Проективные методики диагностики личности. Выполнила: студентка 4 курса Юсупова М.М.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ( лат. projectio выбрасывание вперед ) совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода
Основные теоретическая база : психоанализ ( считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для « Я », приписы ваются внешнему объекту и тогда прони кают в сознание как измененное восприя тие окружающего мира ). перцептивные теории личности ( каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляет ся тем ярче, чем менее стереотипны ситуации - стимулы, побуждающие ее к активности ).
Франкл выделил ряд общих признаков проективных методик : относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов ; неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного « экрана », на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния. глобальность подхода к оценке личности, и прежде всего к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон. мы можем добавить еще одно свойство – отсутствие « правильных / неправильных ответов », а также ограничений в выборе стимула.
Различают следующие группы ПМ.: 1) конститутивные структурирование, оформление стимулов, придание им смысла ( тест Роршаха ); 2) конструктивные создание из оформленных деталей осмысленного целого (« Тест Мира », тест « Деревня »); 3) интерпретативные истолкование какого - либо события, ситуации ( Тематической апперцепции тест, Тест детской апперцепции, тест Хекхаузена, Тест руки ); 4) катартические осуществление игровой деятельности в специально ор ганизованных условиях ( Психодрама ); 5) экспрессивные рисование на свободную или заданную тему (« Дом дерево человек », Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, « Свободный рисунок », « Картина мира », « Автопортрет », « Несуществующее животное », « Кинестетический рисунок семьи », « Рисунок человека », « Дерево »); 6) импрессивные предпочтение одних стимулов ( как наиболее желательных ) другим ( Тест Люшера, тест цветных пирамид ); 7) аддитивные завершение предложения, рассказа, истории ( Методика « Завершение предложений », « Завершение истории » и т. п.).
История развития проективных методик : первое описание принадлежит Г. Мюррею ( рассматривал проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организа ции. Защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться ). Начало 40- х гг. « проективное движение » в западной психологии набирает силу ( проективный метод становится едва ли не самым популярным в психодиагностике ( оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты.) Основной принцип объяснения и анализа феномена проекции в отечественной психологии разработан С. Л. Рубинштейном.( процесс восприятия рассматривается как активный, носящий личностный характер. В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной ( перцептивно - моторной ) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения ). 80- е годы в русской психологии начинаются исследования проблемы бессознательного психического ( Л. Ф. Бурлачук (1979); Ю. С. Савенко (1979), Е. Т. Соколова (1979).
На сегодняшний день доминирующая область применения проективных методик – клиническая психология. Психодиагностическая ценность напрямую зависит от умений клинициста, а психометрические характеристики оказываются ненужными.