Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ СОШ 1393 ЮВАО г. Москвы Губарева Людмила Петровна Москва, 2013.
Advertisements

Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Майнская средняя общеобразовательная школа г. Саяногорска. Профориентационная деятельность, как одно из условий успешной.
Диагностика и мониторинг воспитанности учащихся МОУ школы п. Харлу (в период с гг) Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его.
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
1 Агрессивность как фактор влияния на развитие ценностных ориентаций подростков Выпускная квалификационная работа Исполнитель: ХХХ Руководитель: ХХХ.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ Выполнил Шайхудинова Алина Николаевна МБДОУ 5 «Полянка»
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. А. ШОЛОХОВА Факультет психологии и управления человеческими ресурсами Кафедра психологии управления.
Работаем в команде: сотрудничество психолога с классным руководителем в процессе социализации и воспитания обучающихся Педагог-психолог ГАОУ ВО МГПУ Институт.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Шергина Мария Александровна Московский городской психолого- педагогический университет Факультет «Психология образования» Магистратура «Школьная психология»
Московский городской психолого- педагогический университет Научная работа на тему Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация.
Изучение и Изучение и диагностика диагностика Личности школьника Личности школьника Сальникова Т.В. Педагог-психолог МОУ СОШ П. Зеленоборск.
Совместное заседание Кафедры педагогики и МО классных руководителей.
Транксрипт:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра психологии образования Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра психологии образования Калмыкова Валентина Николаевна магистерская диссертация Москва, 2012

Проблема исследования: каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования: ценностно– смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.

Гипотеза исследования: В структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного успеха и благополучия. Нравственные ценности: дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость.

Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого- педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.

Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью игры соревновательного типа. Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы.

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.

Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила, Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта

1. Тестирование учащихся Проводилось с целью выявления ведущих, доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся. Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы.

Диаграмма распределения доминирующих мотивов:

Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узко личностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.

2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные общечеловеческие материальные

График результатов ранжирования предпочтений:

Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.

Распределение выбора действия учащихся: Тур 1 Тур 2

Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.

4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.

Распределение показателей воспитанности испытуемых:

Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.

Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.

Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам, на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Спасибо за внимание