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; в) формирование социально адекватных способов поведения 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: а) воспитание целеустремленности и настойчивости; б) формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; в) формирование умения самостоятельно и совместно планировать свою деятельность и сотрудничество; 4. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 5. Совершенствование практических умений, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов
10 Технология опыта Аппликация - один из самых распространенных и привычных видов работ, это одно из самых любимых занятий детей. Ребятам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Младшим школьникам доступна предметная аппликация, которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской. На своих занятиях я учу детей выполнять объёмные аппликации без использования ножниц. Такая техника изображения называется пластической аппликацией из мятой бумаги.
11 Технология опыта Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.). Лепка – это создание различных скульптур из всевозможных пластичных, подходящих для этой цели материалов. Изделия, вылепленные из пластилина, не пользуются столь большим спросом, как изделия из глины и теста, и это понятно – они недолговечны, очень легко деформируются. Лепка из пластилина больше подходит для детского творчества, ведь она учить малышей быть старательными, аккуратными, изобретательными.
12 Технология опыта Поделки из природного материала. На своих занятиях мы используем различный природный материал: овощи, фрукты, ягоды, плоды шиповника и ягоды рябины, опавшие листья, яичная скорлупа. Этот вид творчества очень увлекателен и познавателен. Дает возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества. Дети каждый год принимают участие в ярмарке « Во саду ли, в огороде», которую проводит наш Дом культуры. Каких только поделок из природного материала не делают дети вместе с родителями. Это и вазы из тыквы и кабачков, и герои мультфильмов, и красивые сказочные кареты, различные зверюшки, лесные полянки с грибами, божьи коровки, бабочки, стрекозы. Дети за свои работы получают грамоты, дипломы, благодарности. Сколько радости светиться в их глазах от гордости за свои работы.
13 Результативность Учащиеся свои проекты представляли на школьных и городских конкурсах и выставках. Принимали участие в школьных конкурсах и выставках: Конкурс поделок на тему: «Подарки осени» место; Поделок ко дню матери – грамота за участие в конкурсе; Изготовление подарков ветеранам – благодарность от ветеранов; Конкурс поделок « Лучшая новогодняя игрушка» Городской конкурс Выставка поделок «Подарки Деду Морозу» 1 место.
14 Адресная направленность Опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, обуславливающих в дальнейшем у участников проектной деятельности конкурентоспособность современном постоянно меняющемся мире.
15 Трудоемкость Современные педагогические технологии - это сложное, многогранное явление. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, школ, направленных не тратить время на уже известное. Требует также теоретической подготовки. Много времени занимает подбор дидактического материала, наглядности, пособий для проведения занятий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.