Составитель Волкова Татьяна Геннадьевна доцент, кандидат психологических наук МБОУ ДОД « ГДООЦ « Потенциал » 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Advertisements

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения школьников. Подготовила: педагог-психолог Агапова И.Ю.
Профилактика суицида. Информацию подготовила педагог- психолог: Загородина Екатерина Сергеевна.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
1. Приведение своих дел в порядок. 2. Прощание. 3. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. 4. Письменные указания ( в письмах, записках, дневнике ).
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Мы выбираем жизнь!. Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев,
Родительское собрание. Суицид в подростковой среде.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ 8 г.Томмот Плышевская Ю.А.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Принятие человека таковым, каким он является.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Мы выбираем жизнь!. Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у.
«Профилактика суицидального поведения подростков».
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: тысяч.
Транксрипт:

Составитель Волкова Татьяна Геннадьевна доцент, кандидат психологических наук МБОУ ДОД « ГДООЦ « Потенциал » 2015 г.

Кризисные ситуации (Всемирная организация здравоохранения 1994) угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре.

Кризисное состояние проявляется (Амбрумова А.Г., 1988, ВОЗ 2001) В аффективной сфере – всем спектром интенсивных отрицательных эмоций (внимание к словам безысходность, невыносимость ) В когнитивной сфере – неадаптивной концепцией произошедшего, пессимистической оценкой настоящего, будущего (внимание к словам - ненужность, бесцельность). Искажением восприятия времени, - переживаниями, что для решения ситуации времени не осталось. Нарушением личностной идентификации - изменением оценки своих возможностей, уменьшение способности к принятию решения. Нарушениями поведения - асоциальными, агрессивными, импульсивное. Соматическим неблагополучием – слабостью, разбитостью, приступами сердцебиения.

Социум Семья Личность Размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностных ориентиров в обществе Рост агрессии, враждебности, преступности Размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение с воспитания ребенка на его обеспечение Рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия) Размытость границ «Я», что Я из себя представляю, кто Я в этой семье, в этом обществе. Рост агрессивных и аутоагрессивных форм поведения

Суицид занимает 13 е место среди причин смерти во всем мире (WHO, 2005), причем частота этого явления постоянно растет. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста (WHO, 2005). У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России: частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на подростков, в Москве 4,9 на , попытки суицида совершает каждый 12 подросток. По данным МГППУ, в Москве (февраль 2012 г.) более чем в два раза, по сравнению с предшествующим периодом (2008 – 2011 г.), увеличилось количество обращений детей и подростков в службу «Детский телефон доверия» по вопросам, связанным с суицидальными мыслями или намерениями.

Ежегодно в России, каждый двенадцатый подросток в возрасте лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает одно из первых мест.

Спецификой подросткового возраста является повышенная сенситивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Это способствуют тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения.

Прямое суицидальное поведение суицидальные мысли, суицидальные попытки и завершённые суициды. Непрямое суицидальное поведение подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание, злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией. В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки (100:1 по отношению к самоубийствам), значительно чаще их совершают девушки (10:1 по отношению к юношам). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, и чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.

С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза и порядка 80% совершивших самоубийство подростков можно было бы поставить диагноз постравматического стресса, или проявления симптомов насилия и агрессии. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность-агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.

Предшествующие попытки самоубийства или аутоагрессивных действий увеличивают риск суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.

Суицидальные дети часто испытали конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля за ситуацией. Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников (ситуация боулинга) или взрослых.

Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных личностей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи тоже существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытка самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

1. Социальная изоляция 2. Нестабильное окружение 3. Ощущает себя жертвой насилия. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Перенёс тяжёлую потерю. 6. Суицид совершал кто-то из близких. 7. Слишком критичен по отношению к себе.

Желание быть мертвым – не существовать, часто развивается во время скорби (острые стрессовые реакции, расстройства адаптации). Желание умереть и таким образом изменить окружающую невыносимую действительность (тяжелая депрессия). Желание убить – страсть включающая себя выраженный волевой, энергетический компонент, экзистенциальное отчаяние, импульсивность.

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему смерти без конкретизации в плане лишения себя жизни. Суицидальные замыслы – разработка плана по реализации суицида. Суицидальные переживания + аффективная напряженность. Суицидальные намерения – принятие решения о самоубийстве. Что предполагает присоединение к замыслу волевого компонента.

В исследованиях А.Г. Амбрумовой показано, что конечная цель попытки самоубийства (смерть) и ее психологический смысл не всегда совпадают. Основные мотивы самоубийств: "призыв" (известный в мировой литературе как "крик о помощи", где основным смыслом является привлечение к себе окружающих); "протест" (активная реакция против сложившейся ситуации); "пара суицидальная пауза" (необходимость дать себе хотя бы короткий отдых в ситуации конфликта); "избежание страдания" (необходимость "выключения" из невыносимой ситуации); "самонаказание" (стремление к наказанию себя как виновного в создавшемся положении); "отказ" (желание умереть, прекратить существование).

Протестные формы отражают агрессивную позицию суицидента, Это выражение противодействия к конфликтной ситуации, к враждебному окружению при невозможности ее (его) изменения. Месть - это конкретная форма протеста, когда гетеро агрессию нельзя реализовать. Сын, незаслуженно оскорбленный отцом, в гневе порезал себе вены на предплечье. Здесь звучит и протест против отца, и элементы мести, поскольку он знал реакцию матери».

Суицидальное поведение по типу «призыва» отражает пассивную реакцию личности с целью привлечения внимания к ситуации и возможности получения помощи для ее изменения. «Подросток, уставший от завышенных претензий и притязаний матери, от постоянных переводов в другие школы с более высококачественным уровнем обучения, с суицидальной целью выпил горсть таблеток, которые нашел дома в аптечке».

При суицидах избежания наказания или страдания речь идет также о пассивной реакции личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию. Смысл суицида сводится к избежанию угрозы путем самоустранения. Это могут быть суициды с целью избежать физических страданий, в виде страха перед уголовной ответственностью, у молодежи нередко в виде страха перед наказанием.

Суицид по типу самонаказания является протестом против себя и является, по существу, самообвинением. Диалог с самим собой идет по пути гиперболизации, выявленных у себя отрицательных качеств, поступков и пр. Это самообвинение выявляется в рамках депрессивных переживаний, угрызений совести, чувстве греховности, при совершении непростительных поступков, когда суицидент осознает их отрицательную моральную сторону.

При суицидах в форме отказа цель суицида и мотив совпадают, поскольку и цель и мотив направлены на лишение себя жизни. Это также относится к протесту против себя, но в виде неудовлетворенности итогами своей жизни и пессимистические оценкой реальных перспектив существования. Диалог с самим собой в плане сравнения положительных и отрицательных моментов продолжения жизнедеятельности, по поводу своего места и роли в жизни не снимает конфликта между потребностями и достигнутыми целями. Суицид выступает как следствие отрицательного баланса.

В результате исследований установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно ни разворачивалось, всегда имеет определенную фазность своей динамики. Как известно, самоубийству предшествует пресуицид. Он включает в себя две фазы: предиспозиционную и собственно суицидальную.

Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека по выходу из кризисной ситуации (период поиска «точки опоры»). По мере того как исчерпываются варианты разрешения ситуации, порождается мысль о ее неразрешимости. На этом этапе суицидент остро ощущает невыносимость существования в сложившихся условиях и, предположительно, констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. В этих условиях еще сохраняется возможность оказать помощь и поддержку человеку, вывести его из тупика.

Суицидальная фаза пресуицида Если же суицидент не нашел варианта выхода из кризиса, не получил помощи и поддержки, то происходит дальнейшее углубление его дезадаптации. У человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа суицида. На этом этапе, как правило, необходимо вмешательство специалистов психиатров.

СПОСОБЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ О НАМЕРЕНИИ СУИЦИДА Можно выделить четыре вида информирования о суициде: Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида. Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу», «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»). Прямое невербальное информирование (например, приобретение и взятие из дома лекарств). Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов, помещение своей фотографии в черную рамку, фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение

РАЗВИТИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЧАСТО СВЯЗАНО С ДЕПРЕССИЕЙ, НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ЕЕ ТИПИЧНЫЕ СИМПТОМЫ, О КОТОРЫХ МОГУТ СООБЩИТЬ УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ. Часто грустное настроение, периодический плач. Безнадежность и беспомощность. Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась. Поглощенность темой смерти. Постоянная скука. Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях. Пропуск школы или плохая успеваемость. Деструктивное поведение. Низкая самооценка и чувство вины. Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам. Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность. Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль. Сложности концентрации. Значительные изменения сна и аппетита. Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

1. Длительная конфликтная ситуация в семье 2. Отношения с родителями. 3.«Школьные причины». 4. Конфликтные отношения со сверстниками. 5. Неадекватное отношение к смерти, «философическая интоксикация». 6. Повышенная внушаемость. 7. Романтические отношения, неразделённая любовь.

1. изменение стереотипа поведения человека; несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбуждённое поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых. 2. сужение круга его контактов, стремление к уединению. 3. недостаток сна или повышенная сонливость; 4. нарушение аппетита; 5. признаки беспокойства, вспышки раздражительности; 6. усиление чувства тревоги; 7. признаки вечной усталости, упадок энергии; 8. неряшливый внешний вид; 9. усиление жалоб на физическое недомогание; 10. склонность к быстрой перемене настроения; 11. отдаление от семьи и друзей; 12. активная предварительная подготовка; 13. излишний риск в поступках;

1. целенаправленный поиск средств ухода из жизни (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и жидкостей и т.п.); 2. выражение безнадёжности, 3. поглощённость мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах. 4. косвенные «намёки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу коллег с петлёй на шее из брючного ремня, верёвки, телефонного провода и т.п., «игра» с оружием, имитирующая самоубийство и т.д.); 5. фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); 6. символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.);

открытые антивитальные заявления подростков: -Ненавижу жизнь; -Не могу больше этого вынести; -Я покончу с собой; -Просто жить не хочется; -Никому я не нужен; -Всем будет лучше без меня; -Мне нечего ждать от жизни; -Они пожалеют о том, что они мне сделали; -Я стал обузой для всех; -Я покончу с собой; -Никому я не нужен; -Это выше моих сил.

- Первая половина дня – 32% - Вторая половина – 44% - Ночь – 24%.

Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает: в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями и переживаниями; в период «пиков возрастной суицидальности» (между 11-12, 15-16, , годами); в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в коллективах и т. д.; больше самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы, «пиком сезонной суицидальности» является май, самое малое число суицидов бывает в декабре.

Типичные ошибки и заблуждения (мифы) Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми. Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно. Заблуждение 6. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство. Заблуждение 7. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству». Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

ЗАЩИТНЫЕ (АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ) ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТИ Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей. Религиозные, культурные и этнические ценности. Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе. Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга. Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким. Выраженное чувство долга, обязательность. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба. Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида. Представление о неиспользованных жизненных возмож­ностях. Наличие творческих планов, тенденций, замыслов. Наличие эстетических критериев в мышлении (нежела­ние выглядеть некрасивым даже после смерти).

1 Внимательно выслушать. 2. Оценить серьёзность намерений и чувств ребёнка. Имеется ли конкретный план? 3. Оценить глубину эмоционального кризиса. справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия 5. Внимательно отнестись ко всем обидам и жалобам. 6. Не бойтесь прямо спросить: «Похоже что-то стряслось? Что тебя мучает? Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?» 7. Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать самоубийство как «нормальный» вариант. 8. Поддержите ребёнка эмоционально. 9. Обратитесь за помощью к психологу в оценке потенциала индивидуума причинить себе вред.

В ходе беседы с ребенком, в том случае если его поведение вызывает у Вас опасение: Важно выслушать терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). использовать такие психологические приемы, как: "сопереживание", "эмпатическое выслушивание". Установить последовательность событий, которые привели к кризису; Снять ощущение безысходности ситуации. целесообразно применение следующих приемов: "преодоление исключительности ситуации", "поддержка успехами" и др.

Осуществить совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. "планирование" - т.е. побуждение к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; "удержание паузы" - целенаправленное молчание, чтобы дать возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности. Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: "логическая аргументация", "рациональное внушение уверенности".

Пять правил повышения самооценки у детей. Памятка для родителей. Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата. Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение. Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.

У психологов есть совет, который должен стать законом для родителей: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите ВСЕ свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе. И еще: ребенок, подросток должен знать, что он ВСЕГДА может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

Единый телефон доверия для детей и подростков и их родителей Кризисная линия для мужчин (круглосуточно) Телефон доверия для женщин – (круглосуточно) Телефон доверия анонимной психологической кризисной службы (круглосуточно) Телефон доверия Алтайского краевого наркологического диспансера , пн., вт., ср. – с до Информационный телефон по проблеме ВИЧ- инфекции/СПИД (кроме сб. и вс.) Телефон Здоровья с до

ПРОГРАММЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ САМОУБИЙСТВ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА БАЗЕ ШКОЛ С УЧЕТОМ СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА РЕШАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ 1. Программы предотвращения самоубийств, рассчитанные на подростков группы высокого риска, направленные на выработку у них навыков и оказание социальной поддержки, эффективны в снижении факторов риска (депрессия, чувство безнадежности, стресс, беспокойство и гнев), а также в усилении защитных факторов (самоконтроль, навыки решения проблем, самоуважение и сетевая поддержка). 2. Программы профилактики самоубийств, направленные на изменение форм поведения, а также на улучшение психологической адаптации, снижают степень антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, улучшают идентификацию своего «Я» и психологическую адаптацию. 3. Просветительские программы по проблеме самоубийств рассчитаны на общий контингент школьников, педагогов, родителей. Повышаются знания о причинах развития суицидального поведения, способов совладания и тех ресурсах, которые можно использовать в качестве поддержки.

1. Банников Г.С., Кошкин К.А. Антивитальные переживания и аутоагрессивное поведение у подростков // Центр ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МГППУ ФГБУ Московский НИИ психиатрии Минздрасоцразвития 2. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовепшеннолетних в образовании: методическое пособие.- Барнаул, – 184 с. 3. Психолого-педагогическая и социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (методические рекомендации)/ Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ» г. Ханты-Мансийск, 2009 – 317 с Причины детского суицида. Его профилактика Сайт знакомит родителей с причинами детского суицида и предлагает методы профилактики суицидального поведения подростков статья детского психолога Елены Гориной о причинах детского суицида.