Проективные методики диагностики личности

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики.
Advertisements

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. projectio выбрасывание вперед) один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Объект и методы. Мотивация занимает ведущие место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
Подготовил Голобородько Евгений.
Диагностика в работе классного руководителя. комплексное изучение отдельных обучающихся класса и всей группы в целом обратная связь в педагогической системе,
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
Характер Понятие о характере. Структура характера. Способы изучения. Как сформировать характер у ребенка, как изменить привычки у взрослых.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Транксрипт:

Проективные методики диагностики личности. Выполнила: студентка 4 курса Юсупова М.М.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ( лат. projectio выбрасывание вперед ) совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода

Основные теоретическая база : психоанализ ( считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для « Я », приписы ­ ваются внешнему объекту и тогда прони ­ кают в сознание как измененное восприя ­ тие окружающего мира ). перцептивные теории личности ( каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляет ­ ся тем ярче, чем менее стереотипны ситуации - стимулы, побуждающие ее к активности ).

Франкл выделил ряд общих признаков проективных методик : относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов ; неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного « экрана », на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния. глобальность подхода к оценке личности, и прежде всего к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон. мы можем добавить еще одно свойство – отсутствие « правильных / неправильных ответов », а также ограничений в выборе стимула.

Различают следующие группы ПМ.: 1) конститутивные структурирование, оформление стимулов, придание им смысла ( тест Роршаха ); 2) конструктивные создание из оформленных деталей осмысленного целого (« Тест Мира », тест « Деревня »); 3) интерпретативные истолкование какого - либо события, ситуации ( Тематической апперцепции тест, Тест детской апперцепции, тест Хекхаузена, Тест руки ); 4) катартические осуществление игровой деятельности в специально ор ­ ганизованных условиях ( Психодрама ); 5) экспрессивные рисование на свободную или заданную тему (« Дом дерево человек », Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, « Свободный рисунок », « Картина мира », « Автопортрет », « Несуществующее животное », « Кинестетический рисунок семьи », « Рисунок человека », « Дерево »); 6) импрессивные предпочтение одних стимулов ( как наиболее желательных ) другим ( Тест Люшера, тест цветных пирамид ); 7) аддитивные завершение предложения, рассказа, истории ( Методика « Завершение предложений », « Завершение истории » и т. п.).

История развития проективных методик : первое описание принадлежит Г. Мюррею ( рассматривал проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организа ­ ции. Защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться ). Начало 40- х гг. « проективное движение » в западной психологии набирает силу ( проективный метод становится едва ли не самым популярным в психодиагностике ( оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты.) Основной принцип объяснения и анализа феномена проекции в отечественной психологии разработан С. Л. Рубинштейном.( процесс восприятия рассматривается как активный, носящий личностный характер. В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной ( перцептивно - моторной ) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения ). 80- е годы в русской психологии начинаются исследования проблемы бессознательного психического ( Л. Ф. Бурлачук (1979); Ю. С. Савенко (1979), Е. Т. Соколова (1979).

На сегодняшний день доминирующая область применения проективных методик – клиническая психология. Психодиагностическая ценность напрямую зависит от умений клинициста, а психометрические характеристики оказываются ненужными.